город Москва |
|
2 сентября 2019 г. |
дело N А40-156092/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СПАО "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019
по делу N А40-156092/19, принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по ЦФО к СПАО "Ингосстрах" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Цапко Г.С. по доверенности от 03.05.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 СПАО "Ингосстрах" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30.000 руб.
СПАО "Ингосстрах" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе поступило обращение физического лица (вх. N ОЭТ5-1628 от 18.04.2019), содержащие сведения об отсутствии возможности заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа на официальном сайте СПАО "Ингосстрах" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В ходе проверки изложенных в обращениях сведений административным органом выявлено нарушение обществом условий п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. п. 22, 28 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не обеспечив в момент обращения физического лица на сайт страховщика сплошную непрерывную регистрацию информации о действиях заказчика и страховщика, с использованием сайта страховщика, а также не обеспечено бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена.
13.06.2019 по факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол N ТУ-45-ЮЛ-19-12965/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом на основании ст. ст. 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола телеграммой от 06.06.2019 N Т1-18-11-01/62363.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в арбитражный суд с заявлениями о привлечении СПАО "Ингосстрах" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 N 431-П.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 40-ФЗ.
С 01.01.2017 страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном положениями Федерального закона N 40-ФЗ.
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 40-ФЗ (п. 7.2 ст. 15 Федерального закона N 40-ФЗ).
Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме, в том числе при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа установлены Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с п. 22 Указания N 4190-У страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращениях физического лица, административным органом установлено следующее.
Из обращения заявителя и приложенных к нему скриншотов следует, что 18.04.2018 физическое лицо имело намерение заключить договор ОСАГО в виде электронного документа со страховщиком, в связи с чем обратилось на официальный сайт страховщика.
В рамках рассмотрения обращения страховщика Управлением Службы в адрес страховщика направлен запрос от 24.04.2019 N С59-8-16/19582 о предоставлении сведений и сеансовой информации в отношении действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно документам, представленным страховщиком письмом от 07.05.2019 N 14-3655, физическим лицом 18.04.2019 осуществлялись действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа на сайте страховщика. Из представленных страховщиком сведений следует, в процессе оформления договора на сайте страховщика на экране устройства физического лица отображено диалоговое окно с предложением перейти на сайт Российского Союза Автостраховщиков для гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде с иным страховщиком-членом РСА (код действия 35; время 10:26:55, 11:16:05).
По информации страховщика в рамках указанного сеанса заявителю предложено перейти на сайт Российского союза автостраховщиков по причине возникновения сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте страховщика. В момент обновлений сайта страховщика происходит множественное подключение новых сервисов и все возникающие ошибки, как правило, носят разовый характер, устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют, поэтому и не документируются.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ и является публичным.
В силу п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом N 40-ФЗ.
Согласно п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
Страховщик, не обеспечив бесперебойное функционирование информационных систем и средств связи для информационного обмена при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, нарушил п. 22 Указания N 4190-У.
В соответствии с п. 28 Указания N 4190-У, страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У: порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении; дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия; набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении; код, соответствующий выполняемому действию; идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем, идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Информация, указанная в п. 28 Указания N 4190-У, подлежит, хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию N 4190-У.
Таким образом, страховщик нарушил положения п. 28 Указания N 4190-У в части осуществления сплошной непрерывной регистрации информации о действиях страхователя (лица, имеющего намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием сайта страховщика.
Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) СПАО "Ингосстрах" обязано соблюдать требования страхового законодательства.
Материалами дела подтверждается, что СПАО "Ингосстрах" не соблюдены лицензионные требования и условия, установленные п. 5 ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1, а именно: в нарушение требований п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, п. п. 22, 28 Указания N 4190-У не обеспечено бесперебойное функционирование сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при обращении лица, в следствие чего обязанность по предоставлению услуги по заключению договора ОСАГО в форме электронного документа не исполнена.
Заявитель для заключения договора ОСАГО в электронном виде выбрал сайт СПАО "Ингосстрах" и в соответствии с требованиями законодательства указанный договор должен был быть заключен именно на сайте данной страховой организации, а не на сайте Российского союза автостраховщиков.
Предоставление страховщиком ссылки на сайт Российского союза автостраховщиков после осуществления лицом необходимых действий в личном кабинете страхователя на сайте страховщика, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, создали условия, исключающие возможность дальнейшего оформления заявителем договора ОСАГО у СПАО "Ингосстрах".
Согласно п. 6.1.3 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов, утвержденных постановлением Президиума РСА 12.12.2017, у страховщика существует обязанность предложить страхователю перейти на страницу "Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде" на интернет-сайте Российского союза автостраховщиков только в следующих случаях: при нарушении функционирования сайта страховщика; в случае, предусмотренном абз. 2 п. 23 Указания N 4190-У (в случае принятия Банком России решения об отзыве (ограничении, приостановлении) лицензии страховщика на осуществление обязательного страхования). При этом страховщик вправе предложить страхователю перейти на страницу "Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде" на интернет-сайте Российского союза автостраховщиков в иных случаях.
Однако в данном случае, страховщиком не представлено доказательств наличия угрозы нарушения БФС, а предложение страхователю перейти на страницу "Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде" на интернет-сайте РСА не должно лишать его права выбора страховщика и права заключения с эти выбранным страховщиком договора ОСАГО.
Между тем, лицо, предпринимавшее попытку приобрести страховой полис ОСАГО в СПАО "Ингосстрах" через официальный сайт страховщика, фактически лишено права выбора СПАО "Ингосстрах" в качестве страховщика.
При таких обстоятельствах имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях СПАО "Ингосстрах" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколами об административном правонарушении от 13.06.2019 N ТУ-45-ЮЛ-19-12965/1020-1.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований страхового законодательства.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-156092/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156092/2019
Истец: ГУ Центральный банк РФ Банк России в лице Банка России по ЦФО
Ответчик: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45968/19