02 сентября 2019 г. |
Дело N А83-2229/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 02 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лесик А.В.,
с участием представителей:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (после перерыва в судебном заседании) - Шиловой И.А., доверенность от 01.03.2019 N 333-Д, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 - Сорокина О.Н., доверенность от 14.05.2019 N 24/02-2-Шилина В.А., доверенность от 07.08.2019 N 29/02-28, личность подтверждена служебным удостоверением,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019 по делу N А83-2229/2018 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю Республики Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального унитарного предприятия "Марьяновское жилищно-коммунальное хозяйство" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, ликвидатора Менбариева Рустема Авамильевича о признании недействительным решения.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о прекращении деятельности в связи с ликвидацией муниципального унитарного предприятия "Марьяновское жилищно-коммунальное хозяйство" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым; признании недействительной регистрационной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности муниципального унитарного предприятия "Марьяновское жилищно-коммунальное хозяйство" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым в связи с ликвидацией от 14.11.2017 государственный номер 2179102369521, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о МУП "Марьяновское ЖКХ" как о действующем юридическом лице (требование с учётом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Симферополю Республики Крым и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ликвидированное МУП "Марьяновское ЖКХ" и его ликвидатор.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019 по делу N А83-2229/2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее также-апеллянт) обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции при вынесении решения нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции по делу инспекция ссылается на то, что ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, возложена на заявителей. Регистрирующий орган вносит записи в ЕГРЮЛ на основании указанных заявителем сведений, анализируя их только на соответствие требований к комплекту и соблюдению требований оформления, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Исключение составляют случаи, установленные пунктом 4.2 статьи 9 названного Закона, являющиеся основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, в том числе, получение регистрирующим органом письменного возражения заинтересованного лица по форме N Р38001 относительно предстоящей государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указания на обстоятельства, на которых основано такое возражение. Поскольку ГУП РК "Крымэнерго" не обратилось в регистрирующий орган с возражениями по форме N Р38001 и не приняло необходимых и достаточных мер по включению его требований в реестр требований кредиторов, а у инспекции отсутствуют полномочия самостоятельно разыскивать предполагаемых кредиторов юридического лица и устанавливать размер их задолженности, действия по регистрации ликвидации юридического лица являются законными и обоснованными.
ГУП РК "Крымэнерго" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также письменные пояснения и документы по определениям апелляционного суда, в которых против изложенных доводов возразило, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Указывает, что регистрация ликвидации юридического лица не может быть признана законной, поскольку произведена на основании недостоверных сведений об отсутствии кредиторской задолженности, при наличии неисполненных обязательств по оплате потреблённой электрической энергии за январь, февраль 2017 года. Считает, что ликвидационный баланс не может быть представлен для регистрации ликвидации по упрощённой форме.
Помимо этого, Администрацией Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым по запросу апелляционного суда представлены письменные пояснения и документы, в которых Администрация указала, что вся задолженность МУП "Марьяновское ЖКХ" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым была оплачена согласно актам сверки, иной задолженности не имеется, поскольку в декабре 2016 года имущество передано из муниципальной собственности в собственность Республики Крым.
До начала судебного заседания от ГУП РК "Крымэнерго" поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное направлением специалиста в командировку до 25.08.2019.
22.08.2019 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с поступлением ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства, с учётом заявленной длительности командировки представителя, в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.08.2019, информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте. Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
В соответствии со ст. ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ликвидатора Менбариева Рустема Авамильевича и представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю Республики Крым, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" возразила против доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
При этом апелляционный суд исходит из следующего:
Как следует из материалов дела, МУП "Марьяновское ЖКХ" создано по решению Марьяновского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 20.01.2015 N 1-52/VII, зарегистрировано 23.01.2015 (т. 2 л. д. 8-42).
Между МУП "Марьяновское ЖКХ" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым и ГУП РК "Крымэнерго" 15.04.2015 был заключен договор энергоснабжения N 1577 (т. 1 л. д. 14-35),по условия которого ГУП РК "Крымэнерго" приняло обязательства гарантирующего поставщика по продаже электрической энергии и оказанию услуг по её передаче, а также иных услуг, являющихся неотъемлемой частью поставки энергии в точках поставки, определяемых в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, а МУП "Марьяновское ЖКХ" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (потребитель) приняло обязательства соблюдать установленные договором условия и количество потребления электроэнергии (мощности), а также производить оплату приобретённой электроэнергии (мощности), оказанных услуг, иных начислений в порядке, сроки и размере, установленные настоящим договором (пункты,2.2., 3.2.1., 3.4.1., 3.4.2. договора). Обязанность по определению величины отпущенной электроэнергии за расчётный период ежемесячно в срок с двадцать пятого по последнее число расчётного месяца (по объектам с максимальной мощностью менее 670 кВт.-не позднее 16-00 первого рабочего дня месяца, следующего за расчётным), а также дня, следующего за датой расторжения настоящего договора возложена на потребителя (пункт 3.4.3. договора).
Дополнительным соглашением к договору энергоснабжения от 03.03.2016 на потребителя электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившего в установленный срок электрическую энергию гарантирующему поставщику, возложена обязанность по оплате пени, начисленных в соответствии с "Порядком начисления пени" (т. 1 л. д. 36-38).
14.12.2016 Марьяновским сельским советом XXXIII сессии I созыва принято решение N 3-177/ XXXIII "О ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ", которым установлен срок ликвидации -два месяца со дня вступления в сил указанного решения, образована ликвидационная комиссия под председательством Менбариева Р.А. определён перечень её полномочий (т. 2 л. д. 54-59).
Сообщение о ликвидации юридического лица опубликовано в "Вестнике государственной регистрации " N 6(620) от 15.02.2017/116 с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения (т. 2 л. д. 112, 171,172).
14.03.2017 ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в ликвидационную комиссию МУП "Марьяновское ЖКХ" с заявлением требований кредитора по имеющейся задолженности по оплате за электроэнергию, образовавшейся за период с 01.01.2017 по 31.01.2017, приложив к данному заявлению счета - накладные N 1577/50/01176А4, N N 1577/50/0117Ш1 от 31.01.2017. Копия заявления вручена ликвидационной комиссии почтой 16.03.2017 (т. 1 л. д. 39-42, 58-63).
По истечении двухмесячного срока предъявления требований кредиторов ГУП РК "Крымэнерго" продолжило начислять пени и выставлять МУП "Марьяновское ЖКХ" счета на оплату пени на задолженность по оплате электроэнергии (т. 1 л. д. 43-57), но в установленные сроки в суд с иском о взыскании задолженности и пени не обратилось.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (письмо исх. N 663/02-31 от 19.08.2019), выставленные к оплате счета об оплате задолженности по состоянию на 31.12.2016 были оплачены в полном объёме платёжными поручениями N 6 от 24.01.2017, N 8 от 26.01.2017, в подтверждение чего представлены копии счета -накладной N 1577/50/1216А1 от 31.12.2016, двустороннего акта приёма-передачи товара N 1577/50/1216А1ПП1 от 31.12.2016, акта сверки с 01.01.2017 по 27.01.2017 и платёжных поручений N 6 от 24.01.2017, N 8 от 26.01.2017. Администрация указала, что все требования заявителя ликвидационной комиссией удовлетворены, а объекты водоснабжения и водоотведения были переданы в государственную собственность Республики Крым в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 N 1685-р "О закреплении имущества" и актом приёма-передачи к нему (т. 4 л. д. 7-17).
Материалами дела подтверждено, что с момента принятия решения о ликвидации председатель ликвидационной комиссии МУП "Марьяновское ЖКХ" неоднократно обращался в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации ликвидации предприятия на основании решения Марьяновского сельского совета XXXIII сессии I созыва N 3-177/ XXXIII "О ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ" от 14.12.2016 (заявления от 22.12.2016 вх. N 15676А, от 30.12.2016 вх. N 16259А, от 23.10.2017 вх. N 519А, от 07.11.2017 вх. N 537А (т. 2 л. д. 43,48-53,62-68,77-91, 94-112).
Решениями от 28.12.2016 N 15676А, от 13.01.2017 N 16259А по заявлениям от 22.12.2016 вх. N 15676А, от 30.12.2016 вх. N 16259А (т. 2 л. д. 44-47,60,61) отказано в государственной регистрации решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов, а также подписания заявления неуполномоченным лицом.
30.10.2017 инспекцией принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по заявлению от 23.10.2017 вх. N 519А (т. 2 л. д. 76).
По результатам рассмотрения заявления от 07.11.2017 вх. N 537А и приложенных к нему документов принято решение о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией от 14.11.2017 (т. 2 л. д. 93).
14.11.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2179102369521 о ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ" (ОГРН 1159102038644).
Заявитель оспорил решение о ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ" и запись о ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ" (ОГРН 1159102038644) в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу о представлении для государственной регистрации ликвидации ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами, поскольку для регистрации представлена упрощённая бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2017 год, содержащая сведения об отсутствии кредиторской задолженности, которые суд первой инстанции счёл недостоверными ввиду отсутствия в данном балансе сведений о задолженности перед ГУП РК "Крымэнерго", образовавшейся в период с января 2017 г. по февраль 2017 г., и пени.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее:
Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации), пунктом 1 которой определён перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица:
а)подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчёты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г)документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, на что указано в пункте 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, согласно которому регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, предусмотренных указанным законом.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что документы, предусмотренные статьёй 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что Законом о государственной регистрации не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами. Установленная действующим законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для её проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными правовыми актами формам и порядку их заполнения.
Исключение из данного правила составляют случаи, предусмотренные пунктом 4.2 Закона N 129-ФЗ, согласно которому регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 указанной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 4.3 и 6 статьи 9, пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 названного Закона мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и Порядок).
Подпунктом 1 пункта 2, пунктом 4 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в том числе, наличие в регистрирующем органе письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением подтверждающих документов.
В рассматриваемой ситуации данные условия не соблюдены.
ГУП РК "Крымэнерго", считая себя кредитором ликвидируемого должника (МУП "Марьяновское ЖКХ") и обладая сведениями о принятом 14.12.2016 решении о его ликвидации (о чём свидетельствует обращение с заявлением о включении требований в реестр кредиторов от 14.03.2017) не обратилось в регистрирующий орган с возражениями против предстоящей регистрации ликвидации юридического лица и (или) о проверке достоверности сведений, представленных для государственной регистрации ликвидации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.03.2017, действующей на момент принятия спорного решения) (далее - ГК РФ) ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчётов с кредиторами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.
Пунктом 4 статьи 64 ГК РФ (пункт действовал в 2017 году, на дату принятия оспариваемого решения) кредитору в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении его требований либо уклонения от их рассмотрения было предоставлено право до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Названные механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учётом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы (абзац 4 пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пункт 1 статьи 63 ГК РФ).
Таким образом, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при уклонении от рассмотрения требования - оспаривание такого уклонения в суд.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемой ситуации ГУП РК "Крымэнерго" не доказано наличие у МУП "Марьяновское ЖКХ" задолженности за электроэнергию перед ним за январь, февраль 2017 года.
Ликвидационной комиссией МУП "Марьяновское ЖКХ" наличие задолженности и пени за период с 01.01.2017 по 31.01.2017 в общей сумме 51 164 руб. 84 коп. по договору N 1577 от 15.04.2014 не признано, в промежуточный и ликвидационный баланс по упрощённой форме данная задолженность не включена.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений ГУП РК "Крымэнерго" и Администрации Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым исх. N 663/02-31 от 19.08.2019, а также совокупности представленных в дело документов в (счетов на оплату электроэнергии, потреблённой в январе 2017 года и пени, ведомостей снятия показаний потребителей в январе и феврале 2017 года, актов сверок, платежных поручений) следует, что оплата электроэнергии, потреблённой на нужды МУП "Марьяновское ЖКХ", по состоянию на 31.12.2016 произведена в полном объёме.
Заявленный ГУП РК "Крымэнерго" период образования задолженности по оплате электроэнергии (январь, февраль 2017 года) является спорным, поскольку в декабре 2016 года имущество было передано из муниципальной собственности в собственность Республики Крым, после чего возникли разногласия по вопросу об определении субъекта, обязанного оплачивать электроэнергию. Из письменных пояснений Администрацией Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым следует, что орган местного самоуправления считает завершёнными расчёты за потреблённую муниципальным предприятием электроэнергию после передачи имущества в собственность Республики Крым, в то время как энергоснабжающая организация полагает, что для прекращения обязательств МУП "Марьяновское ЖКХ" необходимо расторжение договора энергоснабжения.
Спор об определении объёма и стоимости электроэнергии, потреблённой в январе, феврале 2017 года, а также субъекта, обязанного оплачивать электроэнергию после передачи имущества в собственность Республики Крым, является гражданско-правовым и подлежит рассмотрению в судебном порядке, для чего пунктом 4 статьи 64 ГК РФ (пункт действовал в 2017 году), пунктом 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено право добросовестного кредитора на обращение в суд с самостоятельными гражданско-правовыми требованиями до утверждения ликвидационного баланса юридического лица и корреспондирующая данному праву обязанность регистрирующего органа не осуществлять государственную регистрацию ликвидации до рассмотрения спора судом.
Если же кредитор не реализует свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель, как кредитор, не получив ответа МУП "Марьяновское ЖКХ" на заявление требований кредитора от 14.03.2017 N 1021/3908 о включении требований об оплате задолженности и пени за период с 01.01.2017 по 31.01.2017 в общей сумме 51 164 руб. 84 коп. по договору N 1577 от 15.04.2015, не воспользовался правом обратиться в суд с иском к МУП "Марьяновское ЖКХ" (ликвидационной комиссии) и не представил в регистрирующий орган возражений против предстоящей регистрации ликвидации юридического лица, то есть не воспользовался установленными законодательством механизмами защиты прав добросовестного кредитора, в связи с чем в силу приведённых выше положений подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ его требования считаются погашенными, риск неблагоприятных последствий несовершения данных действий возложен на заявителя.
Доказательств обратного ГУП РК "Крымэнерго" в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о недостоверности указанных в ликвидационном балансе предприятия сведений об отсутствии кредиторской задолженности в отсутствие судебных дел и возражений ГУП РК "Крымэнерго" относительно предстоящей регистрации ликвидации.
Довод ГУП РК "Крымэнерго" о недопустимости представления ликвидационного баланса по упрощённой форме судом апелляционной инстанции исследован и отклонён, поскольку предприятие относилось к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем имело право вести упрощённый бухучёт и сдавать отчётность сдает по упрощённой форме, на что указано в выписке из ЕГРЮЛ (т. 2 л. д. 188). На стадии ликвидации это право предприятие не теряет и сдаёт ликвидационный баланс также по упрощённой форме на основе упрощённого баланса.
Документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации, представлены.
Регистрирующим органом порядок ликвидации МУП "Марьяновское ЖКХ" соблюден, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования по мотиву неполного исследования судом первой инстанции обстоятельств дела; несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.п.1, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019 по делу N А83-2229/2018 отменить, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым удовлетворить.
В удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2229/2018
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: Менбариев Рустем Авамильевич, МУП "Марьяновское жилищно-коммунальное хозяйство" Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Администрация Марьяновского сельского поселения Красногвардейского района, ИФНС России N9 по рК
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5915/19
27.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5915/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5915/19
02.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1862/19
04.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-2229/18