г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А26-3015/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20002/2019 ООО "ФинансБюро"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2019 по делу N А26-3015/2019 (судья А.В. Подкопаев), принятое
по заявлению ООО "ФинансБюро"
к ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансбюро" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 009V12190000002 от 25.01.2019.
Решением суда от 31.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, занятость работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени в течение неполного рабочего дня, исключает возможность включения этих периодов в стаж, дающий право упомянутым работникам на досрочное назначение трудовой пенсии; судом не дана оценка представленных в материалы дела доказательств относительно производственного процесса в Обществе.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в их отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования, и в соответствии с договором о совместной деятельности от 12 мая 2008 года участвует в технологическом процессе по добыче открытым способом гранита и его переработке в карьере, пользователем которого является ООО "Гранитдомдорстрой", расположенном в п. Лахколампи Суоярвского района Республики Карелия. Общество осуществляет деятельность в границах земельного участка, выделенного ООО "Гранитдомдорстрой" для разработки карьера.
Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО "Финансбюро" за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года, по результатам которой 30.11.2018 составлен акт.
Рассмотрев материалы проверки и представленные обществом возражения, Фондом 25.01.2019 принято решение N N009V12190000002, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 14 690,89 руб.; об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ: на страховую часть пенсии в размере 2 432,50 руб.; по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда), в размере 295 994,83 руб.; по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда), в размере 54 114,87 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 563,90 руб.; об уплате пеней, исчисленных по состоянию на 31.12.2016.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод фонда о неправильном применении Обществом тарифов, установленных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Считая решение Фонда недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего
Как установлено Фондом в ходе проверки, Общество является предприятием, участвующим в технологическом процессе по добыче открытым способом гранита и его переработке в карьере, пользователем которого является ООО "Гранитдомдорстрой", расположенном в п. Лахколампи Суоярвского района Республики Карелия.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2015 год и последующие годы - 6%.
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов.
Таким образом, частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в определенном размере в отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу части 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на производстве с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет, условием применения дополнительного тарифа является занятость работника на тяжелых (вредных, опасных) работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 утверждены Список N 1 и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет (далее Список N 1, Список N 2).
Списком N 2 раздела 1 Горные работы (подраздел 2010100а) установлено, что право на назначение досрочной страховой пенсии возникает у рабочих, занятых на открытых горных работах и работах на поверхности разрезов, карьеров по добыче открытым способом нерудных ископаемых, содержащие вредные вещества 1-2 класса опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности.
В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 статьи 7).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
В силу изложенного, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу только в случае, если по итогам аттестации рабочего места либо по результатам специальной оценки условий труда, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
В рассматриваемом случае по итогам аттестации рабочих мест, а также по результатам специальной оценки условий труда были признаны вредными следующие профессии, имеющиеся в штатном расписании общества:
- водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе (общая оценка условий труда - 3.2 класс);
- машинист бульдозера (общая оценка условий труда - 3.2 класс);
- машинист экскаватора (общая оценка условий труда - 3.2 класс);
- машинист погрузочной машины (общая оценка условий труда - 3.2 класс);
- машинист автогрейдера (общая оценка условий труда - 3.2 класс);
- машинист крана автомобильного (общая оценка условий труда - 3.1 класс);
- дробильщики (общая оценка условий труда - 3.1 класс и 3.2 класс);
- электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования (общая оценка условий труда - 3.1 класс).
В соответствии с условиям трудовых договоров, заключенных с работниками, принятыми на вышеуказанные должности, приказов (распоряжений) о приеме на работу, работники приняты на работу в структурное подразделение общества - "Автотранспортный цех" на полный рабочий день по основному месту работы.
Согласно пункту 1 дополнительных соглашений к трудовым договорам, условия труда на рабочих местах вышеуказанных работников по степени вредности (опасности) являются вредными (3 класс опасности, подкласс 3.1, 3.2).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, вышеперечисленными документами подтверждена занятость работников по вышеуказанным профессиям на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в связи с чем, у Общества отсутствовали основания для исключения из базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам выплат и иных вознаграждений, произведенных работникам, занятым в указанных должностях.
Штатное расписание структурного подразделения общества - "Дробильносортировочный комплекс" также содержит должности (профессии), пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии:
- дробильщик;
- электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования;
- начальник смены.
Согласно пункту 1 дополнительных соглашений к трудовым договорам вышеуказанных должностей, условия труда на рабочем месте работника по степени вредности и (или) опасности являются вредными (3 класс, подкласс 3.1).
В соответствии с картами аттестации рабочих мест по условиям труда, картами специальной оценки условий труда по должностям "дробильщик" и "слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования" итоговые классы условий труда: 3.2 и 3.1 (вредный).
В отношении должности "начальник смены" аттестация рабочих мест, как установлено судом первой инстанции, Обществом не проводилась, по результатам специальной оценки условий труда итоговый класс условий труда - 2 (допустимый).
Ввиду того, что переработка гранита на щебень является этапом технологического процесса по добыче полезных ископаемых открытым способом, осуществляется в границах земельного участка, выделенного ООО "Гранитдомдорстрой" для разработки карьера, то на выплаты работникам, работающим на должностях "дробильщик", "электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования", "начальник смены", необходимо исчислять взносы по дополнительным тарифам, предусмотренные ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Также в ходе проверки установлено, что штатное расписание Общества также содержит должности (профессии) "вулканизаторщик" и "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
Работники, работающие на данных должностях (профессиях) в соответствии со Списком N 2 пользуются правом выхода на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда, картам специальной оценки условий труда по должности "электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах", итоговый класс условий труда составляет 3.1 (вредный) и 3.2 (вредный).
В соответствии с трудовым договором N 5/16 Общества с работником и дополнительным соглашением к нему от 06.06.2016 условия труда на рабочем месте электрогазосварщика по степени вредности и (или) опасности являются, согласно специальной оценке условий труда, вредными (класс 3.2).
Аттестация рабочего места по условиям труда по должности "вулканизаторщик" Обществом не проводилась; согласно карте специальной оценки условий труда по должности "вулканизаторщик" итоговый класс условий труда составляет 2 (допустимый), в связи с чем, право на досрочное пенсионное обеспечение у работника, в нарушение действующего законодательства, отсутствует.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что Общество должно было начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу электрогазосварщиков и вулканизаторщиков, независимо от того, в каких производствах они были заняты.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, обязанность страхователя начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ и Закона N 426-ФЗ возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными условиями труда и не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на досрочное получение страховой пенсии.
Допущенные Обществом нарушения привели к занижению базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, что привело к неуплате (неполной уплате) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в связи с чем, Обществу правомерно доначислены суммы страховых взносов, пеней и штрафных санкций.
Довод подателя жалобы о том, что судом не дана оценка представленных в материалы дела доказательств относительно производственного процесса в Обществе, отклоняется судом апелляционной инстанции. Судом оценены все представленные сторонами в материалы дела доказательства, в результате чего суд пришел к обоснованному выводу о наличии у заявителя обязанности по начислению и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
Довод Общества об отсутствии оснований для применения предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам, занятым неполный рабочий день (менее 80% рабочего дня) на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Закон N 212-ФЗ не содержал каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
При этом следует принимать во внимание то, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона N 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, включенном в Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
В этой связи следует признать, что у суда первой инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.05.2019 по делу N А26-3015/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3015/2019
Истец: ООО "ФИНАНСБЮРО"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия межрайонное
Третье лицо: ООО Представитель "Финансбюро" - Ермолина Светлана Александровна