05 сентября 2019 г. |
Дело N А83-1197/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 05.09.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Букшановой М.М.,
при участии:
от Красногвардейского районного потребительского общества - Штурцев Ю.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2018 б/н, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального обслуживания" - Галушко Т.В., представитель по доверенности от 30.08.2019 б/н, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Администрации Красногвардейского района Республики Крым - Усманова А.А., представитель по доверенности б/н от 03.10.2018, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Государственного Совета Республики Крым - Дрягин В.П., представитель по доверенности от 13.03.2019 N 28-50/216, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Совета министров Республики Крым - Вишняков М.В., представитель по доверенности от 15.07.2019 N 1/01-58/4412, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Красногвардейского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2019 по делу N А83-1197/2018 (судья Якимчук Н.Ю.)
по иску Красногвардейского районного потребительского общества к Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципального обслуживания", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Муниципального образования Красногвардейский район в лице Администрации Красногвардейского района
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Красногвардейское районное потребительское общество (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Совету министров Республики Крым, Государственному Совету Республики Крым об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества - одноэтажного нежилого здания конторы (литер А), площадью 417,3 кв.м., расположенного по адресу: Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Титова, д.60.
Определением от 27.03.2018 заменен ненадлежащий ответчик надлежащим - Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципального обслуживания". Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Совет министров Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым.
Определением от 23.08.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Исковые требования основаны на нормах статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы наличием у истца свидетельства о праве собственности на спорное имущество от 01.06.2007 года, выданного исполнительным комитетом Красногвардейского городского совета на основании решения N 18/117 от 24.05.2007 года, в связи с чем истец считает себя в соответствии с положениями статьи 209 ГК РФ, статьей 2 Закона Республики Крым N 38-ЗРК законным собственником истребуемого имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2019 года по делу N А83-1197/2018 (судья Якимчук Н.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что решение исполкома и выдача свидетельства о праве собственности должны были основываться на документах, подтверждающих возникновение у истца по делу права собственности на спорное имущество на момент их издания. Вместе с тем, таких доказательств, как и доказательств подтверждающих передачу спорного имущества от Управлений торговли к облпотребсоюзу, а в последующем организациям потребительской кооперации, а также доказательств создания фирменных магазинов за счет средств облпотребсоюза либо созданных организаций потребительской кооперации, истцом в материалы дела не представлено.
Не согласившись с указанным решением суда, Красногвардейское районное потребительское общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неверно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Определением от 06.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению.
28.08.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" от Администрации Красногвардейского района Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 02.09.2019, представитель Красногвардейского районного потребительского общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на их удовлетворении.
Представители Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального обслуживания", Администрации Красногвардейского района Республики Крым Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым возражали против доводов апелляционной жалобы, просили суд отказать в ее удовлетворении, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду не сообщили.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Поскольку участники процесса надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлено следующее.
01.06.2007 Красногвардейскому районному потребительскому обществу на основании решения исполкома Красногвардейского поселкового совета от 24.05.2007 N 18/117 было выдано свидетельство серия САВ N 493966 о праве собственности на объект недвижимого имущества - одноэтажное нежилое здание конторы (литер А), площадью 417,3 кв.м., расположенное по адресу: Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Титова, д.60 (том 1, л.д.51).
14.01.2016 Советом министров Республики Крым издано распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" (далее - Распоряжение СМ РК от 14.01.2016 N 3-р), которым имущество, согласно приложению передано безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Распоряжения СМ РК от 14.01.2016 N 3-р Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым в установленном порядке дано распоряжение осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
В пункте 6 Распоряжения СМ РК от 14.01.2016 N 3-р установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи. Передаточный акт утвержден 18.01.2016 (том 2, л.д.120-127).
Согласно распоряжению Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 27.09.2017 N 400-п "О закреплении движимого недвижимого имущества" спорный объект недвижимого имущества, закреплен на праве оперативного управления за Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципального обслуживания" (том 1, л.д.111).
Полагая, что спорный объект недвижимого имущества, закреплен на праве оперативного управления за Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципального обслуживания" незаконно, поскольку выбыл из владения собственника помимо его воли, истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд для защиты нарушенных прав.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов установлено, что с даты его подписания, то есть с 18.03.2014, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1); со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Положения части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона N 6-ФКЗ) закрепили, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом к исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие Закона N 6-ФКЗ Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014 принят Закон Республики Крым N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), которым, как следует из его преамбулы, были установлены особенности регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 1 статьи 2-1 Закона N 38-3PK право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014 на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17.03.2014, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Из положений части 1 статьи 12.1, части 1, части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ, пункта 1 статьи 2.1 Закон N 38-3PK, следует, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, являющееся собственностью профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не связаны с актом государственной регистрации права, соответственно.
Государственная регистрация права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является подтверждением уже возникшего права.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", распоряжением администрации Красногвардейского района Республики Крым от 27.09.2017 N 400-п "О закреплении движимого недвижимого имущества" закреплено на праве хозяйственного ведения за оперативного управления за Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципального обслуживания".
Как верно установлено судом первой инстанции, вышеуказанные акты не отменены и подлежат исполнению на всей территории Республики Крым.
Решением Исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов от 07.05.1987 N 219 на основании постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26.02.1987 N 265 и ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР от 14.04.1987 N124 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков" горрайисполкомам, облпотребсоюзу, облагропрому, областному управлению торговли, было поручено в том числе: создание фирменных магазинов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, а также организаций потребительской кооперации по продаже сельскохозяйственной продукции, развитие материально-технической базы рынков, оснащение их современным оборудованием, инвентарем и другими техническими средствами (пункт 1.2).
Управлению торговли было поручено передать в установленном порядке колхозные рынки в ведение облпотребзоюза (пункт 2).
Суды исходили из того, что передаваемые колхозные рынки принадлежали на праве собственности государству, их создание и обеспечение до принятия данного решения обеспечивалось за счет государственного бюджета, а создание фирменных магазинов колхозов обеспечивалось также за счет средств горрайисполкомов, облагропрома и областного управления торговли.
Как верно установлено судом первой инстанции, документов, подтверждающих передачу спорного имущества от Управлений торговли к облпотребсоюзу, а в последующем организациям потребительской кооперации, а также доказательств создания фирменных магазинов за счет средств облпотребсоюза либо созданных организаций потребительской кооперации, истцом в материалы дела не представлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2019 по делу N А83-84/2018.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), собственник вправе истребовать свое имущество от того лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 постановления Постановление N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Исходя из вышеизложенного, к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Исходя из предмета иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие факты: наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками; владение ответчиком спорным имуществом; отсутствие у ответчика законных оснований для владения спорным имуществом.
Виндикационное требование может быть заявлено лишь лицом, являющимся собственником (титульным владельцем) спорного имущества, но фактически не владеющим им, к лицу, в фактическом, но незаконном владении которого находится вещь, но не являющемуся собственником. Истец, предъявивший требование о виндикации, должен одновременно доказать свое право собственности (или иное вещное право) на истребуемое имущество, обладание ответчиком спорной вещью в отсутствие на то правовых оснований либо по порочному основанию приобретения. При этом, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику, предметом виндикационного иска может быть только индивидуально-определенное имущество.
Для целей состоятельности исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
По общему правилу, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" предусмотрено, что право собственности прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения имущества в утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" Перечень.
Пунктом 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14) предписано до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью учитывать как собственность Республики Крым все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в приложении к данному постановлению, то есть в Перечне.
Таким образом, действующее на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательство, определяющее особенности правового регулирования в сфере отношений собственности в переходный период, в течение которого, начиная со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, должна быть обеспечена разумная преемственность между правом собственности Украины и правом собственности Республики Крым, устанавливает и необходимые правовые механизмы, обеспечивающие разрешение вопросов, связанных с закреплением имущества за Республикой Крым.
В Постановлении N 2085-6/14 также были внесены изменения, которыми в Перечень включались объекты недвижимости, принадлежащие различным хозяйствующим субъектам, на праве собственности.
Так, согласно пункту 29.15. перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением N 2085-6/14, в данный перечень также включены 41/100 долей имущества рынка Красногвардейского районного потребительского общества, расположенного по адресу: Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Титова, д.60.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым безвозмездно передано имущество в соответствии с Перечнем имущества, передаваемом в муниципальную собственность, к которому также относится имущество, указанное в исковом заявлении истца.
Указанное Распоряжение N 3-р принято в соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 2, 11 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", Порядком отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность".
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношении в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 20.01.2015) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношении в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных данным Законом.
Согласно части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
В силу положений статьи 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 83 Конституции Республики Крым).
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
В свою очередь, согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом. Республики Крым: управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым; в порядке, установленном данным Законом, принимает решения о передаче имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и о передаче имущества из: муниципальной собственности в собственность Республики Крым.
Статьей 11 Закона N 46 предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым принимаются Советом министров Республики Крым на основании предложений исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления соответственно о передаче имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества.
Решения о передаче движимого имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Крым принимаются Советом министров Республики Крым или уполномоченным органом в случаях, если ему указанные полномочия предоставлены Советом министров Республики Крым.
Государственный Совет Республики Крым согласовывает передачу недвижимого имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Согласно пункту 3 статьи 75 Конституции Республики Крым, статьями 2, 11 Закона N 46, постановлением N 2085-6/14, с целью наделения муниципальных образований Республики Крым имуществом, предназначенным для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность" дано согласие Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу из: государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1 - 29, приложения к постановлению N 2085-6/14.
В обоснование доводов, изложенных в исковом заявлении, истец ссылается на Постановление N 26-П Конституционного Суда Российской Федерации, которым положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона от 31.07.2017 N 38-ЗРК признаны не противоречащими Конституций Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части Постановления), Постановлением лишь выявлен конституционно-правовой смысл вышеуказанных норм Закона (пункт 2 резолютивной части Постановления).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в рамках настоящего дела, истцом не представлены доказательства владения спорным имуществом и, принимая во внимание положения названных законов и нормативных актов, учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного уда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, вникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Имущество отражается на балансе Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального обслуживания", содержание муниципального имущества осуществляет балансодержатель. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что поскольку в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения в данном случае обратилось Красногвардейское районное потребительское общество, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению по делу, относится также, и основания его возникновения.
В пункте 6 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р установлено, что право муниципальной собственности на имущество возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Право муниципальной собственности на спорное имущество возникло 18.01.2016.
Соответствующим Перечнем как и ссылкой на него постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 было дополнено постановлением от 03.09.2014 N 2474-6/14 "О внесении изменения в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которому пункт 11 постановления дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению". На основании чего, как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к постановлению N 2085-6/14.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что право собственности Республики Крым на спорное недвижимое имущество возникло 03.09.2014.
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам, связанным с особенностями регулирования имущественных отношений в переходный период, введенный для интеграции новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, в частности, применительно к прекращению права собственности и возникновению права собственности у Республики Крым на основании части 2-1 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных земельных отношений в Республике Крым" в своем Постановлении от 07.11.2017 N 26-П пришел к следующим выводам:
- закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии охраны частной собственности, предусматривающие недопустимость лишения имущества иначе как в интересах общества и на условиях, установленных законом и общими принципами международного права, нашедшие реализацию и в принципах гражданского законодательства, которое основывается, помимо прочего, на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, в том числе в течение всего переходного периода;
- суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, учитывая при этом имевшую место до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым структурную перестройку экономики Украины и преобразование отношений собственности, включая оценку оснований возникновения права собственности на спорное имущество, и предоставляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях;
- правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него; такой подход предполагает и оценку судом правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификацию действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
Оценив с учетом вышеприведенных руководящих разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и применительно к части 2 статьи 13 АПК РФ пункт 29.22 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, суд не установил его несоответствие иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований Красногвардейского районного потребительского общества, с учетом прекращения такого права 03.09.2014 и возникновения его у Республики Крым, а с 18.01.2016 - у Администрации Красногвардейского района Республики Крым.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании изложенного, учитывая представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что исковые требования Красногвардейского районного потребительского общества являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
С учётом выше изложенного, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2019 года по делу N А83-1197/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Красногвардейского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1197/2018
Истец: КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО, Красногвардейское районное потребительское общество, 9105001311
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Администрация Красногвардейского района РК, ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТРОЛЛЕЙБУС"