город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А53-12856/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представители Окрушко А.Н. по доверенности от 09.01.2019, Приходько А.А. по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица: представитель Загнойко Н.А. по доверенности от 10.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Легион Групп"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 по делу N А53-12856/2019 (судья Ерёмин Ф.Ф.)
по заявлению акционерного общества "Легион Групп" (ИНН 6165200690, ОГРН 1166196074230)
к Министерству промышленности и энергетики Ростовской области,
при участии третьего лица: публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону",
о признании незаконным и отмене
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Легион Групп" (далее АО "Легион-Групп", заявитель)обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству промышленности и энергетики Ростовской области (далее Минипромэнерго Ростовской области) о признании незаконным и отмене п.1 Приложения N 2 к Приказу N 502 от 31.12.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Легион-Групп" обратилось с апелляционной жалобой, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 отменить, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что акционерное общество "Легион Групп", является собственником газораспределительной сети в с. Кулешовска Азовского р-на. Ростовской обл. (бывшая газораспределительная сеть ОАО "АКДП"). Данное оборудование принадлежит обществу на основании договора купли-продажи от 10.10.2016 года, которое зарегистрировано в органах Ростехнадзора, что подтверждается свидетельством о регистрации опасного производственного объекта II класса опасности N А29-06823 от 22.02.2018 года. Вместе с этим, данный объект прошёл экспертизу промышленной безопасности, которая была внесена в реестр экспертиз промышленной безопасности органами Ростехнадзора. Таким образом, на момент обращения ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" от 27.10.2015 N 06-2-04/4792 собственником указанной ГРС ОАО "АКДП" не являлось, поскольку продажа этого имущества была осуществлена в 02.10.2015 году ООО "Легион Групп", а впоследствии 10.10.2016 г. АО "Легион Групп". Следовательно оспариваемый судебный акт содержит недоказанность имеющих значение лдя дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а именно наличие объективных фактов, подтвержденных неопровержимыми доказательствами со стороны ответчика, третьего лица, не обеспечения истцом, или лицом уполномоченным на то на законных основаниях, надлежащей, бесперебойной эксплуатации ГРС, являющейся источником газоснабжения потребителей п. Новоалександровка. с. Кулешовка. х. Высочино Азовского района Ростовской области, что могло бы привести к системным сбоям в работе действующего газопровода - отвода и ГРС с. Кулешовка и отключению пунктов редуцирования газа в вышеуказанных населённых пунктах, и соответственно, в конечном итоге могло привести к приостановлению газоснабжения потребителей. Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что поскольку объект нового строительства - Газопровод высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п. Новоалександровка, с. Кулешовка, X. Высочино минпромэнерго Ростовской области в соответствии с Порядком, включенный первоначально в программу газификации еще в 2015 году, и соответственно мероприятия, направленные исполнителем на строительство данного объекта в рамках Программы газификации Ростовской области стали осуществляться с 01.01.2016, то есть в период, когда собственником действующей ГРС являлось еще ОЛА АКДП, а не в 2018 году, в связи с чем не могло никаким образом повлиять па экономическую деятельность АО "Легион Групп". Указанные выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт также критически относится в доводам суда о том, что поскольку данные о мероприятиях Программы находятся в открытых источниках, АО "Легион Групп" не могло не располагать сведениями о начале проектирования и строительства указанного объекта с 2015 года, в том числе и в момент совершения сделки по приобретению действующей ГРС, однако обратилось в суд с соответствующим заявлением только в 2019 году. При этом, осуществляя сделку по приобретению ГРС, АО "Легион Групп" должно было оценивать риски в экономической сфере, и получив в собственность ГРС, приобрело соответственно эти риски. Указанные обстоятельства, каких либо правовых обязанностей и последствий не несут по существу paccмaтpивaeмого спора, за исключением лишь того, что истец обратился в суд с настоящим иском в 2019 году, поскольку именно в этот временной промежуток на прилегающей территории к спорной ГРС силами третьего лица путем привлечения подрядных организаций началось строительство и (или) реализация оспариваемой части программы, т.е. п.1 Приложения N2 к Приказу N 502 от 31.12.2018 г. При рассмотрении настоящего дела судом не применён закон подлежащий применения, положение ст. 10 ГК РФ, т.е. допущено нарушение норм материального права, в силу которой, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Доказательством злоупотребления правом со стороны ПАО "Газпром газораспределения Ростов-на-Дону" является тот факт, что с момента обращения (27.10.2015 года) до настоящего времени факты якобы не обеспечения собственником - АО "Легион Групп" надлежащей, бесперебойной эксплуатации ГРС, являющейся единственным источником газоснабжения потребителей п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино Азовского района Ростовской области, так и не привели к системным сбоям в работе действующего газопровода - отвода и ГРС с. Кулешовка и отключению пунктов редуцирования газа в указанных населенных пунктах, и к приостановлению газоснабжения потребителей. Кроме того умысел третьего лица - ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" с очевидностью был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной целью которого было причинение вреда АО "Легион Групп" (отсутствие иных добросовестных целей), указанное подтверждается письменными материалами дела согласно которых Газпром использовал при получении тарифа на транзит газа путем транспортировки затратные части из содержание газораспределительных сетей, принадлежащих АО "Легион Групп", что является предметом судебного разбирательства Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-4481/2019, где ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" находится в статусе ответчика. Более того, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону) является субъектом естественной монополии в области газораспределения, т.е. транзита газа путем транспортировки, как собственник газораспределительных сетей. Данные выводы истца документально не опровергнуты. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Истец считает необходимым признать незаконным п.1 Приложения N2 к Приказу Минпромэнерго Ростовской области от 31.12.2018 г. N502 "Об утверждении программы газификации Ростовской области на 2019 год", ввиду его противоречия закону и ущемления прав и законных интересов АО "Легион Групп", а также ущемления прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков, за ей счет ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" пытается устранить конкурента в сфере транспортировки газа в Азовском районе Ростовской области, так как финансируются эти работы из бюджета Ростовской области, более того в отсутствие производственной необходимости. Вместе с этим, нарушаются права и законные интересы жителей Новоалександровского сельского поселения и Кулешовского сельского поселения, поскольку установленный тариф на транспортировку газа для АО "Легион ГРУПП" будет существенно ниже, чем у ПАО "Газпром газораспределение Ростов-па-Дону. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в области транспортировки газа по принадлежащим сетям на возмездной основе, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение более дешевого коммунального ресурса.
Минипромэнерго Ростовской области и ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" в отзывах апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Минипромэнерго Ростовской области в отзыве указало, что порядок формирования и реализации Программы газификации Ростовской области утвержден постановлением правительства Ростовской области от 21.01.2015 N 31. Объект нового строительства включен в программу газификации в 2015 году, мероприятия направленные исполнителем на строительство данного объекта стали осуществляться с 01.01.2016, т.е в период, когда АО "Легион Групп" не являлось собственником действующей ГРС. Данные о мероприятиях программы находятся в открытых источниках, в связи с чем, на момент приобретения ГРС в собственность заявитель не мог не располагать сведениями о начале проектирования и строительства спорного объекта.
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" в отзыве указало, что доводы заявителя об использовании третьим лицом при получении тарифа на транзит газа путем транспортировки затратной части на содержание ГРС принадлежащих заявителю опровергаются судебным актом по делу N А53-4481/2019, которым в иске АО "Легион Групп" о взыскании с ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" 71 млн. руб. отказано полностью.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Приложения N 2 к приказу Минпромэнерго Ростовской области от 31.12.2018 N 502 "Об утверждении программы газификации Ростовской области на 2019 год" в Азовском районе запланировано строительство газопровода высокого давления от ГРС г. Азова с переподключением п. Новоалександровка, с.Кулешовка, х. Высочино (2 очередь строительства) протяженностью 5.3. км.
Не согласившись с п. 1 Приложения N 2 к приказу Минпромэнерго Ростовской области от 31.12.2018 N 502 "Об утверждении программы газификации Ростовской области на 2019 год",, акционерное общество "Легион Групп" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о министерстве промышленности и энергетики Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 N 40, на министерство возложены полномочия по разработке совместно с газораспределительными организациями области, органами местного самоуправления, и утверждению в установленном порядке программы газификации Ростовской области (п.2.1.20, п. 2.1.21 Положения).
Порядок формирования и реализации Программы газификации Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 21.01.2015 N 31 (далее - Порядок).
Согласно п. 2 вышеуказанного постановления Правительства Ростовской области, уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим утверждение Программы газификации Ростовской области, определено министерство промышленности и энергетики Ростовской области.
Действие Порядка распространяется на осуществление при формировании и реализации Программы мероприятий по проектированию объектов, газификации объектов капитального строительства, впервые подключаемых к газораспределительным сетям, объектов капитального строительства, которые были ранее подключены к газораспределительным сетям, в случае, если возникла необходимость пересмотра величины мощности подключенного газоиспользующего оборудования, а также в случае изменения схемы газоснабжения подключаемого объекта капитального строительства (п.1.2. Порядка).
В соответствии с п. 2.3. Порядка, формирование Программы газификации осуществляет Минпромэнерго Ростовской области на основе поручений Губернатора Ростовской области, поручений Президента Российской Федерации, предложений органов местного самоуправления, исполнителей и заявителей, исходя из:
наличия источников финансирования мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, осуществляемых в рамках Программы;
необходимости организации бесперебойного снабжения населения газом;
экономической целесообразности выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, включаемых в Программу;
социальной значимости мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, осуществляемых в рамках Программы;
степени готовности потребителей газа к реализации мероприятий, осуществляемых в рамках Программы;
наличия не завершенных строительством объектов газоснабжения.
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что формирование Программы осуществляется исходя из оценки предложений по включению мероприятий в Программу, поступивших от органов местного самоуправления, исполнителей и заявителей.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка, при необходимости, в целях обеспечения технической возможности газификации, органы местного самоуправления, исполнители и заявители подготавливают заявки по установленной форме на включение в соответствующих мероприятий в Программу.
Согласно пункту 3.1.3 Порядка, в срок до 1 ноября года, предшествующего периоду действия Программы, Минпромэнерго Ростовской области на основании поручений Президента Российской Федерации, поручений Губернатора Ростовской области и целевых показателей, критериев и способов оценки предложений органов местного самоуправления, исполнителей и заявителей по включению мероприятий в Программу, а также сроков их выполнения формирует и утверждает Программу правовым актом.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка, Программа определяет перечень и сроки начала реализации мероприятий и объекты, планируемые к реализации в период ее действия.
Обязанность по выполнению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, включенных в Программу возлагается непосредственно на исполнителя (п. 4.3. Порядка).
Как следует из материалов дела, 27.10.2015 в адрес Минпромэнерго Ростовской области поступило обращение ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" о включении в программу газификации на 2016 год мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ на строительство объекта - Газопровода высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п.Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино.
Основанием данного обращения послужил факт не обеспечения собственником - ОАО АКДП надлежащей, бесперебойной эксплуатации ГРС, являющейся источником газоснабжения потребителей п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино Азовского района Ростовской области, что привело к системным сбоям в работе действующего газопровода - отвода и ГРС с. Кулешовка и отключению пунктов редуцирования газа в вышеуказанных населенных пунктах, и соответственно, в конечном итоге могло привести к приостановлению газоснабжения потребителей, указанный в обращении ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" от 27.10.2015 N 06-2-04/4792.
Минпромэнерго Ростовской области, действуя в соответствии с пунктом 3.1.3. Порядка, рассмотрело вышеуказанное обращение и с учетом критериев и способов оценки данного предложения, а также сроков выполнения мероприятий, в целях обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения потребителей населенных пунктов Азовского района включило мероприятия по проектированию и строительству объекта -Газопровод высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино в Программу газификации Ростовской области на 2016 год, утвердив ее в установленный срок (до 1 ноября), приказом от 30.10.2015 N 575.
Учитывая сроки выполнения мероприятий по проектированию и в последующем строительству объекта "Газопровод высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино", а также положения п. 2.5. Порядка, в соответствии с которым программа газификации утверждается ежегодно, данный объект был в последующем включен в Программу газификации Ростовской области на 2017 год, утвержденную приказом минпромэнерго Ростовской области от 31.10.2016 N 567, программу газификации Ростовской области на 2018 год, утвержденную приказом минпромэнерго Ростовской области от 31.10.2017 N 672 и соответственно в Программу газификации Ростовской области на 2019 год, утвержденную приказом минпромэнерго Ростовской области от 31.10.2018 N 502 как объект нового строительства и проектирования, незавершенный в рамках реализации Программы газификации предыдущего года.
Таким образом, объект нового строительства - Газопровод высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино минпромэнерго Ростовской области в соответствии с Порядком, включен первоначально в программу газификации еще в 2015 году, и соответственно мероприятия, направленные исполнителем на строительство данного объекта в рамках Программы газификации Ростовской области стали осуществляться с 01.01.2016, то есть в период, когда собственником действующей ГРС являлось еще ОАО АКДП, а не в 2018 году, в связи с чем не могло никаким образом повлиять на экономическую деятельность АО "Легион Групп".
В соответствии с п. 4.2. Порядка, орган местного самоуправления размещает сведения в средствах массовой информации о включении объектов, расположенных на территории муниципального образования, в Программу газификации, также программа газификации Ростовской области с даты ее утверждения размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что данные о мероприятиях Программы находятся в открытых источниках, АО "Легион Групп" не могло не располагать сведениями о начале проектирования и строительства вышеуказанного объекта с 2015 года, в том числе и в момент совершения сделки по приобретению действующей ГРС, однако обратилось в суд с соответствующим заявлением только в 2019 году. При этом, осуществляя сделку по приобретению ГРС, АО "Легион Групп" должно было оценивать риски в экономической сфере, и получив в собственность ГРС, приобрело соответственно эти риски.
Доводам АО "Легион Групп" о действиях ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", направленных на ограничение конкуренции путем искажения объективных сведений и извлечения личной выгоды путем предоставления в минпромэнерго Ростовской области обращения о включении в Программу газификации Ростовской области мероприятий по строительству объекта - Газопровод высокого давления от ГРС г. Азов с переподключением п. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино, с целью вытеснения заявителя с помощью аффилированных лиц с рынка по транспортировке газа, и доводы о не проведении проверки данного факта минпромэнерго Ростовской области при включении мероприятий по строительству нового объекта газоснабжения в Программу газификации Ростовской области, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом данных, изложенных в Программах газификации Ростовской области, начиная с 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявителем не представлены доказательства незаконности оспариваемого пункта 1 Приложения N 2 к Приказу N 502 от 31.10.2018 и нарушения указанным ненормативным правовым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В оспариваемых действиях заинтересованного лица признаки злоупотребления правом судом не установлены, оснований для применения положений ст. 10 ГК РФ, не имеется.
Законность действий ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" при получении тарифа на транзит газа предметом настоящего спора не является, данный спор рассматривается в рамках дела N А53-4481/2019. Также не являются предметом настоящего спора фактические обстоятельства поставки заявителем природного газа абонентам х. Новоалександровка, с. Кулешовка, х. Высочино, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для их исследования в порядке, предусмотренном ст. 70 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 по делу N А53-12856/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12856/2019
Истец: АО "ЛЕГИОН ГРУПП"
Ответчик: Министерство промышленности и энергетики Ростовской области
Третье лицо: ПАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ", ПАО ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВ НА ДОНУ
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10077/19
06.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13267/19
15.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8428/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12856/19
30.04.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12856/19