город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А32-14583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.07.2019 по делу N А32-14583/2019, принятое судьей Хмелевцевой А.С. по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 8 (ИНН 2313011886, ОГРН 1022302301273), к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 8 (далее - ЖСК N 8, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 15.01.2019 N 000811 о привлечении ЖСК N 8 к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 04.07.2019 суд удовлетворил заявленные требования в связи с тем, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку вменяемое ЖСК N 8 правонарушение фактически обнаружено в период проведения проверки и зафиксировано административным органом в справке государственной жилищной инспекции на имя прокурора Кавказского района от 15.10.2018, при этом кооператив привлечен к административной ответственности постановлением от 15.01.2019.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что кооперативом допущено правонарушение в сфере защиты прав потребителей, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
От инспекции и ЖСК N 8 в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив N 8 осуществляет деятельность по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома N 63, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Пушкина, д. 63 (далее - МКД).
Сотрудники Прокуратуры Кавказского района и государственной жилищной инспекции Краснодарского края в ходе совместной проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами при подготовке к осенне-зимнему периоду 2018 -2019 годов, установили допущенные кооперативом при осуществлении деятельности по управлению МКД нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Было выявлено, что кооперативом не обеспечено исправное состояние кирпичной кладки оголовков труб (п. 4.9.1.3 Правил N 170); на все проемы, каналы и отверстия технического подполья не установлены сетки (размер ячейки 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (п. 3.4.7. Правил N 170); трубопроводы и арматура системы отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, частично не имеют тепловую изоляцию (п. 5.2.22 Правил N 170, п. 10 Правил N 491); отсутствуют концевые части водосточных труб (отметы) (п. 4.2.1.11 Правил N 170, п. 11 Правил N 491); не организовано систематическое наблюдение за трещинами на наружной стене (торец) с помощью маяков или другим способом (п. 4.2.1.14. Правил N 170, п. 11 Правил N 491).
Результаты проверки зафиксированы должностным лицом государственной жилищной инспекции Краснодарского края в справке от 15.10.2018 на имя прокурора Кавказского района.
Прокуратура Кавказского района направила в адрес государственной жилищной инспекции справку от 01.11.2018 N 7-04-2018 о результатах совместной проверки для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов проверки государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении ЖСК N 8 составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2018 N 004343 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 17.12.2018 N 004343 составлен в присутствии председателя ЖСК N8 Иванадзе Р.А.
По ходатайству председателя ЖСК N 8 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 15.01.2019.
Извещением от 27.12.2018 кооператив уведомлен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 46 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края вынесено постановление от 15.01.2019 N 000811 о привлечении ЖСК N 8 к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, кооператив оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
* соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
* безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно пункту 4.9.1.3 Правил N 170 неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
Согласно пункту 3.4.7 Правил N 170 на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
В соответствии с пунктом 5.2.22 Правил N 170 трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Согласно пункту 4.2.1.11 Правил N 170 отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров. Желоба, лотки, воронки и водосточные трубы должны быть выполнены как единая водоприемная система с соблюдением необходимых уклонов, для чего лежачие фальцы загибают по уклону, лотки в нижней части заводят под желоба, колена и звенья водосточных труб вставляют один в другой (верхние внутрь нижних).
В соответствии 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается допущение ЖСК N 8 нарушения требований ст. 161 Жилищного кодекса РФ, "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 15.08.2006, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях кооператива объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кооператив как лицо, ответственное за содержание жилого дома, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.22 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, ЖСК N 8 не обеспечил выполнение установленных требований при эксплуатации жилого дома.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.22 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о привлечении кооператива к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, допущенное кооперативом длящееся правонарушение было выявлено 15.10.2018, что зафиксировано справкой по результатам проверки.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности истек 15.12.2018 и постановление от 15.01.2019 N 000811 принято с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что кооперативом допущено правонарушение в сфере защиты прав потребителей, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
В силу положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Данным Законом также определено, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Соответственно, правонарушения, посягающие на отношения, складывающиеся между изготовителями товара, его продавцами и потребителями - то есть гражданами, приобретающими данные товары (услуги) для собственных нужд, и нарушающие нормы законодательства РФ о защите прав потребителей, образуют группу правонарушений, для привлечения по которым статьей 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности. Данные правонарушения не выделены законодателем в отдельную главу, в связи с чем их отграничение от иных правонарушений должно осуществляться на основании анализа объекта посягательства, субъекта и обстоятельств правонарушения.
Положения статьи 7.22 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о содержании жилых домов.
Оценив обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации вменяемого кооперативу правонарушения в качестве нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Допущенное кооперативом правонарушение было квалифицировано административным органом по статье 7.22 КоАП РФ, то есть как нарушение законодательства в сфере содержания жилых домов.
Госжилинспекция Краснодарского края не отрицает правильность квалификации допущенного кооперативом правонарушения, сделанной в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении.
В протоколе и в постановлении также указано на нарушение законодательства не о защите прав потребителей, а законодательства о содержании жилых домов: Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Из материалов дела также не следует, что проверка была проведена по жалобе потребителя (собственника помещений в доме).
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушение законодательства в области содержания жилых домов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о вынесении постановления с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем постановление от 15.01.2019 N 000811 является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм административного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда от 04.07.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019 по делу N А32-14583/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14583/2019
Истец: ЖСК N8
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края