г. Пермь |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А50-9212/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гладких Е. О., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Строительная группа "Аверс" Булко Ивана Ивановича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 мая 2019 года по делу N А50-9212/2019,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Вавиловой Н.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
к конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Строительная группа "Аверс" Булко Ивану Ивановичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Строительная группа "Аверс" (далее - ООО "Строительная группа "Аверс", общество, должник) Булко Ивана Ивановича (далее - арбитражный (конкурсный) управляющий, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление на основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 21.05.2019) арбитражный управляющий Булко И.И. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы, согласно которым временный управляющий срок публикации в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сообщения о введении в отношении должника процедуры банкротства наблюдения не нарушил. Сообщение о результатах проведения инвентаризации имущества должника опубликовано в ЕФРСБ с нарушением установленного законом срока на 3 дня. Все отчеты конкурсного управляющего содержат в себе необходимые сведения. Также просит учесть, что действие (бездействие) арбитражного управляющего, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и может быть признано малозначительным.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу (03.09.2019).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2017 (резолютивная часть объявлена 30.03.2017) по делу N А50-20514/2016 ООО "Строительная группа "Аверс" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Булко И.И.
На основании поступившего в Управление Росреестра по Пермскому краю обращения Ваулина М.В. (вх. N 36-ж от 11.01.2019) на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Булко И.И. обязанностей в деле о банкротстве административным органом проведена проверка исполнения управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.
По результатам проверки установлено, что Булко И.И. допущены нарушения требований законодательства о банкротстве.
По факту выявленного нарушения 07.03.2019 должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего Булкова И.И. составлен протокол N 00305919 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности и материалами проверки направлены в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях арбитражного управляющего Булкова И.И. наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Субъектом является лицо, на которое возложены обязанности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), в том числе арбитражный управляющий.
Объективной стороной является неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно протоколу об административном правонарушении конкурсному управляющему Булко И.И. вменяются нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), которые выразились в нарушении требований:
- пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве в части несвоевременного размещения в ЕФРСБ результатов инвентаризации имущества должника;
- пункта 1 статьи 28, пункта 1 статьи 68 Закона о |банкротстве, пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития N 178, в части несвоевременного опубликования на сайте ЕФРСБ сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения;
- пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, конкретизированного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" от 14.08.2003 N 195, пунктов 3, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, в части отражения недостоверных сведений в отчетах конкурсного управляющего от 14.09.2017.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Из материалов дела следует, что инвентаризационная опись составлена конкурсным управляющим 06.06.2017, следовательно, информация о результатах инвентаризации в ЕФРСБ должна быть размещена не позднее 09.06.2017.
Управлением установлено, что сообщение N 18618761 о результатах проведения инвентаризации имущества должника опубликовано конкурсным управляющим 12.06.2017, что является нарушением установленного законом срока на 3 дня.
В пункте 1 статьи 68 Закона о банкротстве закреплена обязанность временного управляющего направить сообщение о введении в отношении должника наблюдения для опубликования в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с указанным Законом, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
В силу пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о введении наблюдения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития N 178 от 05.04.2013 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве", в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, то датой соответственно введения процедуры, возникновения, либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2016 (резолютивная часть определения от 12.10.2016) в отношении ООО "Строительная группа Аверс" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Булко И.И.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения должно было быть опубликовано арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ не позднее 17.10.2016. Вместе с тем, сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства было размещено на сайте ЕФРСБ (сообщение N 1372222) 24.10.2016, то есть с нарушением установленного срока.
Доводы конкурсного управляющего Булко И.И. о своевременности размещения указанных сведений судом первой инстанции проверены и правильно отклонены, поскольку срок введения процедуры наблюдения начинается счисляться с даты объявления резолютивной части определения - 12.10.2016.
Нарушение срока опубликования подтверждается материалами дела.
Сведения, подлежащие обязательному включению в отчет конкурсного управляющего, определены пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила).
Согласно пункту 10 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В целях организации контроля за деятельностью арбитражных управляющих и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Типовые формы), в соответствии с которыми данные отчеты должны составляться.
В соответствии с пунктом 3 Общих правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Общими правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
В типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" в колонке 1 "Имущество" предусмотрено две основных категории имущества: I. "Внеоборотные активы", включающая подкатегории: "Основные средства", "Нематериальные активы", "Незавершенное строительство", "Долгосрочные финансовые вложения" и II. "Оборотные активы", включающая подкатегории "Запасы", "Денежные средства", "Дебиторская задолженность", "Краткосрочные финансовые вложения", "Прочие оборотные активы". Каждая из указанных подкатегорий предполагает расшифровку входящего в нее имущества, поскольку в типовой форме после указания наименования подкатегории содержится фраза "в том числе".
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения (пункт 11 Общих правил).
К отчету конкурсного управляющего о движении денежных средств прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения (пункт 13 Общих правил).
Как следует из материалов дела, в ходе анализа отчета конкурсного управляющего ООО "Строительная группа "Аверс" Булко И.И. о своей деятельности и о результатах конкурсного производства от 14.09.2017, установлено следующее.
1) В разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" отсутствует информация: о дате и номере описи и акта по инвентаризации.
2) В разделах "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений", "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам", "Сведения о размере требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов", "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства", "Сведения о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника", "Сведения о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах" вопреки требованиям Типовой форме сумма указывается в рублях, а не в тысячах рублей.
3) В разделе "Всего рассмотрено в арбитражном суде заявленных конкурсным управляющим возражений по требованиям кредиторов, из них принято решений: - об отказе включить требования в реестр" на странице 8 не указывается информация о количестве требованиях кредиторов рассмотренных арбитражным судом, но не включенных в реестр требований кредиторов.
4) Типовой формой предусмотрено в разделе "Приложения" отчета конкурсного управляющего о своей деятельности указать следующие документы: копия реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указанием размера погашенных и непогашенных требований кредиторов, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов, документы, подтверждающие продажу имущества должника (договоры купли-продажи и иные документы), иные документы (в том числе приказ о проведении инвентаризации имущества должника).
Вопреки требованиям Типовой формы в отчете конкурсного управляющего Булко И.И. о своей деятельности и о результатах конкурсного производства раздел "Приложения" отсутствует.
В ходе анализа отчета конкурсного управляющего ООО "Строительная группа "Аверс" Булко И.И. о движении денежных средств от 14.09.2017 установлено следующее:
1) В разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" вопреки требованиям Типовой форме сумма указывается в рублях, а не в тысячах рублей.
2) Типовой формой предусмотрено в разделе "Приложения" отчета конкурсного управляющего о своей деятельности указать следующие документы: копии документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.
Вопреки требованиям Типовой формы конкурсным управляющим в отчете конкурсного управляющего о движении денежных средств раздел "Приложения" отсутствует.
Доводы конкурсного управляющего Булко И.И. о соответствии отчета от 14.09.2017 требованиям пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Типовых форм, Общих правил судом первой инстанции проверены и обоснованно отклонены, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах представленными материалами подтверждается факт нарушения конкурсным управляющим Булко И.И. требований пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве в части несвоевременного размещения в ЕФРСБ результатов инвентаризации имущества должника, пункта 1 статьи 28, пункта 1 статьи 68 Закона о |банкротстве, пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития N 178, в части несвоевременного опубликования на сайте ЕФРСБ сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, конкретизированного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" от 14.08.2003 N 195, пунктов 3, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, в части отражения недостоверных сведений в отчетах конкурсного управляющего от 14.09.2017, что свидетельствует о событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина конкурсного управляющего Булко И.И. заключается в том, что он, обладая специальной подготовкой для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего и необходимым опытом, которые позволяют исполнять свои обязанности, имел возможность для соблюдения требований, установленных законодательством о банкротстве, но не предпринял для этого всех необходимых мер.
Факт нарушения материалами дела подтвержден. Доказательств, подтверждающих, что арбитражным управляющим своевременно принимались исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства о банкротстве, а также подтверждающих отсутствие у него возможности принять меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях конкурсного управляющего Булко И.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии в действиях (бездействии) конкурсного управляющего состава вмененного административного правонарушения, проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Те обстоятельства, на которые заинтересованное лицо ссылается в апелляционной жалобе, не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции по вопросу правомерности привлечения к административной ответственности, основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку в действиях заинтересованного лица доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, требование заявителя о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности судом первой инстанцией удовлетворено правомерно.
Учитывая количество и характер выявленных нарушений, степень вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие наступления каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, объяснения арбитражного управляющего, суд первой инстанции при принятии решения о назначении административного наказания применил самый мягкий вид наказания, предусмотренный санкцией части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2019 года по делу N А50-9212/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9212/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Ответчик: Булко Иван Иванович