г. Ессентуки |
|
4 сентября 2019 г. |
Дело N А63-4457/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 04.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., при участии в судебном заседании представителей Министерства имущественных отношений Ставропольского края Яценко Е.П. (доверенность от 21.01.2019), Синещековой А.Е. (доверенность от 23.07.2019), Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г. (доверенность N 06/4 от 09.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2019 по делу N А63-4457/19, о признании незаконным и об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21.12.2018 по делу N РЗ-1925-2018 о нарушении законодательства о закупках,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФАС по СК) о признании незаконным и об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21.12.2018 по делу N РЗ-1925-2018 о нарушении законодательства о закупках.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2019 в заявленных требованиях министерства отказано.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. Министерство полагает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы. Заявитель полагает, что при вынесении решения суд допустил неправильное применение норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу адрес суда апелляционной инстанции не поступал.
В судебном заседании представители министерства и УФАС по СК поддержали доводы, изложенные в судебном заседании.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается.
Приказом министерства от 21.11.2018 N 867 утвержден состав аукционной документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта с министерством на "Приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края, г. Ставрополь" (далее - аукцион).
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0121200004718000856 размещены комитетом Ставропольского края по государственным закупкам 30.11.2018.
В соответствии с разделами 8, 9 документации об электронном аукционе срок подачи заявок был установлен до 17.12.2018 08 часов 00 минут. Той же датой был определен срок рассмотрения комиссией первых частей заявок.
В разделе 10 аукционной документации датой проведения аукциона в электронной форме было указано 20.12.2018.
Пунктом 2.1.1 проекта контракта на приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края определено, что продавец обязуется в течение трех рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи объекта недвижимого имущества. Вместе с объектом недвижимого имущества передается документация на объект недвижимости.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение 2 (двух) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Контракт считается заключенным с момента его подписания сторонами в единой информационной системе, вступает в силу со дня государственной регистрации перехода права собственности и действует до 31.12.2018, а по взаиморасчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1 проекта контракта).
На участие в электронном аукционе поступила единственная заявка от участника закупки с идентификационным номером 2 (ПАО "Сбербанк России"), по результатам рассмотрения которой (протокол от 17.12.2018 N 713-ЭА) единая комиссия комитета по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд приняла решение признать указанную заявку не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе. Аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
В представленной заявке сведения о функциональных, качественных характеристиках объекта недвижимого имущества не соответствовали приложению 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе - требовалось "Тип Здание либо помещение", представлено "Доля в праве на Помещение".
На основании указанного, государственный контракт министерством с участником, подавшим единственную заявку, заключен не был.
В ходе проведения закупки в УФАС по СК от ООО "Лима" поступила жалоба от 13.12.2018 N 0856 на действия заказчика и уполномоченного органа по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0121200004718000856 "Приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения для размещения структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края, г. Ставрополь", так как поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки.
По результатам рассмотрения указанной жалобы комиссия УФАС по СК решением от 21.12.2018 по делу N РЗ-1925-2018 признала ее обоснованной, а действия заказчика (министерства) и уполномоченного органа (комитета) - нарушившими требования статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Поскольку нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание не выдавалось.
УФАС по СК в решении указало, что датой проведения аукциона в электронной форме установлено 20.12.2018, следовательно, контракт будет заключен не ранее 31.12.2018, 30 и 31 декабря 2018 года являются выходными днями, значит контракт будет заключен не ранее 09.01.2019, что выходит за срок действия контракта.
Следовательно, поставка товара поставщиком в сроки, предусмотренные контрактом, и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, тем самым вводя в заблуждение участников закупки.
Министерство, полагая, что решение УФАС по СК от 21.12.2018 по делу N РЗ-1925-2018 является незаконным и необоснованным, нарушающим субъективное право заявителя по своему усмотрению разработать аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какиелибо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу норм части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, - свершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Совокупность действий заказчика по осуществлению закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд регулируется нормами Закона N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указано, что данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 63 Закона N 44-ФЗ, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются: дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 указанного Федерального закона; дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 67 Закона N 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с пунктом 9 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 названного Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (часть 16 статьи 66 ЗаконаN 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 71 ЗаконаN 44-ФЗ установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 названного Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
- оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 названного Федерального закона;
- оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 названной части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
- аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 названной части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
- решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
- решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям названного Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
- контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 названного Федерального закона.
Положениями статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) документацией о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки постановленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении электронного аукциона для закупки (приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края для размещения для размещения структурных подразделений аппарата Правительства Ставропольского края) размещено 30.11.2018.
На основании пункта 2.1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью состава документации электронного аукциона, продавец обязуется в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта передать покупателю указанный в пункте 1.1 контракта объект недвижимого имущества по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 3.2 проекта контракта источниками финансирования заказа являются средства бюджета Ставропольского края на 2018 год, предусмотренные Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". Оплата по контракту производится покупателем в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный или иной счет продавца по реквизитам, указанным в контракте, в течение 2 рабочих дней с даты подписания сторонами акта приема - передачи.
Из документации об электронном аукционе следует, что сроком подачи заявок и рассмотрения комиссией первых частей заявок являлось 17.12.2018, датой проведения аукциона устанавливалось 20.12.2018, то есть при поступлении нескольких заявок на участие в данном аукционе, дата заключения контракта приходилась бы на 31.12.2018, то есть на день, который официально в Российской Федерации являлся выходным днем.
По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 17.12.2018 в ЕИС размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 713-ЭА, в соответствии с которым аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а единственная заявка признана не соответствующей требованиям, установленными документацией о закупке. Контракт с министерством заключен не был.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 194 ГК РФ если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В 2018 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" перенесены следующие выходные дни: с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря (не рабочий день).
В данном случае, контракт был бы заключен не ранее 09 января 2019 года, что выходит за срок действия контракта. Поставка товара поставщиком в сроки предусмотренные контрактом и его оплата заказчиком выходят за срок действия контракта, что вводит в заблуждение участников закупки. Даже при отсутствии законодательного запрета на заключение контракта в выходной день, с учетом установленного срока для исполнения обязанности продавцом (три рабочих дня) и окончания срока действия контракта в части исполнения данной обязанности (31.12.2018), исполнение могло быть осуществлено продавцом только за пределами срока действия контракта.
Более того, контракт с министерством заключен не был, оспариваемое решение на результаты закупки не повлияло, предписание не выдавалось.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что антимонопольным органом в решении от 21.12.2018 по делу N РЗ-1925-2018 верно указано на допущенные заказчиком при проведении аукциона нарушения, оспариваемым решением права и законные интересы министерства не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2019 по делу N А63-4457/19.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2019 по делу N А63-4457/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4457/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, ООО "ЛИМА"