город Омск |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А46-4324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9392/2019) общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2019 по делу N А46-4324/2019 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) о признании предписания от 07.12.2018 N 03-02-14/128 недействительным,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее также - ООО "ГУЖФ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее также - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо, административный орган) о признании предписания N 03-02-14/128 от 07.12.2018 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2019 по делу N А46-4324/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "ГУЖФ" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в результате проведенного по инициативе Общества экспертного исследования N 15-11/18 установлено, что возложенные оспариваемым предписанием на ООО "ГУЖФ" обязанности предполагают проведение работ по капитальному ремонту, в связи с чем предписание не отвечает критерию законности.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Госжилинспекция Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От административного органа также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Госжилинспекции Омской области, которое было удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, собственник помещения N 53 в доме N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске обратился в прокуратуру Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Омской области с заявлением о ненадлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома в результате неисполнения управляющей компанией своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что выражено, в частности, в разрушении балконной плиты.
Указанные обращения были направлены в Госжилинспекцию Омской области для рассмотрения и принятия решения.
На основании указанных обращений, распоряжений о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества произведены мероприятия, в ходе которых выявлены нарушения им пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатация жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Обществу направлено предписание N 03-02-17/33 от 25.04.2017, согласно которому ему надлежит принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций и повреждения несущих конструкций балкона квартиры N 53 дома N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (разрушения краев балконной плиты или трещин между балконной плитой и стенами, оголение арматуры), а в случае аварийного состояния балкона необходимо закрыть и опломбировать вход на него, провести охранные работы и принять меры к восстановлению в соответствии с проектом.
В целях проверки исполнения предписания N 03-02-17/33 от 25.04.2017 на основании распоряжения N 000002666 от 25.07.2017 внеплановой выездной проверкой (акт проверки N 03-03-17/140 от 27.07.2017) установлено неисполнение предписания обществом - не приняты срочные меры по восстановлению разрушений балконной плиты на уровне кв. N 53 в доме N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (заделка выбоин и трещин, оголение арматуры), чем нарушены требования пункта 4.2.4.2 Правил N 170.
Обществу выдано предписание N 03-02-17/51 от 27.07.2017 с требованием обеспечить технически исправное состояние балконной плиты на уровне квартиры 53 со сроком устранения до 15.11.2017.
В целях проверки исполнения предписания N 03-02-17/51 от 27.07.2017 (распоряжение N 000004840 от 26.12.2017) внеплановой выездной проверкой (акт проверки N 03-03-14/182 от 28.12.2017) вновь установлено неисполнение предписания - не приняты срочные меры по восстановлению разрушений балконной плиты на уровне кв. N 53 в доме N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (заделка выбоин и трещин, оголение арматуры).
Обществу выдано предписание N 03-02-14/68 от 28.12.2017 со сроком устранения до 22.03.2018.
В целях проверки исполнения предписания N 03-02-14/68 от 28.12.2017 на основании распоряжения N 000001369 от 07.05.2018 внеплановой выездной проверкой (акт проверки N 03-03-14/73 от 10.05.2018) снова установлено неисполнение предписания обществом, выдано предписание N 03-02-14/33 от 10.05.2018 со сроком устранения до 12.11.2018.
В целях проверки исполнения предписания N 03-02-14/33 от 10.05.2018 на основании распоряжения N 000003687 от 14.11.2018 внеплановой выездной проверкой (акт проверки N 03-03-14/309 от 07.12.2018) установлено неисполнение предписания - не приняты срочные меры по восстановлению разрушений балконной плиты на уровне кв. N 53 в доме N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (заделка выбоин и трещин, оголение арматуры), что не соответствует пункту 4.2.4.2 Правил N 170.
Обществу выдано предписание N 03-02-14/128 от 07.12.2018 со сроком устранения до 30.04.2019.
Акт проверки N 03-03-14/309 от 07.12.2018 и предписание N 03-02-14/128 получены обществом 07.12.2018.
Из буквального текста предписания N 03-02-14/128 следует, что Обществу предписано следующее: "Принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации повреждений несущих конструкций балкона квартиры N 53 указанного дома (разрушения краев балконной плиты или трещин между балконной плитой и стенами, оголение арматуры). В случае аварийного состояния балкона необходимо закрыть и опломбировать вход на него, провести охранные работы и принять меры по его восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту".
Полагая, что данное предписание является незаконным, нарушает его охраняемые законом права и интересы, ООО "ГУЖФ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения ООО "ГУЖФ" в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать, в том числе требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил N 416 управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Из материалов дела следует, что между ООО "ГУЖФ" и собственниками помещений многоквартирного дома N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске заключен договор от 24.03.2016 N б/н управления указанным домом, в соответствии с которым организация берет на себя обязанности по содержанию и осуществлению текущего ремонта общего имущества дома (пункты 2.2 2.6, 2.7, 4.1.1-.4.1.3 договора и приложение N 1 к договору).
Так, согласно пункту 2.7 договора текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома - комплекс ремонтных и организационно-технических мероприятий в период эксплуатации с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования, инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных коммуникаций, оборудования, конструкций. Включает:
- текущий ремонт общего санитарно-технического оборудования;
- текущий ремонт электротехнического оборудования;
- текущий ремонт конструктивных элементов многоквартирного дома и придомовой территории.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее техническое состояние балкона квартиры N 53 дома N 3 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (разрушения краев балконной плиты или трещин между балконной плитой и стенами, оголение арматуры), что по существу Обществом не оспаривается.
По результатам проведенных инспекцией проверочных мероприятий установлено, что ООО "ГУЖФ" не были устранены выявленные ранее нарушения, что заявителем в ходе судебного разбирательства по существу не оспорено.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности выданного предписания, в силу того, что устранение вмененных Обществу нарушений, по мнению подателя жалобы, относится к капитальным работам, которые управляющая организация не обязана производить.
Апелляционная коллегия расценивает указанные доводы как ошибочные, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В свою очередь, Правила N 170 предусматривают конкретные требования к содержанию жилищного фонда, в них перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с пунктом 4.2.4.1 Правил N 170, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
Согласно пункту 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
При этом работы по ремонту (в том числе восстановление или замена отдельных участков и элементов) лестниц, балконов, крыльца (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалов, над балконами верхних этажей, включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
Таким образом, доводы ООО "ГУЖФ" о том, что вменные Обществу предписанием нарушения относятся к капитальным работам, являются несостоятельными.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Доказательства выполнения работ по недопущению и устранению выявленных нарушений в рамках исполнения обязательств по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД Обществом не представлены.
Представленное Обществом в обоснование возражений против предписания заключение строительно-технической экспертизы N 15-11/18, составленное ООО "Бюро судебных экспертиз", согласно которому для устранения выявленных нарушений требуется выполнение капитального ремонта, обоснованно не принято судом первой инстанции в силу следующего.
Из содержания представленного заявителем заключения не усматривается, что состояние указанных выше элементов конструкции многоквартирного дома было оценено посредством детального и предметного обследования, а не оценки давности и условий эксплуатации (исходя из года постройки), результаты замеров в заключении не отражены; оценка реального технического состояния объектов не проводилась, объем и виды необходимых для устранения оспоренных нарушений работ не устанавливался. Отраженный в указанном заключении вывод о недостаточности для устранения нарушений, в отношении которых вынесено оспариваемое предписание, работ в рамках текущего ремонта представляется необоснованным.
Кроме того, изложенные в поименованном выше заключении выводы не освобождают ООО "ГУЖФ" от возложенных на него законом обязанностей.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оставив без удовлетворения требования ООО "ГУЖФ".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2019 по делу N А46-4324/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4324/2019
Истец: ООО "Главное Управление Жилищным Фондом" обособленное подразделение "Центральное" Жилищно-эксплуатационное управление "Новосибирское"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ