г. Владимир |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А79-13303/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" (ОГРН 1032129014060, ИНН 2129052190) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2019 по делу N А79-13303/2018,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 23.08.2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, индивидуального предпринимателя Андреева Евгения Александровича, администрации города Чебоксары, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" - Никифорова А.В. по доверенности от 01.04.2019 сроком действия 1 год.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" (далее - Общество) является собственником одноэтажного кирпичного здания - цеха металлоизделий, 1991 года постройки, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 696 кв. м., инв. N 22998; инв. N Р01/22998, условный номер 21:01:01:0000:Р01/22998/Ж.
Указанный объект недвижимости приобретен Обществом на основании договора купли-продажи от 21.11.2011 N 11-2011 у общества с ограниченной ответственностью "Компания Зодчий". Государственная регистрация права собственности произведена 01.12.2011.
На основании договора купли-продажи имущества от 15.12.2015 N 18 Обществом у Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашский лесхоз" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики приобретено в собственность складское помещение, назначение: нежилое, этажность - 1, общей площадью 109,5 кв. м, инв. N Р01/22998, лит. И, кадастровый номер: 21:01:000000:52548 1. Государственная регистрация права собственности произведена 02.02.2016.
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, 14, в квартале 36 выделах 4,5 Карачуринского участкового лесничества. Категория земель - земли лесного фонда.
Общество 29.11.2017 обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 7266,70 кв.м на кадастровом плане территории (кадастровый квартал участка 21:01:011111), находящегося по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, с целью образования участка из состава лесного фонда.
Министерство письмом от 21.12.2017 предложило Обществу обосновать соответствие площади испрашиваемого участка размеру участка, необходимого для использования объекта недвижимого имущества.
Письмом от 14.03.2018 Общество представило обоснование необходимости образования земельного участка заявленной площади с приложением схемы технологического процесса и повторно просило подготовить и утвердить схему расположения земельного участка площадью 7266,70 кв.м на кадастровом плане территории.
Министерство, рассмотрев заявление Общества от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, письмом от 23.08.2018 N 12/18-13336 сообщило об отсутствии оснований для утверждения схемы расположения земельного участка. В качестве основания к отказу Министерство указало лишь на то обстоятельство, что свидетельство о государственной регистрации права на складские помещения общей площадью 109,5 кв. м выдано 02.02.2016.
Не согласившись с данным отказом Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области ( далее - МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области), индивидуальный предприниматель Андреева Евгения Александровича (далее - Предприниматель), администрации города Чебоксары (далее - администрация), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике (далее - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что поскольку заинтересованное в предоставлении земельного участка Общество обратилось в Министерство с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, у Министерства на основании пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации возникла обязанность обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Общество обратило внимание на то, что оно письмом от 14.03.2018 исх. N 02-03 обосновало необходимость образования земельного участка заявленной площади с приложением схемы технологического процесса и повторно просило подготовить и утвердить схему расположения земельного участка.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства, МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Предпринимателя, администрации, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (часть 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В рассматриваемом случае именно Министерство является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений по подготовке в порядке пункта 3 статьи 11.10 ЗК РФ и согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Соответствующие полномочия предусмотрены пунктом 3.10 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 N 370, согласно которому Министерство в области лесных отношений обеспечивает подготовку схемы расположения земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории в целях его образования; утверждает схему расположения земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории в целях его образования.
Часть 4 статьи 11.10 ЗК РФ указывает на право гражданина или юридического лица подготовить схему расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов, тогда как соответствующая обязанность возлагается на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ.
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "N 171-ФЗ), а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Как следует из материалов дела, право собственности на одноэтажное кирпичное здание - цеха металлоизделий, общей площадью 696 кв. м., расположенное по адресу: г. Чебоксары, пос. Лесной, д. 14, зарегистрировано за Обществом 01.12.2011. А на складское помещение, общей площадью 109,5 кв. м, расположенное по тому же адресу, право собственности зарегистрировано за Обществом 02.02.2016.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, в письме от 23.08.2018 Министерство сослалось лишь на то, что к заявлению Общества было приложено свидетельство о регистрации права от 02.06.2016.
Каких-либо оснований для отказа в подготовке схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории в письме от 23.08.2018 Министерством не приведено.
При этом Обществом в составе документов, приложенных в ответ на письмо Министерства от 21.12.2017, письмом от 14.03.2018 представлено обоснование необходимости образования земельного участка заявленной площади с приложением схемы технологического процесса.
Пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускает образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В письме от 23.08.2018 Министерство не отразило мотивов, по которым сочло площадь испрашиваемого земельного участка превышающей площадь, необходимую для использования объектов недвижимости.
При установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление Общества о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и её согласовании не рассмотрено Министерством по существу в нарушение норм действующего законодательства.
Ввиду изложенного оспариваемый отказ Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Поскольку вопрос подготовки схемы расположения земельного участка Министерством по существу не рассмотрен, а суд не вправе подменять собой уполномоченный государственный орган, суд апелляционной инстанции полагает необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство повторно рассмотреть заявление Общества от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по уплате Обществом государственной пошлины с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Министерство.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 28.06.2019 N 275 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2019 по делу N А79-13303/2018 отменить.
Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018, выраженный в письме от 23.08.2018.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" от 06.08.2018 о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Зодчий-Стиль" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.06.2019 N 275.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13303/2018
Истец: ООО "Зодчий-Стиль"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ИП Андреев Евгений Александрович, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, МТУ Росимущетсва вв Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике