г. Санкт-Петербург |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А56-4053/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20391/2019) УФАС по Новосибирской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-4053/2019 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "ОБЪДИНЕНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
к УФАС по Новосибирской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК", Общество) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Новосибирской области (далее - УФАС, Управление) от 06.12.2018 о назначении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-13-81-2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 24.06.2019 заявление удовлетворено, постановление Управления признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.06.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что срок для привлечения Общества к административной ответственности не истек, поскольку Общество неоднократно отказывало в приеме заявки на технологическое присоединение, в том числе и письмом от 08.12.2017.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ПАО "МТС" обратилось в ОАО "ОЭК" с заявкой (вх. N 073ЮЛ/09-17 от 08.09.2017 г.) на осуществление технологического присоединения базовой станции сотовой связи БС-541261 с проектируемой линией 0,4 кВ, расположенной по адресу: Новосибирская область, Искитимский район, СНТ "Раздолье", участок N 148.
К заявке ПАО "МТС" приложило копию договора аренды земельного участка N 1261/2017 от 01.08.2017, заключенного с Мамадовой М.О. (Арендодатель) в отношении части земельного участка площадью 100 кв. м по адресу: Новосибирская область, Искитимский район, СНТ "Раздолье", участок N 148, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства, для целей размещения и эксплуатации базовой станции сотовой радиотелефонной связи, а также копию свидетельства о государственной регистрации права, подтверждающего право собственности Арендодателя на арендуемый земельный участок.
12.09.2017 ОАО "ОЭК" письмом исх. N 50-4-09/1230 сообщило, что заявка ПАО "МТС" не может быть принята в связи с отсутствием документов, предусмотренных пп. 10 "г" Правил технологического присоединения. ОАО "ОЭК". В качестве документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на земельный участок, сетевой организацией не был принят представленный ПАО "МТС" в составе заявки договор аренды земельного участка N 1261/2017 от 01.08.2017.
В соответствии со статьей 91 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также статьей 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" строительство и эксплуатация сооружений связи возможна только на земельных участках, отнесенных к специальной категории - земель связи, радиовещания, телевидения, информатики.
Как следует из содержания подпунктов 3.18 и 3.19 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 135, в границах санитарно-защитной зоны передающих радиотехнических объектов не допускается размещение коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
ПАО "МТС" письмом вх. N 3141/17-01 от 05.12.2017 сообщило ОАО "ОЭК", что в соответствии с нормами Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" содержание видов разрешенного использования, перечисленных классификаторе, допускается без отдельного указания в классификаторе на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений.
ПАО "МТС" повторно направило в адрес ОАО "ОЭК" копию договора аренды земельного участка N 1261/2017 от 01.08.2017, свидетельство о государственной регистрации права, подтверждающего право собственности Арендодателя на арендуемый земельный участок.
ОАО "ОЭК" письмом исх. N 50-4-12/1744 от 08.12.2017 повторно отказало в приеме заявки ПАО "МТС" на технологическое присоединение в связи с тем, что арендуемый ПАО "МТС" для целей размещения и эксплуатации базовой станции сотовой радиотелефонной связи земельный участок находится в садовом некоммерческом товариществе и предназначен для ведения садоводства.
ПАО "МТС" обратилось в Новосибирское УФАС с жалобой на действия ОАО "ОЭК".
В отношении ОАО "ОЭК" Управлением 22.11.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 02-13-91-2018, на основании которого 06.12.2018 вынесено постановление N 02-13-81-2018 о признании ОАО "ОЭК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованный отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса.
Руководствуясь пунктами 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ОАО "ОЭК" обязано было в течение 15 дней со дня получения заявки ПАО "МТС", т.е. в срок до 25.09.2017 включительно, направить в адрес заявителя для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
К таким обоснованным выводам пришел антимонопольным орган, основываясь на положениях действующего земельного законодательства, согласно которым размещение оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допускается.
УФАС правомерно указало, что в соответствии с Правилами технологического присоединения N 861 сетевая организация не уполномочена при рассмотрении заявки на технологическое присоединение проводить проверку законности размещении объектов заявителя на земельном участке.
Так как письмами исх. N 50-4-09/1230 от 12.09.2017 г., исх. N 50-4-12/1744 от 08.12.2017 ОАО "ОЭК" отказало в приеме заявки ПАО "МТС" на технологическое присоединение, в действиях сетевой организации антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения Правил технологического присоединения, что влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности... о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Действием, которое, по мнению УФАС, повлекло административное правонарушение, является пропуск 15-дневного срока (до 25.09.2017) направления ПАО "МТС" проекта договора и технических условий.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вместе с тем, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, неосуществление мероприятий технологического присоединения в срок, установленный пунктом 15 Правил 861, не является длящимся административным правонарушением, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, должно быть вынесено не позднее 1 года с момента совершения.
Учитывая, что УФАС по Новосибирской области вынесло Постановление о назначении административного правонарушения по делу N 02-13-81-2018 только 06.12.2018 (спустя более года с момента его совершения), суд первой инстанции обоснованно признал срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пропущенным.
С учетом вышеизложенной правовой позиции, доводы УФАС о том, что сетевая организация дважды отказывала в заключении договора (письмам от 12.09.2017 и от 08.12.2017) отклоняются апелляционным судом, ввиду того, что данное обстоятельство (отказ в заключении договор) не влияет на исчисление срока давности привлечения к административной ответственности, который в рассматриваемом случае исчисляется с момента, когда фактически должен был быть заключен договор технологического присоединения при первоначальном обращении в сетевую организацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление о назначении административного наказания, как вынесенное по истечении срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Судом правильно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права, дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-4053/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4053/2019
Истец: ОАО "ОБЪДИНЕНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области