г. Самара |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А49-15076/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 июня 2019 года по делу NА49-15076/2018 (судья Алексина Г.В.)
по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772) к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (ОГРН 1035803002542, ИНН 5836013058) о взыскании,
третьи лица: Управление муниципального имущества администрации города Пензы, Финансовое управление города Пензы
УСТАНОВИЛ:
региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - ответчик, Управление ) о взыскании 832 890,28 руб., в том числе задолженность по оплате взносов в фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в сумме 661 496, 66 руб. за период с 01.11.2014 по 09.09.2018, пени в размере 171 393,62 руб. за период с 26.03.2016 по 27.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление муниципального имущества администрации города Пензы, Финансовое управление города Пензы.
До принятия решения по делу истец отказался от иска в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по 78 помещениям за период с 01.11.2014 по 30.09.2015 в сумме 252 873,84 руб. Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 04.06.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд необоснованно принял частичный отказ от иска о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по 78 помещениям за период с 01.11.2014 по 30.09.2015 в сумме 252 873,84 руб.
При вынесении определения от 05.03.2019 вопрос о применении срока исковой давности с учетом положений части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции Федерального закона N 257-ФЗ не рассматривался, что свидетельствует о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и как следствие, неправильном применении норм материального права.
К новому собственнику помещения в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов, не исполненная публичными образованиями, не переходит и сохраняется за последним.
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 158 ЖК РФ указанные положения применяются только ко взносам на капитальный ремонт, взимаемым в соответствии с правилами раздела IX Жилищного кодекса РФ, а задолженность по взносам на капитальный ремонт, накопленная в период, когда собственником помещения являлось публичное образование, подлежит оплате в фонд капитального ремонта за счет средств соответствующего бюджета (далее - задолженность прежнего собственника - публичного образования).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 257-ФЗ от 29.07.2017 новая редакция части 3 статьи 158 ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Кроме того, судом не была дана оценка последствиям принятия отказа от иска, нарушающего права не только истца, но и третьих лиц в лице собственников помещений в многоквартирных домах, добросовестно исполняющих обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт и имеющих право на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП, делая невозможным к взысканию в Фонд капитального ремонта суммы 252 873,84 руб.
Средства фонда капитального ремонта являются накопительными и имеют целевое назначение, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).
Суд первой инстанции в нарушение части 5 статьи 49 АПК РФ принял отказ от иска в части исковых требований, не рассмотрев дело по существу, что привело к нарушению действующего законодательства и прав других лиц.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон и третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, истец представил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Закона Пензенской области N 2403-ЗПО от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области", Постановлением Правительства Пензенской области от 28.06.2013 N 455-пП "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области" истец является региональным оператором, осуществляющим функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется в соответствии со статей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
Взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за помещение и обязан оплачиваться собственником в силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в 6 которую включен этот МКД (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, была утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП, которое было опубликовано на официальном портале Правительства Пензенской области 24.02.2014.
Следовательно, обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД на территории Пензенской области возникла с 01.11.2014.
На 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Пензенской области был утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2013 N 950-пП в размере 6,60 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц; на 2015 год минимальный размер взноса был установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2014 г. N 752-пП в размере 6,90 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в месяц; на 2016 год минимальный размер взноса был установлен постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2015 г. N 609-пП в размере 6,90 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в месяц; на 2017 год минимальный размер взноса был установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 г. N 546-пП в размере 7,20 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в месяц; на 2018 год минимальный размер взноса был установлен постановлением Правительства Пензенской области от 23.10.2017 N 510-пП в размере 7,20 руб. за один квадратный метр общей площади помещения в месяц.
Как следует из материалов дела, исковые требования заявлены в отношении 113 жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию г. Пенза до регистрации собственниками права собственности на помещения на основании договоров на передачу квартир в собственность 7 граждан администрацией города Пензы в порядке приватизации и включенных в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования города Пензы, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора, утвержденный Постановлением администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1121.
Указанные помещения расположены в многоквартирных жилых домах по адресам согласно перечню, приложенному к исковому заявлению.
Федеральным законом N 257-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 3 статьи 158 ЖК РФ изложена в новой редакции:
"Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимся предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме".
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ" положения части 3 статьи 158 ЖК РФ (в редакции настоящего федерального закона) распространяются на правоотношения возникшие с 01.01.2013.
Указанная норма носит специальный характер, касается порядка уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В соответствии с новой редакцией частью 3 статьи 158 ЖК РФ Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области обязан произвести перерасчет ранее начисленных взносов на капитальный ремонт и образовавшуюся до момента перехода права собственности к новому собственнику задолженность выставить предыдущему собственнику - муниципальному образованию г. Пенза в лице УЖКХ г. Пензы.
По поступившей в адрес Регионального фонда информации от собственников помещений в многоквартирных домах, которые приобрели и зарегистрировали в установленном законом порядке право собственности на помещения на основании Договоров на передачу в собственность граждан, заключенных с администрацией города Пензы в порядке приватизации, произведен перерасчет и задолженность, образовавшуюся до даты регистрации перехода права собственности на новых собственников, выставлена предыдущему собственнику - муниципальному образованию г. Пенза в лице УЖКХ города Пензы.
В соответствии со статьей 5 Закона Пензенской области от 01.07.2013 N 2403- ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Срок оплаты наступил. По данным истца долг ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт по 113 помещениям за период с 01.10.2015 по 12.09.2018 составляет 422 969,53 руб. Требуя взыскания взносов за октябрь 2015 года, истец учел соблюдение претензионного порядка разрешения спора, прибавив к трехлетнему сроку исковой давности тридцатидневный срок для рассмотрения претензии, что арбитражный суд признает обоснованным.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику была направлена претензия N 414/18-п от 01.11.2018 с приложением расчета суммы задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества по жилым помещениям.
Доказательств оплаты долга ответчик не представил. Возражений по расчету суммы долга, контррасчет также не представил, в связи чем требование истца о взыскании долга в заявленном размере, судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с нарушением сроков оплаты ответчику истцом начислена неустойка в сумме 77 980,45 руб. за период с 26.03.2016 по 01.03.2019.
Требование истца о взыскании с ответчика пеней за нарушение сроков оплаты суд первой инстанции также признал обоснованным, поскольку в силу части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Расчет пеней ответчиком не оспорен. Доказательств оплаты в установленный срок ответчик в материалы дела не представил.
Судом установлен факт несвоевременной оплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт, что привело к просрочке.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании пени, судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к необоснованному принятию судом первой инстанции частичного отказа от иска о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по 78 помещениям за период с 01.11.2014 по 30.09.2015 в сумме 252 873,84 руб.
Частичный отказ истца от иска принят судом первой инстанции определением от 19.03.2019.
Довод заявителя жалобы о том, что принятый судом отказ истца от иска противоречит части 3 статьи 158 ЖК РФ приводился истцом в жалобе на указанное определение.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2019 определение Арбитражного суда Пензенской области от 19.03.2019 оставлено без изменения, таким образом обоснованность выводов суда первой инстанции, при принятии частичного отказа истца от иска, подтверждена судом кассационной инстанции и дальнейшей поверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 июня 2019 года по делу N А49-15076/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-15076/2018
Истец: Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области
Ответчик: - город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, город Пенза в лице Управления ЖКХ города Пензы
Третье лицо: Управление муниципального имущества администрации города Пензы, Финансовое управление города Пензы
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55534/19
06.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11848/19
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-50494/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-15076/18
23.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7330/19