г. Самара |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А55-10849/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" - Высоцкая Е.А., доверенность от 30 июля 2019 года,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Уварова Г.В., доверенность от 07 сентября 2019 года,
от общества с ограниченной ответственностью "УЖККомплект" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2019 по делу N А55-10849/2019 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (ИНН 6311068267, ОГРН 1046300000218), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "УЖККомплект" (ИНН 6315012057, ОГРН 1166313115902), г. Самара,
об оспаривании предписания N СЛр-70087 от 04.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания N СЛр-70087 от 04.03.2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что спорная контейнерная площадка не соответствует критерию предназначенности для обслуживания одного многоквартирного дома, так как она предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов.
Рассматриваемая контейнерная площадка занимает земельный участок, находящийся в публичной собственности, земельные участки под вышеназванными многоквартирными домами собственниками этих домов не сформированы, их границы не определены.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Инспекции считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель третьего лица - ООО "УЖККомплект" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании заявления граждан была проведена проверка заявителя по вопросу соблюдения им лицензионных требований законодательства при осуществлении деятельности.
В ходе проверки жилищной инспекцией было выявлено нарушение по уборке контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории по адресу: г. Самара, проспект Волжский, д. 39.
По мнению ГЖИ, заявителем были нарушены требования, содержащиеся в абзаце 5 пункта 24 главы 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), и пункте 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ).
По результатам проверки заявителю было выдано предписание N СЛр-70087 от 04.03.2019 об устранении выявленного нарушения по уборке контейнерной площадки в срок до 18.03.2019.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В пункте 10 Правил N 491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу требований, содержащихся в пункте 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 24 Минимального перечня работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года включают в себя:
очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
очистка придомовой территории от наледи и льда;
очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Пунктом 3.7.4 Пин ТЭЖФ предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "е" пункта 2 Правил N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила благоустройства), пунктом 10 которых установлено, что благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется администрациями внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с компетенцией.
При этом в пункте 11 Правил благоустройства указано, что работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на контейнерных (бункерных) площадках и прилегающих к ним территориях - организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении, собственники индивидуальных жилых домов, специализированные организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов и мусора, в соответствии с заключенными с администрациями внутригородских районов городского округа Самара Соглашениями.
В силу указанных норм законодательства обязанность заявителя по содержанию контейнерной площадки возникает только в случаях, если контейнерная площадка, относится к общему имуществу многоквартирного дома, либо она расположена на земельном участке, переданном на каком-либо праве этому многоквартирному дому, либо такая обязанность возложена на заявителя в соответствии с заключенным с администрацией внутригородского района городского округа Самара соглашением.
В рассматриваемом случае в материалы дела не представлено доказательств того, что спорная контейнерная площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, обслуживаемого заявителем.
Не представлено в материалы дела и доказательств того, что эта площадка расположена на земельном участке, относящемся к указанному многоквартирному дому, или что этот участок закреплен за заявителем.
Как и не представлено доказательств формирования в установленном порядке земельного участка под указанным многоквартирным домом.
В материалы дела не представлено и заключенное с администрацией внутригородского района городского округа Самара соглашение, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность по содержанию спорной контейнерной площадки.
Жилищной инспекцией не опровергнут довод заявителя о том, что спорная контейнерная площадка используется жителями нескольких многоквартирных домов, находящихся в управлении разных управляющих компаний.
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции не смог пояснить, на основании каких документов жилищная инспекция пришла к выводу о том, что спорная контейнерная площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, обслуживаемого заявителем.
Данный представитель сослался только на какое-то письмо администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самары, которое в материалы дела не представлено.
Более того, письмо администрации не может служить надлежащим доказательством, свидетельствующим о закреплении за заявителем спорной контейнерной площадки.
В свою очередь, заявителем в материалы дела представлено письмо Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самары N 10/2-01/3306 от 26.07.2019, согласно которому собственником спорной контейнерной площадки является Департамент управления имуществом г.о. Самара, а обслуживает ее ООО "Жиллидер".
Также арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что на официальном сайте Администрации городского округа Самары в разделе: Сайт Администрации г.о. Самара: Структура власти: Департаменты управления: Департамент городского хозяйства и экологии размещен для всеобщего доступа Реестр контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в городском округе Самара.
Согласно данному реестру спорная контейнерная площадка не закреплена за заявителем.
Таким образом, при отсутствии доказательств закрепления спорной площадки за заявителем и отнесения ее к общему имуществу многоквартирного дома, обслуживаемого заявителем, у жилищной инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения спорного предписания и возложения на заявителя обязанности по уборке спорной контейнерной площадки.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание жилищной инспекции следует признать недействительным.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя в размере 3 000 руб. (за рассмотрение дела в суде первой инстанции), в размере 1 500 руб. (за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции).
Учитывая, что при обращении в суд первой инстанции государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 3 000 руб., а заявитель по делу уплатил государственную пошлину в сумме 6 000 руб. платежным поручением от 08.04.2019 N 345, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2019 по делу N А55-10849/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 04.03.2019 N СЛр-70087.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенные нарушения прав и обязанностей общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (ИНН 6311068267, ОГРН 1046300000218), г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (ИНН 6311068267, ОГРН 1046300000218), г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 08.04.2019 N 345 государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Образцовое содержание жилья" (ИНН 6311068267, ОГРН 1046300000218), г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10849/2019
Истец: ООО "Образцовое содержание жилья"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: ООО "УЖКК", ООО "УЖККомплект"