г. Санкт-Петербург |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А26-4285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Рыбаков А.А. по доверенности от 26.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19571/2019) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2019 по делу N А26-4285/2019 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия
3-е лицо: Военная прокуратура Западного военного округа и Военный прокурор Петразаводского гарнизона
об отмене постановления
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745; адрес места регистрации: 105005, город Москва, улица Спартаковская, дом 2 "Б"; далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (ОГРН: 1041000033546, ИНН: 1001048166; адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Дзержинского, дом 9; далее - ответчик, Управление, административный орган) N 03.1-076-2019/ЮЛ о назначении административного наказания от 17.04.2019 года.
Решением от 06.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Учреждение по не зависящим от него непредотвратимым обстоятельствам не имеет правовых возможностей получить лицензию на право пользования недрами, в связи с чем не является субъектом вмененного административного правонарушения. Также податель жалобы полагает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал довод апелляционной жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.11.2018 Военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона в рамках проверки исполнения должностными лицами Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 13 (город Петрозаводск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Западному Военному округу законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг произведен осмотр объекта - артезианская скважина N 69926, расположенного в поселке Чална Пряжинского района Республики Карелия.
По результатам осмотра установлен факт добычи подземной воды с целью хозяйственно - бытового водоснабжения военного городка N 71 без соответствующей лицензии.
Артезианская скважина N 69926 пробурена в 1989 году, дебит скважины 69,15 куб.м./сут, расположена в военном городке N 71 в поселке Чална Пряжинского района Республики Карелия; эксплуатация скважины осуществляется постоянно; годовой объем забора воды из данной артезианской скважины составляет 6,446 тыс.куб.м.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 года N 172 спорная артезианская скважина N 69926 в числе прочего недвижимого имущества закреплена на праве оперативного управления за Государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационная контора N 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления города Москвы.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 года N 155 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-Эксплуатационная контора N 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления города Москвы создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Корреспондирующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.03.2017 года и не свидетельствуют о том, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является вновь созданным юридическим лицом.
Как следует из содержания выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.04.2019 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889) создано путем реорганизации до 01.07.2002; дата присвоения ОГРН: 1027700430889 - 14.11.2002 года; дата регистрации до 01.07.2002 года - 21.01.2002 года.
На момент проведения Военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона осмотра артезианской скважины N 69926 и в настоящее время, она находится на обслуживании Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 13 (город Петрозаводск) филиала Учреждения, из данной артезианской скважины N 69926 осуществляется добыча подземных вод с целью хозяйственно-бытового водоснабжения военного городка N 71, расположенного в поселке Чална Пряжинского района Республики Карелия.
Вместе с тем, как установлено сотрудниками Прокуратуры, в нарушение требований статей 9, 11 и 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" лицензия на право пользование недрами с целью добычи подземных вод из артезианской скважины N 69926 у Учреждения отсутствует.
На основании изложенного, 17.04.2019 Управлением вынесено постановление N 03.1-076- 2019/ЮЛ, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вмененного заявителю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения заявителя к административной ответственности, не установил, а также не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
Согласно части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Осуществление Учреждением безлицензионного недропользования с целью добычи подземных вод подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, заявителем не оспаривается.
Установив нарушение требований приведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Учреждения вины в совершении вмененного ему правонарушения.
Так, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающих принятие Учреждением зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства.
К таким доказательствам, по мнению апелляционной коллегии, надлежит отнести доказательства, подтверждающие совершение Учреждением следующих действий:
- проведена инвентаризация всех переданных ему в обслуживание скважин;
- по итогам электронного аукциона заключен государственный контракт N 811105 от 31.10.2017 на оказание услуг по сбору и обработке исходных данных, обследованию объектов (скважин), получению паспортов и разработке проекта зон санитарной охраны для лицензий на право пользование недрами с целью добычи подземных вод;
- получено санитарно - эпидемиологическое заключение от 06.03.2018 года о соответствии спорной скважины санитарно - эпидемиологическим требованиям и нормам;
- разработан Проект зон санитарной охраны водозаборных скважин, включая спорную и Производственную программу контроля качества питьевой воды;
- по итогам закупки заключен контракт N 852629 от 22.12.2017 года об оказании услуг по лабораторным исследованиям проб питьевой воды;
Также 27.04.2018 Учреждение обратилось в Департамент по недропользованию по Северо - Западному Федеральному округу с заявкой на получение лицензии на право пользование недрами в целях эксплуатации спорной артезианской скважины N 69926.
Вместе с тем, 14.05.2018 заявка с приложенными документами возвращена Учреждению на доработку и представление дополнительных документов.
16.10.2018 заявитель подал в Государственное казенное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" необходимый пакет документов для получения санитарного - эпидемиологического заключения о соответствия водного объекта питьевым нуждам, 28.11.2018 такое заключение поучено Учреждением.
26.11.2018 в Карельском филиале Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Северо - Западному Федеральному округу" зарегистрированы карточки буровых скважин.
04.12.2018 Учреждение повторно обратилось в Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу с заявкой на получение лицензии на право пользование недрами в целях эксплуатации спорной артезианской скважины N 69926.
Также следует признать обоснованными доводы Учреждения о том, что препятствием к получению лицензии является отсутствие у него зарегистрированного права оперативного управления в отношении спорной артезианской скважины и отсутствие соответствующих прав в отношении земельного участка, на котором расположена скважина и который необходим в целях осуществления недропользования, что, в свою очередь, является следствием ненадлежащего исполнения Министерством обороны России обязательств по регистрации прав.
Вместе с тем, приведенные выше действия, направленные на получение лицензии, совершены Учреждением до проведения проверки и возбуждения прокуратурой производства по делу об административном правонарушении, что, безусловно, свидетельствует об отсутствии вины заявителя.
Также нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель не доказал отсутствие возможности осуществлять хозяйственно-бытовое водоснабжение военного городка из иных источников водоснабжения. Представляется, что предложенный судом способ устранения нарушения до получения лицензии - подвоз воды, не адекватен самому нарушению, учитывая, в том числе, длительность процедуры получения лицензии. Наличие иных источников водоснабжения обязан доказать административный орган.
Отсутствие вины, в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а в данном случае является основанием для признания вынесенного постановления незаконным и его отмены.
Довод Учреждения о возможности признания правонарушения малозначительным также следует признать обоснованным, ибо обстоятельства данного дела свидетельствуют об их исключительности, прекращение водоснабжения могло повлечь негативные последствия для граждан, проживающих в военном городке, и для стратегических объектов войсковой части, поскольку артезианская скважина N 69926 является единственным источником водоснабжения на территории военного городка N 71, расположенного в поселке Чална Пряжинского района Республики Карелия, альтернативные источники водоснабжения этого военного городка отсутствуют. Наличие таких обстоятельств согласуется с правилами применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, требования Учреждения об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия N 03.1-076- 2019/ЮЛ о назначении административного наказания от 17.04.2019 подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции в связи с этим подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2019А26-4285/2019 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия от 17.04.2019 года N 03.1-076-2019/ЮЛ.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4285/2019
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия
Третье лицо: ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА, Военный прокурор Петрозаводского гарнизона