город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А32-19277/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019
о прекращении производства по делу N А32-19277/2019,
принятое в составе судьи Лукки А.А.,
по заявлению УВД по городу Сочи
к индивидуальному предпринимателю Лаптеву Дмитрию Александровичу (ОГРНИП 314236621900024, ИНН 232011587011)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел по городу Сочи (далее - УВД по г. Сочи) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Лаптеву Дмитрию Александровичу (далее - ИП Лаптев Д.А.) о привлечении индивидуального предпринимателя Лаптева Дмитрия Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 30.04.2019 заявление принято к производству суда в рамках дела N А32-19277/2019.
Определением от 28.06.2019 производство по делу прекращено в связи с переквалификацией допущенного предпринимателем правонарушения и отсутствием у арбитражного суда полномочий по рассмотрению дел о привлечении к административной ответственности по ст. 14.4.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, УВД по г. Сочи обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 06.12.2017 N 308-АД17-13826 по делу N А53-35011/2016, факт хранения лекарственных средств для ветеринарного применения в отсутствие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда о прекращении производства по делу.
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2019 года должностным лицом УВД по г. Сочи выявлен факт осуществления предпринимателем Лаптевым Д.А. деятельности по хранению и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения в зоомагазине "Хвостик" по ул. Курортный проспект 46/8 в Центральном районе г. Сочи, без специального разрешения (лицензии).
Результаты зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.04.2019.
На основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 04.04.2019 должностным лицом УВД по г. Сочи арестованы выявленные медицинские препараты ветеринарного применения.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом УВД по городу Сочи в отношении предпринимателя Лаптева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении от 08.04.2019 N 15-636682 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 23.1, 28.8 КоАП РФ, УВД по городу Сочи обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Принимая определение, суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное предпринимателем правонарушение в виде хранения и реализации лекарственных препаратов для ветеринарного применения без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, является нарушением порядка розничной торговли лекарственными средствами и подлежит квалификации по специальной норме - части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом частей 1 и 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 23.81 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по статье 14.4.2 Кодекса не отнесено к подведомственности арбитражного суда, в связи с чем суд прекратил производство по делу.
Частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ является общей нормой.
При этом, специальной нормы, предусматривающей ответственность за ведение фармацевтической деятельности без лицензии, КоАП РФ не содержит.
Вывод суда первой инстанции о том, что статья 14.4.2 КоАП РФ является специальной по отношению к статье 14.1 КоАП РФ, не основан на нормах действующего законодательства на основании следующего.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии со статьей 8 Закона об обращении лекарственных средств лицензирование производства фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
3) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
6) лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;
7) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
В пункте 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности указано, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами аптечными и ветеринарными учреждениями и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Из совокупности и взаимосвязи приведенных норм следует, что соблюдение лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности является обязанностью лицензиата (юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию). Лицензия является не лицензионным требованием, а официальным документом, подтверждающим разрешение на ведение деятельности, к обладателю которого предъявляются соответствующие лицензионные требования.
Таким образом, субъектом административной ответственности за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, является лицензиат, т.е. лицо, имеющее лицензию.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Факт хранения и реализации предпринимателем лекарственных средств для ветеринарного применения в отсутствие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Выявив совершение предпринимателем указанного нарушения, УВД по городу Сочи, действуя в пределах своей компетенции, правильно квалифицировал выявленное правонарушение по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 06.12.2017 N 308-АД17-13826.
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для переквалификации правонарушения и прекращения производства по делу.
Вместе с тем, учитывая, что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время истек (правонарушение зафиксировано протоколом от 08.04.2019, давность привлечения при рассмотрении дела судом составляет три месяца), а после истечения указанного срока привлечение к административной ответственности является недопустимым, суд апелляционной инстанции считает возможным оставить без изменения определение суда, поскольку его отмена не приведет к восстановлению и защите охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае для сторон по делу рассмотрение дела по существу с учетом истечения сроков давности привлечения к ответственности, влекущее отказ в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, и определение о прекращении производства по судебному делу имеют аналогичные правовые последствия.
Таким образом, с учетом положений пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 суд апелляционной инстанции оставляет определение суда без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 о прекращении производства по делу N А32-19277/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19277/2019
Истец: УВД по городу Сочи
Ответчик: Лаптев Д А