г. Саратов |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А06-7748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2019 года по делу N А06-7748/2018 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (ОГРН 1033002812050, ИНН 3017037981)
к Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" (ОГРН 1023000829895, ИНН 3008005503)
о признании недействительным постановления от 14.02.2014 N 105
третьи лица: Администрация муниципального образования "Наримановский район", акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации; акционерное общество "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации,
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - МУП "Астрводоканал", Заявитель, Предприятие) обратилось в суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Солянский сельсовет" (далее - МО "Солянский сельсовет", Администрация) о признании недействительным постановления от 14.02.2014 N 105, с привлечением третьих лиц -Администрация муниципального образования "Наримановский район", АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"; ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации; АО "СЛАВЯНКА" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Астрводоканал" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Предприятие 03.07.2018 при ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении N 32-А03-18 в Управлении УФАс по АО узнало о наличии постановления Администрации N 105 от 14.02.2014 "О выборе гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории МО "Солянский сельсовет" (далее по тексту - Постановление N 105).
Согласно пункту 1 Постановления N 105 гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории МО "Солянский сельсовет" выбрано Предприятие.
Предприятие считает Постановление N 105, в части определения заявителя гарантирующей организацией на территории МО "Солянский сельсовет" нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на него дополнительные права и обязанности в отсутствие законных на то оснований, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что при отсутствии доказательств передачи иным хозяйствующим субъектам объектов жилищно-коммунального назначения, (в том числе, канализационные сети, внешний водопровод, водопровод МО "Солянский сельсовет"); то есть при отсутствии на территории МО "Солянский сельсовет" каких-либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, Администрацией правомерно наделено Предприятие статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную гарантирующую организацию (список организаций) в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующих органов. Данные акты не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений, условия реализации ими прав и обязанностей и последствия нарушения возникают из положений Закона N 416-ФЗ и нормативных актов Правительства Российской Федерации (например, из постановления от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", постановления от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", постановления от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и др.), имеющих по отношению к постановлениям органов местного самоуправления большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации от 14.02.2015 N 105 следует квалифицировать как ненормативный правовой акт. Рассмотрение заявленного Обществом требования об оспаривании такого акта должно осуществляться арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии со статьей 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона (часть 1).
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ определены критерии наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению: такая организация должна осуществлять холодное водоснабжение и эксплуатировать в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к таким сетям этой организации должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1052 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 355 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решением Совета МО "Солянский сельсовет" от 16.06.2014 N 20 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, для объектов Министерства обороны РФ, расположенных на территории муниципального образования "Солянский сельсовет" статусом гарантирующего организации в сфере холодного водоснабженияи водоотведения наделено ОАО "Славянка" для объектом Министерства обороны РФ, эксплуатируемых филиалом "Буйнакский" ОАО "Славянка", расположенных на территории МО "Солянский сельсовет". (Т.2 л.д.64-65)
Согласно пункта 2 данного решения определено, что зоной ответственности гарантирующей организации является Военный городок N 132, расположенный в границах МО "Солянский сельсовет", в 5,5 км западнее с. Солянка, 1.5 км севернее п. Мирный.
В соответствии с распоряжениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р и от 9 ноября 2016 г. N 2365-р, Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", определено единственным, исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и. теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Акционерным обществом "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" с Минобороны России заключены государственные контракты на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций от 21.09.2015 N 4-ВКХ (срок, оказания услуг с 01.11.2015 по 31.10.2016), от 28.10.2016 N 5-ВКХ (срок оказания услуг с 01.11.2016 по 31.12.2016), от 30.12.2016 г. N 6-ВКХ (срок оказания услуг с 01.01.2017 по 31.03.2017).
Для осуществления поставки услуг для нужд Минобороны России, собственником имущества в безвозмездное пользование Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ") предоставлены объекты ЖКХ, в том числе объекты, расположенные в пос. Солянка Астраханской области по договору от 05.10.2015 N 252.
Для реализации государственных контрактов на территории посёлка Солянка Астраханской области заключены договоры между Предприятием и АО "ГУ ЖКХ" от 01.11.2015 N 7517 и 01.11.2016 N 751.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления Города Москвы (г. Москва)" создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Акта приема-передачи недвижимого имущества объектов водопроводно-канализационного хозяйства N 1 от 31.03.2017 г., Министерство обороны Российской Федерации, в лице начальника Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России передало Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество, в том числе сети водоснабжения и водоотведения, по которым ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет водоснабжение и водоотведение военного городка 119 и 132, а также объекта специализированного жилищного фонда Минобороны России (16-ти квартирного жилого дома) по адресу: г. Астрахань, ул. Николаевское шоссе, 30.
Для выполнения своих функций по предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключило с Предприятием государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения и договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны в отношении данного объекта является Управляющей организацией.
Следовательно, Минобороны РФ являлось абонентом Предприятия.
Кроме того, как следует из Справки Предприятия по состоянию на 2014 год, по МО "Солянский сельсовет" открыто 2006 лицевых счетов для абонентов (Т. 2 л.д. 72).
По смыслу положений пунктов 2, 3, 6 и 15 статьи 2, статьи 12 Закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривающих, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую холодное водоснабжения, то есть технологический процесс водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам, и (или) осуществляющую водоотведение, т.е. технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод.
Согласно п.4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоснабжение - это комплекс мероприятий состоящих из водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды, направленных на бесперебойное и качественное водоснабжение абонентов.
Водоподготовка это обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (п. 3 ст. 2 Закона N 416-ФЗ). Водоподготовка это обработка воды, поступающей из природного водоисточника, для приведения её качества в соответствие с требованиями технологических потребителей. Может производиться на сооружениях или установках водоподготовки для нужд коммунального хозяйства. Для оценки качества питьевых вод используются различные способы, предполагающие изучение гидрохимических, микробиологических и иных показателей. Полную очистку воды, в состоянии обеспечить исключительно станции водоподготовки воды.
Как указанно выше, АО "ГУ ЖКХ" являлось только транзитной организацией и не осуществляло обработку воды, так как у АО "ГУ ЖКХ" отсутствует на каком-либо праве или ином законном основании сооружение или установки водоподготовки.
Указанные обстоятельства не отрицаются лицами, участвующими в деле, и доказательств обратного, суду не представлено.
Согласно п.2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, АО "ГУ ЖКХ" не владеет на каком-либо праве или ином законном основании очистными сооружениями, следовательно, не может обеспечить прием и очистку сточных вод, и как следствие - обеспечить надежное и бесперебойное водоотведение сточных вод.
Статьёй 2 Закона N 416-ФЗ определены понятия централизованной и не централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения.
Так, нецентрализованная система холодного водоснабжения - это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Централизованная система холодного водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Централизованная система водоотведения (канализации) это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что система водоснабжения и водоотведения в военном городке, переданная АО "ГУ ЖКХ" в безвозмездное пользование от мест выпуска из зданий Абонентов до мест присоединения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения муниципального образования является частью единой централизованной системы вышеуказанного муниципального образования, по которой осуществляется транспортировка холодной воды и сточных вод Абонентам Предприятием и представляет собой не что иное, как централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения (согласно понятийному значению, установленному частью 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ) - комплекс технологический связанных между собой инженерных сооружений, переназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, при наличии на территории муниципального образования единой централизованной системы холодного водоснабжения, по которой осуществляется водоснабжение населения, её правообладатель и должен являться гарантирующей организацией в силу закона, т.к. только он может обеспечить бесперебойное и качественное оказание услуг, как по водоснабжению, так и по водоотведению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое постановление было принято Администраций МО "Солянский сельсовет" в рамках имеющихся полномочий и соответствует требованиям закона N 416- ФЗ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае отсутствие утвержденной схемы по водоснабжению на момент принятия оспариваемого постановления Администрации не свидетельствует о том, что Предприятие было неправомерно определено в качестве гарантирующей организации в области водоснабжения.
Довода заявителя о нарушении органом местного самоуправления установленного п. 3 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядка опубликования соответствующего постановления, судебной коллегией отклоняются как не свидетельствующие о наличии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Опечатка в наименовании Предприятия, не может служить безусловным основаниям, обжалуемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие МУП "Астрводоканал" с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 июня 2019 года по делу N А06-7748/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
С Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" взыскать государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7748/2018
Истец: МУП г. Астрахани "Астрводоканал"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Солянский сельсовет"
Третье лицо: Администрация МО "Наримановский район", АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", АО "Славянка", Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ