город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2019 г. |
дело N А32-23897/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север Строй Проект" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019 по делу N А32-23897/2019, принятое судьей Ивановой Н.В. по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Север Строй Проект" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Север Строй Проект" (далее - ООО "Север Строй Проект") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.07.2019 суд привлек ООО "Север Строй Проект" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Север Строй Проект" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие оснований для замены назначенного судом наказания на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В суда от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Суд рассматривает дело порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Реконструкция здания "Краснодарская ОТШ "ДОСААФ России" по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Дзержинского, 5", расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, 5, было выявлено, что юридическим лицом ООО "Север Строй Проект" осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
Департаментом установлено, что ООО "Север Строй Проект" нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Для устранения выявленных нарушений должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края обществу "Север Строй Проект" выдано предписание от 7 марта 2019 года N 09-2529-Ю-2-ЮГ.
Предписание вручено 07.03.2019 представителю общества (л.д. 30).
В предписании был установлен срок устранения выявленных нарушений в 30 календарных дней со дня вручения указанного предписания.
На основании приказа от 9 апреля 2019 года N 09-280 должностным лицом департамента проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "Реконструкция здания "Краснодарская ОТШ "ДОСААФ России" по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Дзержинского, 5", расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, 5. Копия данного приказа получена представителем ООО "Север Строй Проект" по доверенности Хадыпаш Т.А.
В результате проверки консультантом отдела государственного строительного надзора по городу Краснодару установлено, что обществом "Север Строй Проект" требования предписания от 07.03.2019 N 09-2529-Ю-2-ЮГ в полном объеме не исполнены, нарушения законодательства не устранены, акты об устранении выявленных недостатков не оформлялись.
14 мая 2019 года консультантом отдела государственного строительного надзора по городу Краснодару Горловой Ю.С. был составлен акт проверки N 09-2529-Ю-275-ЮГ, котором зафиксированы следующие нарушения, не устраненные в порядке исполнения предписания.
Нарушены требования п. 3.23 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции" (актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87), согласно которому при приемочном контроле должна быть представлена следующая документация:
* исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием - изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании;
* заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции;
* документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
* акты освидетельствования скрытых работ;
* акты промежуточной приемки ответственных конструкций;
* исполнительные геодезические схемы положения конструкций;
* журналы работ;
* документы о контроле качества сварных соединений;
* акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящих норм и правил или рабочими чертежами);
- другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Фактически не представлена документация по усилению монолитной железобетонной обоймой фундамента существующего здания Литер А согласно Разделу 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 2/П-03-2018-КР лист 13 Разрез 1-1.
Нарушены требования СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. "Общие требования":
- п. 5.13 "Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются".
Фактически работники находятся на строительной площадке без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты.
- п. 6.2.2. "Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:
* ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком;
* козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также
* нагрузки от падения одиночных мелких предметов;
- ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Фактически в местах массового прохода людей, а также по периметру строительной площадки отсутствует защитное ограждение, оборудованное сплошным защитным козырьком.
- п. 7.4.11. Средства подмащивания должны иметь ровные рабочие настилы с зазором между досками не более 5 мм, а при расположении настила на высоте 1,3 м и более - ограждения и бортовые элементы.
Высота ограждения должна быть не менее 1,1 м, бортового элемента - не менее 0,15 м, расстояние между горизонтальными элементами ограждения - не более 0,5 м.
Фактически расстояние между горизонтальными элементами настила не соответствуют требуемой, отсутствуют бортовые элементы.
Отсутствуют горизонтальные элементы настила, отсутствуют бортовые элементы.
- п. 7.4.14. Леса и подмости высотой до 4 м допускаются в эксплуатацию только после их приемки производителем работ или мастером и регистрации в журнале работ, а выше 4 м - после приемки комиссией, назначенной лицом, ответственным за обеспечение охраны труда в организации и оформления актом.
При приемке лесов и подмостей должны быть проверены: наличие связей и креплений, обеспечивающих устойчивость, узлы крепления отдельных элементов, рабочие настилы и ограждения, вертикальность стоек, надежность опорных площадок и заземление (для металлических лесов).
Фактически информация о приемке установленных лесов не представлена.
Нарушены требования п. 11.1.4 СП 63.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции" (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003):
- п. 11.1.4 Укладку и уплотнение бетона следует выполнять таким образом, чтобы можно было гарантировать в конструкциях достаточную однородность и плотность бетона, отвечающих требованиям, предусмотренным для рассматриваемой строительной конструкции.
Применяемые способы и режимы формования должны обеспечивать заданную плотность и однородность и устанавливаются с учетом показателей качества бетонной смеси, вида конструкции и изделия и конкретных инженерно-геологических и производственных условий.
Фактически монолитные железобетонные конструкции шахты лифта в осях 3 -4/В-Г на 1 и 2 этажах, а также плита перекрытия 1-го этажа в осях 3-4/Г-Д литера А1 имеют непровибрированные участки, раковины с выпадением крупного заполнителя бетона.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ООО "Север Строй Проект" составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2019 N 09-2529-Ю-38-ЮГ по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края направил протокол об административном правонарушении и иные материалы административного производства в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении ООО "Север Строй Проект" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что ООО "Север Строй Проект" в установленный срок не исполнено законное предписание Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 07.03.2019 N 09-2529-Ю-2-ЮГ.
Предписание было получено 07.03.2019 представителем общества.
Предписание не было признано незаконным в установленном порядке.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Север Строй Проект" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Север Строй Проект", будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное для исполнения предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о возможности применения административного наказания в виде предупреждения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В материалы дела обществом "Север Строй Проект" не представлено доказательств включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере государственного регулирования и надзора в области строительства капитальных объектов.
В данном случае, характер выявленных нарушений (не устраненных в порядке исполнения предписания к установленному сроку), создающих угрозу жизни и здоровья людей, также исключает возможность замены назначенного судом административного наказания на предупреждение.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений, обеспечивающих безопасность производимых строительных работ для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, и с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
При этом суд учитывает, что у организации имелся достаточный период времени для исполнения требований предписания.
В материалы дела не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
Представленное обществом положительное заключение экспертизы от 26.06.2019 не свидетельствует об устранении нарушения, поскольку надлежащее исполнение публично-правовой обязанности заключалось в исполнении требований предписания к установленному в нем сроку (через 30 календарных дней с момент получения предписания, то есть не позднее 08.04.2019).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления департамента и привлечении ООО "Север Строй Проект" к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Административное наказание соответствует тяжести проступка и отвечает целям предупреждения совершения новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019 по делу N А32-23897/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23897/2019
Истец: Департамент по надзору в строительной сфере КК, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Север Строй Проект"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ