г. Киров |
|
06 сентября 2019 г. |
Дело N А28-10080/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шишовка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2019 по делу N А28-10080/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шишовка" (ОГРН: 1024301288516; ИНН: 4327003039)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254; ОГРН: 1074345003963)
о признании незаконным решения об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка и обязании заключить договор без проведения торгов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шишовка" (далее - заявитель, Общество, ООО "Шишовка") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 29.06.2018 N 4063-58-04-14, об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов и об обязании заключить с истцом договор аренды лесного участка без проведения торгов в отношении лесного участка площадью 1481 га, местоположение: Кировская область, Санчурский район, Санчурское лесничество, Санчурское участковое лесничество, кварталы 62 - 71; условный номер лесного участка: 43:43:01/336/2008-272, учетная запись в государственном лесном реестре N25.2-2008-04.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Шишовка" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ООО "Шишовка" настаивает на наличии у него права заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов. Общество считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии такого права в связи с тем, что срок действия договора аренды от 29.11.2002 с учетом его переоформления 29.07.2008 не превысил 10 лет.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Министерство в письменном отзыве опровергло доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены либо изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.11.2002 на основании распоряжения Правительства Кировской области от 12.07.2002 N 255 и протокола о результатах лесного конкурса от 12.11.2002 между ФГУ Санчурский лесхоз (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Шишовка" (арендатор) был заключен договор N 1 на аренду участка лесного фонда (далее - договор аренды от 29.11.2002) общей площадью 1473 га, местоположение лесного участка: Санчурский лесхоз, Санчурское лесничество, кварталы 62-71 (л.д.124-132).
Срок действия договора с 29.11.2002 по 29.11.2012. Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации (пункт 3.2 договора аренды от 29.11.2002).
На договоре аренды от 29.11.2002 имеется отметка от 14.03.2003, регистрационный номер 43-01/03-19/2003-388 о государственной регистрации права аренды (л.д. 132).
Факт передачи участка оформлен актом приема-передачи от 29.11.2002 (л.д.131).
В целях приведения договора от 29.11.2002 аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 29.07.2008 между департаментом лесного хозяйства Кировской области (переименованным в министерство лесного хозяйства Кировской области) (арендодателем) и обществом (арендатором) на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 26.03.2008 N 61 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса от 12.11.2002, заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N25-1(далее - договор аренды от 29.07.2008).
По условиям названного договора арендатору во временное пользование передан лесной участок площадью 1481 га, местоположение: Кировская область, Санчурский район, Санчурское лесничество, Санчурское участковое лесничество, кварталы 62-71; условный номер лесного участка 43-43-01/336/2008-272, учетная запись в государственном лесном реестре N 25.2-2008-04 (пункты 1-2 договора аренды от 29.07.2008, л.д.43).
Договор аренды лесного участка зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 22.08.2008 за номером 43-43-01/404/2008-300 (л.д. 57).
В соответствии с пунктом 20 договора аренды от 29.07.2008 он заключен на срок десять лет с даты его государственной регистрации.
Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 29.07.2008 (л.д.54).
01.06.2018 арендатор обратился к Министерству с заявлением о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Письмом от 29.06.2018 N 4063-58-04-14 Министерство отказало в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Полагая, что решение об отказе в заключении договора, выраженное в письме от 29.06.2018 N 4063-58-04-14, не соответствует закону и нарушает права заявителя, ООО "Шишовка" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Как видно из материалов настоящего дела, спорные правоотношения возникли из договора аренды лесного участка, заключенного сторонами до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Действующие договоры аренды участков лесного фонда в связи с введением в действие ЛК РФ должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009 (части 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Минприроды России от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые сроки без проведения аукциона по правилам статьи 74 ЛК РФ. В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Минприроды России от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство, по правомерному утверждению суда, не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе срока действия ранее заключенного договора.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы, находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2)лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений. Указанный перечень случаев является исчерпывающим.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что первоначально договор на аренду участка лесного фонда от 29.11.2002 был заключен сроком действия с момента государственной регистрации (14.03.2003) по 29.11.2012. В дальнейшем данный договор был приведен в соответствие с ЛК РФ на основании частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, стороны подписали договор от 29.07.2008 N 25-1.
Поскольку подписание договора 29.07.2008 N 25-1 было связано с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений на основании договора аренды от 29.11.2002, то, ввиду изложенного выше правового регулирования, установленный в переоформленном договоре срок аренды не мог превышать срока действия, определенного в договоре от 29.11.2002, то есть до 29.11.2012. Соответственно, в силу положений части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, после истечения срока договора, приведенного в соответствие с ЛК РФ, у заявителя отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов.
Таким образом, установив, что срок договора от 29.11.2002, приведенного в соответствие с ЛК РФ, не превысил 10 лет, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Общества отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов. Иная позиция подателя апелляционной жалобы несостоятельна и не основана на положениях изложенных норм.
Перезаключение договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 ЛК РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Учитывая изложенное, ссылка Общества на действующую редакцию статьи 74 ЛК РФ (с 01.03.2017), согласно которой арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Указанная норма не применима к правоотношениям сторон, возникшим на основании договора заключенного по результатам лесного конкурса, впоследствии приведенного в соответствие с требованиями ЛК РФ.
Принимая во внимание придание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в силу ЛК РФ, период фактического пользования лесным участком, вопреки доводам жалобы, не имеет правового значения для определения срока действия договора, исчисляемого с момента его государственной регистрации и не может порождать для заявителя преимущественных прав по отношению к третьим лицам.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2019 по делу N А28-10080/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, а также пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 14.05.2019 по делу N А28-10080/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шишовка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10080/2018
Истец: ООО "Шишовка"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области