г. Киров |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А31-7669/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Малых Е.Г., Овечкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2023 по делу N А31-7669/2022
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области (ИНН: 4401011825, ОГРН: 1024400511926)
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН: 4401050246, ОГРН: 1044408640561),
2) Департамент лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112),
3) администрация Костромского муниципального района Костромской области, (ИНН: 4414001140, ОГРН: 1024402238915),
4) областное государственное бюджетное учреждение "Губернский двор" (ИНН: 4414002507, ОГРН: 1024402234878),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства, (далее - истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Костромской области на земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:452 в части наложения на земли лесного фонда, местоположением: Костромское лесничество, Караваевское участковое лесничество, участок Караваевское урочище, кв. 84, выд. 5 в указанных в исковом заявлении координатах, признании недействительными образование, установление границ и постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:071301:452, 44:07:071301:14, с указанием в решении суда, что данное решение будет являться самостоятельным основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) сведений о земельном участке с кадастровым номером 44:07:071301:452, снятия его с государственного кадастрового учета, для исключения из ЕГРН сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области, администрация Костромского муниципального района Костромской области, областное государственное бюджетное учреждение "Губернский двор" (далее - ОГБУ "Губернский двор").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Рослесхоз обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить в полном объеме.
По мнению апеллянта, суд не установил фактические обстоятельства дела, имеющие значение для дела (факт пересечения границ участков или его отсутствие). Рослесхоз отмечает, что при установлении ненадлежащего способов защиты права судом не учтены положения действующего законодательства: обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН в настоящее время не установлена. Истец указывает, что с учетом отсутствия доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172), наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорного участка к иной категории земель не свидетельствует о том, что спорный участок в границах лесного участка перестал относиться к категории земель лесного фонда. Апеллянт утверждает, что судом фактически отдано предпочтение земельному участку по признаку наличия в ЕГРН сведений о его границах, что не соотносится с основополагающими принципами права. Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.11.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.12.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация с 28.04.2004 является собственником земельного участка лесного фонда общей площадью 14 га с кадастровым номером 44:00:000000:27 по адресу: Костромская область, Красносельский муниципальный район, Костромское лесничество, Караваевское участковое лесничество, участок Караваевское урочище, квартал 84, выдел 5.
Постановлением Главы Администрации Костромского района от 27.09.1993 N 204б от Костромского областного Совета по управлению профсоюзов изъято 24,6 га земель (лес I группы 23,0 га и прочие угодья 1,6 га) и Дирекции по эксплуатации зданий, сооружений "Козловы горы" управления делами администрации области передано 20,6 га земель.
18.06.1996 Администрация Костромского района выдала свидетельство N 22267, согласно которому Дирекции по эксплуатации зданий, сооружений "Козловы горы" управления делами администрации области предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с площадью 19,4 га.
Постановлением главы местного самоуправления Костромского района Костромской области от 17.04.2003 N 96-5 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с площадью 19,4 га (категории земель - земли особо охраняемых территорий) предоставлено областному государственному лечебно-оздоровительному учреждению "Козловы горы".
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 44:07:071301:14, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, целевое назначение: для организации учебного и культурно-оздоровительного центра, общая площадь 194 008,57 кв.м., по адресу: Костромская область, Костромской р-н, м Козловы Горы, д. 18, зарегистрировано в ЕГРН (запись регистрации от 09.07.2003 N 44-01.07-68.2003-345).
В 2009-2012 годах ОГБУ "Губернский двор" обеспечено проведение кадастровых работ в связи с образованием частей земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14, по результатам которых согласно межевому плану от 04.04.2012 площадь земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14 составила 195894 кв.м.
На основании постановления главы местного самоуправления Костромского района Костромской области от 17.04.2003 N 96-5 за Костромской областью зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:14, площадью 195894 кв.м., расположенный по адресу: Костромская область, Костромской р-н, м Козловы Горы, д. 18, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов (запись регистрации в ЕГРН от 16.10.2012 N 44-44-01/042/2012-118).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2019 по делу N А31-586/2017 признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14 по адресу: Костромская область, Костромской район, м. Козловы Горы, д. 18, содержащиеся в межевом плане от 04.04.2012, в части согласования и установления границы земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14, смежной с земельным участком СНТ "Родничок" (ОГРН 4414007400, ОГРН 1034477610375) от точки 338 с координатами: (х) 280956.62; (у) 1217895.15 до точки 357 с координатами (х) 280931.62; (у) 1217746.93 согласно межевому плану; установлена граница земельного участка с кадастровым номером 44:07:083005:73, по адресу: Костромская область, Костромской район, Садоводческое товарищество "Родничок", смежная с земельным участком с кадастровым номером 44:07:071301:14, по адресу: Костромская область, Костромской район, м. Козловы Горы, д. 18 по характерным точкам, указанным в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Уразалиевой Е.П. от 13.09.2018 и заключением землеустроительной экспертизы от 31.01.2019; внесены в Единый государственный реестр недвижимости изменения в части сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14 в соответствии с координатами, установленными в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Уразалиевой Е.П. от 13.08.2019 и заключением землеустроительной экспертизы от 31.01.2019.
Распоряжением Департамента от 26.12.2020 N 1460 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14 с сохранением последнего в измененных границах.
В результате проведенных кадастровых работ 19.03.2021 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:452 площадью 22 222 кв.м., категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской р-н, м. Козловы горы, д. 18, разрешенное использование - отдых (рекреация). Площадь земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14 уменьшилась и составила 172 813 кв.м.
Распоряжением Департамента от 14.05.2021 N 529 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОГБУ "Губернский двор" земельным участком с кадастровым номером 44:07:071301:452, участок принят в казну Костромской области.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:452; площадь 22 222 кв.м.; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской р-н, м. Козловы горы, д. 18; разрешенное использование - отдых (рекреация); принадлежит на праве собственности Костромской области (запись регистрации от 19.03.2021 N 44:27:071301:452- 44/012/2021-1).
В обоснование исковых требований Рослесхоз ссылался на то, что в соответствии с заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 30.03.2022 N 1 при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:452 расположены в границах земель лесного фонда, местоположение: Костромское лесничество, Караваевское участковое лесничество, участок Караваевское урочище, кв. 84, выд. 5, площадь пересечения - 18 867 кв.м.
Как указал истец, согласно выписке из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) спорная площадь относится к защитным лесам, лесам, расположенным в лесопарковых зонах, входит в состав лесного участка с кадастровым номером 44:00:000000:27. Границы Костромского лесничества описаны в координатах, необходимых для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, и утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2016 N 550.
По утверждению истца спорный земельный участок незаконно поставлен на кадастровый учет в качестве земель особо охраняемых территорий и объектов и находится в собственности Костромской области. Принадлежность спорного земельного участка землям лесного фонда подтверждается заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 30.03.2022 N 1, материалами лесоустройства, выпиской из ГЛР, таксационным описанием, лесоустроительными планшетами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Рослесхоза в Арбитражный суд Костромской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости. Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся и дополнительные сведения - категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ положения части 3 данной статьи не распространяются на расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:14 возникло на законных основаниях, зарегистрировано в ЕГРН 16.10.2021, участок всегда использовался исключительно в рекреационных целях.
Земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:452 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:14, принадлежащего Костромской области на праве собственности с 2003 года; право собственности Костромской области на указанный земельный участок зарегистрировано 19.03.2021 (запись регистрации от 19.03.2021 N 44:27:071301:452-44/012/2021-1).
Земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:14, равно как и выделенный впоследствии из него земельный участок с кадастровым номером 44:07:071301:452, поставлены на кадастровый учет согласно выпискам из ЕГРН 16.10.2012 и 19.03.2021 соответственно, и изначально относились к категории особо охраняемых территорий.
Границы лесного участка с кадастровым номером 44:00:000000:27 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в ЕГРН не внесены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Рослесхозом не представлено доказательств наличия оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что исходя из разъяснений, данных в четвертом абзаце пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и не может заменять собой специальные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Истец связывает подачу иска с тем, что в результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером 44:07:071301:452 с границами Костромского лесничества Костромской области установлено их пересечение, что нарушает имущественные права и законные интересы Российской Федерации в области лесных отношений. Истец считает спорные земельные участки землями лесного фонда, а не землями особо охраняемых территорий.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В рассматриваемом случае фактически спор касается вопроса отнесения спорных земельных участков к категории земель и установления пересечения границ, а спор о праве собственности отсутствует. Соответственно, признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Как верно указал суд первой инстанции, признание права ответчика на земельный участок отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты права являются обоснованными.
Ссылка апеллянта на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку не имеет для настоящего спора преюдициального значения. По делу установлены все существенные обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора по существу.
С учетом изложенного апелляционный суд, исследовав все доводы апелляционной жалобы, находит обжалуемое решение обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела, представленных доказательств и норм действующего законодательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, изменения или отмены решения не имеется. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.10.2023 по делу N А31-7669/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7669/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Костромского муниципального района Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области, ОГБУ "Губернский двор", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ