город Воронеж |
|
6 сентября 2019 г. |
Дело N А36-13257/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "СМС РУС": Перелыгина А.Е. - адвоката, по доверенности от 16.11.2018;
от Липецкой таможни: Колыбелкиной О.Л. - представителя по доверенности N 04-35/1 от 09.01.2019, Ермановой А.А. - представителя по доверенности N 04-35/10 от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМС РУС" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.06.2019 по делу N А36-13257/2018 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СМС РУС" (ОГРН 1103668029717, ИНН 3662157390) к Липецкой таможне (ОГРН 1024840858910, ИНН 4825009643) о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 16.11.2018, в отношении декларации на товары N101090060/130818/0009248.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМС РУС" (далее - ООО "СМС РУС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Липецкой таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 16.11.2018, в отношении декларации на товары N 101090060/130818/0009248.
Решением от 07.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "СМС РУС", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что суд первой инстанции необоснованно посчитал доказанным факт того, что при декларировании товаров ООО "СМС РУС" не был представлен акт рекламации, документ подтверждающий, что поставляемые товары являются гарантийными и могут быть ввезены на безвозмездной основе согласно пункту 9 контракта N 1703 от 18.04.2017. В материалах дела N А36-13257/2018 имеется Акт рекламации от 18.05.2018, который был представлен в Липецкую таможню. Также полагает, что суд первой инстанции необоснованно посчитал доказанным факт того, что имеет место взаимосвязь между ООО "СМС РУС" и "SMS CZ, s.r.o.". Полагает, что суд первой инстанции не учел и не проанализировал Письмо "SMS CZ, s.r.o." от 15.02.2019. Считает вывод суда, касающийся оприходования спорных товаров, необоснованным. Данная поставка была произведена в рамках рекламации, товар приобретен бесплатно для гарантийного ремонта. Таким образом, реализации товара не было. В карточке счета 41 от 15.08.2018 указано оприходование товара, цена не указана, так как это бесплатная поставка и в карточке цена не учитывается. В карточке счета 41 от 15.08.2018 указаны только таможенный сбор и пошлина (дата курса на 15.08.2018). Вышеуказанные документы были представлены в таможенный орган. Кроме того, полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, а именно ст.45 ТК ЕАЭС. Также полагает, что суд первой инстанции необоснованно не применил ст. 37 ТК ЕАЭС.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве таможня возражает против доводов апелляционной жалобы общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "СМС РУС" 13.08.2018 представило на Липецкий таможенный пост (центр электронного декларирования) Липецкой таможни декларацию на товары (далее - ДТ) с целью помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в соответствии с контрактом от 18.04.2017 N 1703 (далее - Договор), заключенным между ООО "СМС РУС" и компанией "SMS CZ, s.r.o.", Чешская Республика.
Представленной ООО "СМС РУС" ДТ был присвоен регистрационный номер N 10109060/130818/0009248 (т.1, л.д.13-16).
Одновременно с подачей ДТ N 10109060/130818/0009248 обществом в форме электронных документов, в том числе в формализованном виде, были представлены: Договор, дополнительное соглашение N 13 от 25.07.2018 к Договору, счет (инвойс) N 1880042 от 02.08.2018, договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и транспортно-экспедиторские услуги КООО/6269/К от 14.03.2018, транспортный заказ N 2 от 06.08.2018, счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) товаров N 14517-с от 10.08.2018, CMR N 0005741 от 07.08.2018, экспортная таможенная декларация страны отправления N 18CZ60000024MY7C02 от 07.08.2018, упаковочный лист N PL 1880042 от 02.08.2018 (т.1, л.д.68-86).
Таможенная стоимость товаров по ДТ N 10109060/130818/0009248 определена декларантом по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 6) в соответствии со ст.45 ТК ЕАЭС.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров в отношении товара N 1 - запасные части для сельскохозяйственной техники: вал 60x3432 в количестве 1 шт., вал 55x1108 в количестве 2 шт. (классификационный код 7326909807 ТН ВЭД ЕАЭС), таможенным органом были выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости, а именно: 1) выявление более низкой цены ввозимого товара N 1 (уровень таможенной стоимости (далее - УТС) 1,72 долл. США за кг.) по сравнению с ценой идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида при сопоставимых условиях их ввоза по информации, имеющейся в таможенном органе (система оперативного мониторинга таможенных деклараций): ДТ N 10401090/310718/0009546 (товар N 1) УТС-8,05 долл. США за кг.; ДТN 10109060/260218/0001933 (товар N 4) УТС - 5 долл. США за кг.; ДТ N 10109060/160418/0003892 (товар N 4) УТС - 55,1 долл. США за кг.;
2) отсутствие достаточного документального подтверждения величины и структуры таможенной стоимости в рамках выбранного метода определения таможенной стоимости.
В связи с выявлением признаков недостоверного определения обществом таможенной стоимости товара N 1 по ДТ N 10109060/130818/0009248 должностным лицом таможенного поста в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС 14.08.2018 в виде авторизованного сообщения декларанту был направлен запрос документов и (или) сведений, содержащий перечень дополнительно запрашиваемых документов (или) сведений, а также срок их представления. Выпуск товаров был произведен до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (т.1, л.д.121 -122).
В ответ на запрос таможенного органа обществом в электронном виде были представлены: накладная от 15.08.2018 N 24, карточка счета 41 от 15.08.2018, прайс-лист N б/н от 25.07.2018, заявка на перевозку N 2 от 07.08.2018. Других документов, сведений и пояснений ООО "СМС РУС" не представило (т.1, л.д.95-100).
Поскольку представленные обществом документы и (или) сведения не устраняли оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, декларанту 26.10.2018 и 31.10.2018 направлены запросы дополнительных документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Письмами N 10 от 31.10.2018, N 12 от 08.11.2018 Обществом по запросу от 26.10.2018 и 31.10.2018 были представлены документы и сведения в электронном виде, а также на бумажных носителях (т.1, л.д.107-114).
По результатам анализа всех документов и сведений, представленных ООО "СМС РУС", Липецкой таможней принято решение от 16.11.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10109060/130818/0009248 (т.1, л.д.10-12, 123).
Не согласившись с вынесенными таможенным органом решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что декларант недобросовестно исполнил обязанность по декларированию и документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости товаров, не представив все зависящие от него документы, как при декларировании, так и по требованию таможенного органа.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, и отзыве на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 150 действующего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Статьей 179 ТК ТС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации, в которой, среди прочих, должны быть указаны сведения о таможенной стоимости товара (статьи 179, 181 ТК ТС).
Согласно положениям статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), действовавшего в период проведения таможенной проверки, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Таким образом, при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости возникает обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы.
Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, пунктами 6, 17, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" также разъяснено, что, исходя из положений статей 1, 16 Закона о таможенном регулировании, согласно которым к целям таможенного регулирования и обязанностям таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
В целях надлежащей реализации прав декларанта таможенный орган обязан известить его об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 69 Кодекса документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств). Получив такое извещение, декларант вправе представить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования таможенной стоимости (абзац третий пункта 3 статьи 69 ТК ТС), которые должны быть учтены таможенным органом при принятии окончательного решения.
Указанные разъяснения Верховного Суда РФ, данные в отношении Таможенного Кодекса Таможенного Союза, полностью применимы в отношении правоотношений по ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 15 статьи 325 ТК ЕАЭС если представленные в соответствии с указанной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного 2 абзацем пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
Пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с данной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Согласно статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленным в таможенной декларации относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Решение от 20.09.2010 N376) утвержден Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, который не является ограничительным, поскольку в пунктах 1, 5 указанного Перечня указана обязанность декларанта представить также и другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Согласно пункта 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС. Сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, заявляются в декларации таможенной стоимости, которая является неотъемлемой частью ДТ (пункт 2 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 5 ТК ЕАЭС являются теми же, что и предусмотрены в статьях 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС, однако, в рамках резервного метода допускается гибкость при их применении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (п.2 ст.39 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Как указывалось ранее, таможенная стоимость товаров по ДТ 10109060/130818/0009248 была определена декларантом по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 6) в соответствии со ст.45 ТК ЕАЭС.
При этом при декларировании товаров ООО "СМС РУС" не были представлены необходимые документы согласно Приложению N 1 Решения от 20.09.2010 N 376: не был представлен проформа-инвойс, а представлен инвойс, кроме того, не был представлен акт рекламации, документ подтверждающий, что поставляемые товары являются гарантийными и могут быть ввезены на безвозмездной основе согласно пункту 9 контракта N1703 от 18.04.2017.
В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на Таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Положение) при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций)государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;
б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
в) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;
г) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
д) наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;
е) наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
Материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной по ДТ N 10109060/130818/0009248 проверке таможенным органом обоснованно установлено, что представленные ООО "СМС РУС" в соответствии со ст.325 ТК ЕАЭС документы и сведения не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и полноту проверяемых сведений, и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а также запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные ст.325 ТК ЕАЭС сроки.
В силу пункта 10 Положения в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
По запросам таможенного органа от 14.08.2018, от 26.10.2018 и от 31.10.2018 обществом не были предоставлены в полном объеме дополнительные документы и сведения, а предоставленные документы не подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Обществом не был представлен прайс-лист производителя, представляющий собой открытую оферту неограниченному кругу лиц и подтверждающий, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
Пунктом 2.4. Договора предусмотрено что, продавец имеет право на свое усмотрение предоставить Покупателю индивидуальную скидку до 35% от прайсовой стоимости товара.
По запросу Липецкой таможни (письмо от 12.10.2018 N 32-13/9447) компания "SMS CZ, s.r.o.", Чешская Республика, письмом б/н от 07.11.2018, предоставила пояснения, что скидка покупателю предоставляется на усмотрение компании (т.1, л.д.129-132, 140-144).
При этом представленный прайс-лист N б/н от 25.07.2018 уже содержит скидку 20%, предназначенную для ООО "СМС РУС" и не может рассматриваться как публичная оферта (т.1, л.д.145). Кроме того, прайс-лист N б/н от 25.07.2018 не содержит срок действия и условия поставки.
Основой для определения таможенной стоимости является цена сделки, на величину и формирование которой оказывают влияние условия внешнеторговой сделки, в том числе и базисные условия поставки. Базисные условия поставки используются продавцом и покупателем для распределения расходов, связанных с доставкой товара.
Сведения о цене товаров в прайс-листе N б/н от 25.07.2018 не учитывают дополнительные расходы продавца на условиях поставки FCA Rokykany, Чехия (ИНКОТЕРМС - 2010): оплату таможенных формальностей в стране вывоза, доставка товара до перевозочного средства, погрузка на транспортное средство. При этом, цена товаров в прайс-листе соответствует цене товаров в проформе-инвойсе N 1880042 от 02.08.2018 на условиях поставки FCA Rokykany, Чехия (ИНКОТЕРМС - 2010).
Кроме того, согласно договору по перевозке (транспортировке) товаров от 14.03.2018 N КООО/6269/К (далее - Договор перевозки, т.1, л.д.80-82) основанием для оплаты за оказанные Исполнителем услуги по договору является факсимильная копия счета, выставленного без вычетов или отнесения на счет любой претензии, контрпретензии или зачета (пункт 5.1), денежной единицей, используемой Сторонами при установлении размера ставки в транспортном заказе и в счете является Евро, доллар США, российский рубль, если фрахтовая сумма установлена в транспортном заказе в иностранной валюте, то оплата производится в рублях Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты (пункт 5.2), заказчик оплачивает выставленные счета, а также банковскую комиссию, в день разгрузки транспортного средства, учитывая день разгрузки, на основании факсимильной копии счета, основная валюта расчетов - рубли Российской Федерации (пункт 5.3), оплата дополнительных расходов в процессе выполнения услуги производится Заказчиком на основании отдельно выставленных счетов в согласованной в транспортном заказе валюте не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней после предъявления соответствующего счета и, при необходимости, подтверждающих документов.
Согласно транспортному заказу N 2 от 06.08.2018 фрахтовая сумма (исключая дополнительные расходы) составляет 1730 евро (т.1, л.д.83). Стоимость расходов по перевозке (транспортировке) товаров заявлена в счете-фактуре от 10.08.2018 N 14517-с и акте выполненных работ от 28.08.2018 N 14517-с в размере 132726,29 руб. ((1730х76,7204) курс евро к рублю на дату выставления счета (т.1, л.д.106, 110).
По запросу Липецкой таможни (письмо от 07.09.2018 N 32-13/8100 перевозчик (ООО "Трансимпериал") письмом N 0567-12/09/18 от 12.09.2018, предоставил платежные поручения N108 от 22.08.2018 на сумму 132726,29 руб. и N117 от 23.08.2018 на сумму 1481,08 руб. (т.1, л.д.125-126, 149-160).
Однако в графе 17 ДТС-2 N 10109060/130818/0009248 заявлены расходы по перевозке (транспортировке) товаров до Липецкая обл., ж.д. ст.Плавица (место прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза) в размере 56 евро, которые согласно письму N 2 от 10.08.2018 (т.1 л.89) являются частью от суммы 1730 евро, т.к. данная сумма "была поделена на две части методом пропорции".
Таким образом, расходы по перевозке (транспортировке) товара в размере 1481,08 руб. не включены в таможенную стоимость товара, что свидетельствует о невыполнении пункта 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, согласно которому ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с удом первой инстанции и считает обоснованным вывод Липецкой таможни о том, что непредставление обществом бухгалтерских документов об оприходовании товаров в ходе таможенного контроля свидетельствует о невыполнении им требований п.10 ст. 38 ТК ЕАЭС, в связи с чем декларант добросовестно не исполнил обязанность по декларированию и документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости товаров, не представив все зависящие от него документы, как при декларировании, так и по требованию таможенного органа.
Обществом, при отсутствии объективных препятствий к их предоставлению, не представлены бухгалтерские документы об оприходовании товаров с учетом всех расходов покупателя по покупке, транспортировке товаров и иных затрат, связанных с приобретением и ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Представленная ООО "СМС РУС" карточка счета 41 за 15.08.2018 не содержит информации об оприходовании товара с учетом всех расходов предприятия, в том числе услуги по доставке товаров декларируемой партии, услуги сторонних организаций (если имели место быть) и другие расходы покупателя.
Согласно пункту 2.2. Дополнительного соглашения N 13 от 25.07.2018 к Договору, товар предоставляется в рамках рекламации. При этом, акт рекламации N б/н от 18.05.2018 не содержит даты продажи и даты ввода в эксплуатацию вышедшего из строя изделия, а также его дата выпуска указана 207 год (т.1, л.д.19).
Кроме того, обществом по запросу таможенного органа не представлены документы и сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидки покупателю, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, подтверждающих сведения о товаре и их влиянии на ценообразование, в том числе позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимого товара от стоимости товаров того же класса или вида; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида.
Между тем, предполагая добросовестность поставщика и разумность покупателя, намеренных продать или купить товары и совершающих все необходимые подготовительные действия и предварительные согласования, направленные на предстоящую поставку товаров, получение покупателем от продавца/поставщика на стадии согласования в отношении интересующего товара информации о физических характеристиках, качестве, составе материала, является обычаем делового оборота и соответствует принципам разумности и добросовестности участников внешнеэкономической деятельности.
Отсутствие у покупателя такой информации о товаре противоречит устоявшимся в международной торговле деловым обыкновениям и нарушает баланс интересов потенциальных сторон будущей поставки, является обременительным для покупателя, не имеющего от продавца полной информации о товаре до фактической его поставки, так как покупатель, приобретая товар в целях его дальнейшего использования должен знать максимально возможную информацию о приобретаемом товаре, в том числе, о том какими физическими характеристиками обладает товар и иное (состав материалов, способ производства и т.п.).
Ответ от производителя - компания "SMS CZ, s.r.o." N б/н от 07.11.2018 не представляет информацию, подтверждающую сведения о таможенной стоимости товаров в части ценовой информации и структуры стоимости сделки, ссылаясь на коммерческую тайну, а также не разъясняет сведения от влияния каких факторов зависит стоимость товаров.
Таким образом, таможенный орган пришел к правомерному выводу, что отсутствует достаточное подтверждение структуры таможенной стоимости товара: учтены не в полном объеме расходы по перевозке (транспортировке) товара в части расходов на осуществление погрузки товара на транспортное средство и экспортные таможенные формальности.
Коллегия судей полагает, что таможенным органом обосновано учтено и указание в графе 7а) ДТС-2 N 10109060/130818/0009248 об отсутствии взаимосвязи между продавцом и покупателем в значении, указанном в статье 37 ТК ЕАЭС.
Вместе с тем из представленных документов следует, что на сайте производителя - "SMS CZ, s.r.o." (smscz.cz) Александр Юров является региональным менеджером по Восточной Европе, а Владимир Цингрош региональным менеджером по Европе (Договор заключен между " SMS CZ, s.r.o." в лице директора - Владимира Цингроша и ООО "СМС РУС", в лице генерального директора - Юрова Александра Игоревича), что отвечает требованиям статьи 37 ТК ЕАЭС (взаимосвязанные лица - лица, которые являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга).
Как следует из пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
По информации, имеющейся в таможенном органе (система оперативного мониторинга таможенных деклараций) УТС товара - запасные части для сельскохозяйственной техники: вал 60x3432 и вал 55x1108 (классификационный код 7326909807 ТН ВЭД ЕАЭС), значительно ниже УТС товаров того же класса или вида, продекларированных по ДТ N 10401090/310718/0009546 (товар N 1) УТС - 8.05 долл. США за кг.; ДТ N10109060/260218/0001933 (товар N 4) УТС - 5 долл. США за кг.; ДТ N10109060/160418/0003892 (товар N 4) УТС - 55.1 долл. США за кг. (т.2, л.д.74-109)
При этом выявленное на этапе таможенного контроля, отклонение заявленной таможенной стоимости не было аргументировано объяснено и документально подтверждено декларантом в ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, поскольку последний не представил сведения о соответствии заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров рыночной стоимости аналогичных товаров по информации страны отправления. Кроме того, письменные пояснения, обосновывающие низкий уровень заявленной цены товаров при наличии данных о ввозе товаров того же класса или вида (идентичных, однородных) на территорию РФ по средней цене, превышающей указанную декларантом стоимость товара, обществом подготовлены не были.
Каких-либо документов о ввозе аналогичных товаров другими участниками внешнеэкономической деятельности, в отношении которых таможенная стоимость была принята по первому методу, заявителем представлено не было. Также не были даны пояснения о влияющих на цену физических характеристиках ввозимых товаров. Декларантом не был доказан объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, в связи с чем не были устранены основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Таким образом, декларант не добросовестно исполнил обязанность по декларированию и документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости товаров, не представив все зависящие от него документы, как при декларировании, так и по требованию таможенного органа.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу. Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Таким образом, в связи с несоблюдением требований пункта 10 статьи 38, пункта 1 статьи 39, пункта 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в части того, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также в отсутствии при применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами либо резервного метода на его основе условий или обязательств, от которых зависит продажа товаров и их цена, и влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, на основании пунктов 17, 18 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом правомерно принято решение от 16.11.2918 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10109060/130818/0009248.
Таможенная стоимость товара N 1 в ДТ N 10109060/130818/0009248 определена с использованием резервного метода на основе гибкого применения метода по стоимости сделки с товарами того же класса или вида по ДТ N10401090/310718/0009546 (т.2, л.д.99-109).
При принятии решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, при подборе источника ценовой информации таможенным органом осуществлено сравнение и анализ имеющейся в таможенном органе ценовой информации, с использованием программного средства. Информационно-аналитическая система "Мониторинг-Анализ", осуществлен отбор деклараций на ввозимые товары.
Декларирование товаров, идентичных товару N 1 по ДТ N 10109060/130818/0009248, удовлетворяющих всем условиям, регламентированным статьей 41ТК ЕАЭС, отсутствует.
Метод по стоимости сделки с однородными товарами, согласно статье 42 ТК ЕАЭС, предполагает использование в качестве исходной базы стоимости сделки с товарами, не являющимися идентичными, но имеющими схожие характеристики на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином), что и оцениваемые товары, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.
Таможенная стоимость товаров, проданных для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров, должна быть определена по методу 1 и принята таможенным органом.
В соответствии с пунктом 2 стать 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с указанной статьей, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 ТК ЕАЭС, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров, определенная в соответствии с указанной статьей, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с указанной статьей не должна определяться на основе:
1) цены на внутреннем рынке Союза на товары, произведенные на таможенной территории Союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, чем расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 44 Кодекса;
5) цены на товары, поставляемые из страны их вывоза в государства, не являющиеся членами Союза;
6) минимальной таможенной стоимости товаров;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
Как видно из материалов дела, по ДТ N 10401090/310718/0009546, использованной таможенным органом в качестве источника для корректировки таможенной стоимости, ввезен товар того же класса или вида (ведущий и ведомый валы для дисковой сортировки древесных стружек), страна происхождения Чехия, классифицированный в той же товарной подсубпозиции (7326909807 ТН ВЭД), на тех же условиях поставки (FCA), что и спорный товар, при этом заявленная таможенная стоимость составила 8.05 доллара США за килограмм, тогда как по рассматриваемой ДТ таможенная стоимость товара составила 1.72 долларов США за килограмм (т.2, л.д.99-109).
В соответствии с пунктом 24 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в Разделе Б "Корректировки стоимости сделки (+/-)" ДТС-2 N 10109060/130818/0009248 произведены соответствующие корректировки к указанной в графе 11 ДТС-2 стоимости сделки с однородными товарами, обеспечивающие приведение условий ввоза однородных товаров в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров. При этом товары по ДТ N N 10401090/310718/0009546, N10109060/130818/0009248 ввезены на таможенную территорию ЕАЭС с одинаковыми условиями поставки (FCA).
ООО "СМС РУС" каких-либо документов о ввозе аналогичных товаров другими участниками внешнеэкономической деятельности, в отношении которых таможенная стоимость была принята по первому методу, не представило.
По запросу таможенного органа обществом также не были представлены документы и сведения о влиянии на цену ввозимых товаров технических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, в том числе в сравнении с товарами того класса или вида, а также не представлена информация о зависимости цены единицы товара от целевого предназначения.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что использованный таможенным органом при корректировке источник ценовой информации не противоречит положениям статьи 45 ТК ЕАЭС.
Как следует из материалов дела Липецкая таможня в оспариваемом решении от 16.11.2018 указала необходимые реквизиты соответствующего источника ценовой информации (ДТ N 10401090/310718/0009546 от 31.07.2018, инвойс N 180504 1 от 04.05.2018, контракт N 08062015 от 16.06.2015), а также перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган корректировки ДТ.
При этом соблюден принцип последовательного применения методов определения таможенной стоимости товара и источников, выбранных таможней для внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, метод определения таможенной стоимости был выбран таможней последовательно, а выбранный источник ценовой информации сопоставим по коммерческим, качественным и техническим характеристикам со сведениями о товаре, заявленном в спорной декларации.
В соответствии с частями 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от 16.11.2018 является законным и обоснованным. При принятии решения от 16.11.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10109060/130818/0009248, таможенный орган выполнил требования статьи 325 ТК ЕАЭС.
Таможенного органа доказаны те факты, обязанность доказывания которых в силу правил распределения бремени доказывания по спорам о корректировке таможенной стоимости лежит на таком органе.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что заявленные ООО "СМС РУС" требования о признании незаконным решения от 16.11.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 16.11.2018, в отношении декларации на товары N 101090060/130818/0009248, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
С учетом положений ст.104 АПК РФ, ст.333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 84 от 27.06.2019 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит ему возврату ООО "СМС РУС" из федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.06.2019 по делу N А36-13257/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-13257/2018
Истец: ООО "СМС РУС"
Ответчик: Липецкая таможня
Третье лицо: Перелыгин Александр Евгеньевич