г. Ессентуки |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А20-4468/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Макаровой Н.В., Цигельникова И. А., в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахохова Анзора Хасаншевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2019 по делу N А20-4468/2018 (судья Хатухов З.А.),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахохов Анзор Хасаншевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее -министерство), в котором просит признать недействительным отказ Министерства сельского хозяйства КБР в предоставлении Главе КФХ Ахохову Анзору Хасаншевичу субсидий на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, изложенный в письме от 1.04.2019 года за N 21-07-03/1390, как противоречащий Правилам предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в КБР, утвержденным Постановлением Правительства КБР N 67-ПП от 02.04.2015; обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики включить Главу КФХ Ахохова Анзора Хасаншевича в реестр получателей субсидий для возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями на основании поданной в 2016 году заявки (уточненные требования т.4 л.д. 16).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2019 приняты уточненные требования заявителя; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что министерству не представлены необходимые документы для принятия решения о предоставлении субсидии, оспариваемые бездействие и решение министерства не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель не может быть поставлен в равные условия с другими претендентами на получение субсидий, которые не имеют задолженности по налоговым платежам и представили надлежащие документы в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, глава КФХ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме и вынести новый судебный акт об удовлетворении требований пенсионного фонда. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что Минфин не должен был запрашивать справку о состоянии расчетов по налогам.
До начала судебного заседания от министерства по средствам факсимильной связи поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
06.12.2016 Ахохов А.М. в соответствии с Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП (далее - Правила) обратился в министерство с заявлением для получения субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями, приложив документы, перечень которых установлен названными Правилами.
В числе приложенных к заявлению документов - справка Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Кабардино-Балкарской Республике о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 24.11.2016 N 48973, согласно которой у Ахохова А.М. (как предпринимателя) имеется задолженность по НДФЛ налоговых агентов в размере 9 438 рублей недоимки и 457 рублей 65 копеек пени, а также по земельному налогу в размере 331 рубля 08 копеек недоимки и 49 рублей 77 копеек пени.
Решением членов крестьянского (фермерского) хозяйства от 06.04.2017 полномочия главы Ахохов А.М. прекращены, главой избран Ахохов А.Х. (заявитель).
Поскольку о результатах рассмотрения заявки хозяйство не было извещено, Ахохов А.Х. 13.09.2018 обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и 5 законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правилами, действовавшими на момент обращения Ахохова А.М. в министерство, устанавливался порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике за счет средств федерального и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство.
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на эти цели (пункт 3 Правил).
В силу пункта 6 Правил для получения субсидий заявитель в срок, устанавливаемый министерством, подает в министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью заявителя следующие документы: заявление; справки-расчеты; копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками; справку об открытых счетах, выданную российской кредитной организацией; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе на территории Кабардино-Балкарской Республики; справку об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по уплате налоговых платежей; справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; опись представленных документов.
Согласно пункту 11 Порядка одним из оснований для отказа в представлении субсидий является непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, в установленные сроки.
Наличие задолженности по налогам у подателя заявки - Ахохова А.М. по состоянию на 06.12.2016 подтверждено также ответом Федеральной налоговой службы от 29.11.2018 на межведомственный запрос министерства, а также не оспорено заявителем в ходе рассмотрения дела.
Письмом от 01.04.2019 министерство сообщило заявителю, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2017 N 1347 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий (приложение N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы), согласно которым возмещению подлежит часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных в текущем году, а также в отчетном финансовом году, что не дает возможности погасить задолженность 2015 -2016 годов.
Суд первой инстанции верно указал, что Ахохов А.М. не представил в министерство справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам, то есть не в полном объеме представил документы, предусмотренные пунктом 6 Правил, что является основанием для отказа в представлении субсидий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что министерству не представлены необходимые документы для принятия решения о предоставлении субсидии, оспариваемые бездействие и решение министерства не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель не может быть поставлен в равные условия с другими претендентами на получение субсидий, которые не имеют задолженности по налоговым платежам и представили надлежащие документы в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минфин не должен был запрашивать справку о состоянии расчетов по налогам - отклоняется.
С заявлением от 06.12.2016 обращался Ахохов Асланбий Мухамедович, а не истец по делу Ахохов Анзор Хасаншевич. В деле нет документов, подтверждающих правопреемственность и право обращаться с заявлением к Министерству, рассматривавшему заявление другого лица. В определении от 27 июня 2019 и 13.08.2019 апелляционный суд предложил истцу представить необходимые документы и дать соответствующие документы.
В заседание представитель истца не явился, документы на право предъявления иска не представил, письменно этот вопрос не пояснил; в то же время подтвердил в дополнении к апелляционной жалобе, что заявителем Ахохов Асланбий Мухамедович, и на него представлялась справка о налогах.
Из полного пакета документов, представленных Министерством в апелляционный суд (прошиты, пронумерованы, приобщены к делу, том 5), следует, что заявитель Ахохов Асланбий Мухамедович представил справку о налогах на физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, то время как получателями субсидий могут быть сельхозпроизводители (организации, индивидуальные предприниматели (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства, п.2 статьи 78 Бюджетного кодекса. На этом основании представленная справка о налогах не является надлежащей.
Поскольку в исковом заявлении содержится требование обязать Министерство принять решение о включении в реестр получателей субсидий (начальная стадия государственной услуги по представлению субсидий), то суд праве при рассмотрении дела проверить заявление на соответствие всем требованиям, в том числе и по налогам.
Суд правильно установил нарушения и отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2019 по делу N А20-4468/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2019 по делу N А20-4468/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4468/2018
Истец: Ахохов А.Х.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Ахохов А.М.