город Омск |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А46-2556/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Дерхо Д.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9598/2019) акционерного общества "Омскоблавтотранс" на решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2019 по делу N А46-2556/2019 (судья Колмогорова А.Е.), по иску Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249) к акционерному обществу "Омскоблавтотранс" (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) о прекращении действия свидетельств,
при участии в судебном заседании:
от Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области - представитель Притужалова И.Р. (личность удостоверена паспортом, доверенность N МСТД-174 от 08.07.2019 сроком действия по 08.07.2020), после перерыва представитель не явился;
представитель акционерного общества "Омскоблавтотранс" - Кузьминой Т.Г. (личность удостоверена паспортом, доверенность N 3 от 28.12.2018 сроком действия по 31.12.2019), в судебном заседании до перерыва 27.08.2019 представитель явку не обеспечил;
установил:
Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о прекращении действий 16 свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортном на территории Омской области, выданных Министерством акционерному обществу "Омскоблавтотранс" (далее - АО "Омскоблавтотранс", ответчик, податель жалобы, апеллянт).
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2017 по делу N А46-1199/2017 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Омскоблавтотранс" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на то, что пункт 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым Министерство вправе обратиться в суд в целях прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, при этом такое основание как совершение действий, направленных на прекращение в судебном порядке действий свидетельств, названной статьей не предусмотрено.
В судебном заседании до перерыва 27.08.2019 представитель Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве истца с Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области на Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в связи с передачей функций в сфере транспорта на основании Указа Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 57.
В судебном заседании, открытом 27.08.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 03.09.2019. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет. После перерыва рассмотрение жалобы завершено в отсутствие представителей сторон.
03.09.2019 в материалы апелляционного производства от истца поступил отзыв, в котором Министерство просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
По окончании перерыва в судебном заседании истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направил.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства.
В судебном заседании, продолженном после перерыва 03.09.2019 представитель АО "Омскоблавтотранс" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, пояснил, что не возражает против процессуального правопреемства истца.
Рассмотрев заявленное Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ходатайство о правопреемстве, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Порядок процессуального правопреемства в арбитражном процессе регулируется статьей 48 АПК РФ, в соответствии с которой в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла данной нормы закона следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Для этого необходимо подтвердить выбытие стороны в том правоотношении, в котором она является стороной по делу, и передачу ею соответствующих прав ее правопреемнику в случаях, предусмотренных данной нормой закона.
В данном случае указанное подтверждается Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 57, на основании которого произошла передача функций в сфере транспорта Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, в связи с чем суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявление Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области о процессуальном правопреемстве, производит процессуальную замену истца - Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области на его правопреемника - Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - истец, Министерство).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.11.2017 в соответствии с распоряжением Министерства от 20.11.2017 N 298-р, изданным на основании пункта 2 части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ проведен открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области (далее - Конкурс) по нескольким лотам, содержащим от одного до нескольких маршрутов.
29.12.2017 по итогам конкурса Министерством выданы АО "Омскоблавтотранс" свидетельства об осуществлении перевозок по лотам N 22, 23, 26, 29, содержащим 16 маршрутов.
В связи с поданной на конкурс жалобой УФАС по Омской области вынесено решение от 16.02.2018 по делу N 05-04.1/17-18, на основании которого Министерству выдано предписание от 16.02.2018 по делу N 05-04.1/17-18 о совершении действии, направленных на прекращение в судебном порядке действий свидетельств, выданных АО "Омскоблавтотранс".
Министерство, не согласившись с указанным решением УФАС по Омской области, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области, который решением от 15.11.2018 по делу N А46-4505/2018 в удовлетворении требования заявителя отказал.
Данное решение постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 оставлено без изменения.
В связи с указанными обстоятельствами, ссылаясь на нормы Федерального закона N 220-ФЗ, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд Омской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования.
Федеральным законом N 220-ФЗ определен порядок организации деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Федеральный закон N 220-ФЗ, вступивший в силу с 11.01.2016, выделяет два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Вопросы организации осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам урегулированы в статье 14 Федерального закона N 220-ФЗ, согласно которой осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Согласно статье 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, в силу указанных выше норм, свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок является документом, подтверждающим право на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью первой статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств;
1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;
2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;
3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства;
4) окончание срока действия данного свидетельства в случае, если оно выдано на срок, предусмотренный частью 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ;
5) вступление в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок;
6) вступление в силу предусмотренного статьей 18 Федерального закона N 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части второй статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств.
По правилам части 5 той же статьи уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Судом апелляционной инстанции не принимается довод подателя жалобы о том, что Министерство не вправе обращаться в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку такое основание не предусмотрено частью 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, в которой установлен исчерпывающий, по мнению ответчика, перечень обстоятельств, при наступлении которых уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, к числу которых относится и Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением УФАС России по Омской области от 16.02.2018 по делу N 05-04.1/17-18 Министерству выдано предписание от 16.02.2018 по делу N 05-04.1/17-18 о совершении действии, направленных на прекращение в судебном порядке действий свидетельств, выданных АО "Омскоблавтотранс". При этом в решении установлен факт нарушения Министерством порядка проведения конкурса (организатором торгов неправомерно допущено к участию в конкурсе АО "Омскоблавтотранс"), по итогам которого выданы ответчику спорные свидетельства.
Как указывалось выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2018 по делу N А46-4505/2018 отказано в удовлетворении заявленных Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области требований о признании незаконным решения Омского УФАС России по делу N 05-04.1/17-18.
Таким образом, действуя в пределах предоставленных Законом о контрактной системе антимонопольному органу полномочий, Омское УФАС России выдало обязательное к исполнению Министерством предписание, которое в рассматриваемом случае является законным основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельств.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Министерством требования о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортном на территории Омской области, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство на стороне истца, заменив Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области на его правопреемника - Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2019 по делу N А46-2556/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2556/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ОМСКОБЛАВТОТРАНС"