г. Челябинск |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А07-28213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сынбулатова Равиля Рушановича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2019 по делу N А07-28213/2018 (судья Зиганшина Ю.С.).
Администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сынбулатову Равилю Рушановичу (далее - ответчик, ИП Сынбулатов, предприниматель) о взыскании денежных средств в размере 173 495 руб. по договору о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 172-15 от 29.12.2015, процентов за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения судебного решения (согласно уточненному заявлению от 03.12.2018 - т. 1, л.д. 97-99).
Решением суда от 12.07.2019 (резолютивная часть объявлена 05.06.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт), просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе её податель указывает, что представленные субсидии использовал в полном объеме по целевому назначению, отчеты были предоставлены в администрацию.
Отзывом на жалобу администрация отклонила ее доводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом ходатайства администрации, дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 511-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 N 249 "О долгосрочной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" на 2014-2018 годы", постановлением Администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан от 14.10.2013 N 1824 утверждена муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан" на 2014-2018 годы" (т. 1, л.д. 8-24).
Руководствуясь муниципальной программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением администрации от 14.10.2013 N 1824 (далее - программа), на основании протокола заседания комиссии по предоставлению субсидии субъектам малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 29.12.2015 N 8 (т. 1, л.д. 25-28), между администрацией и ИП Сынбулатовым (получатель), был подписан договор о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 172-15 от 29.12.2015 (далее - договор; т. 1, л.д. 48-51).
В соответствии с п. 1.1. договора предметом договора является субсидирование администрацией получателя на начальной стадии становления бизнеса за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1.2 договора субсидирование получателя на начальной стадии становления бизнеса осуществляется в соответствии со сметой расходов, согласно Приложения N 1 к настоящему договору, являющемуся неотъемлемой его частью.
На основании п. 3.1 договора сумма средств федерального бюджета предоставляемых получателю по настоящему договору в качестве субсидирования составляет 173 495 руб.
Согласно Приложению N 1 к договору (смета) статьи расходов составили:
профиль труба 40*40*2 152 м на сумму 21 280 руб.,
профиль труба 40*20*1,5 192 м на сумму 18 048 руб.,
профиль труба 20*20*1,5 500 м на сумму 15 500 руб.,
арматура 246 м. на сумму 10 327 руб.,
поликарбонат для теплиц 4 мм 30 шт. на сумму 87 540 руб.,
соединительная пленка 48-м. на сумму 4 000 руб.,
торцевая пленка 48-м. на сумму 4 800 руб.,
шляпки под саморезы для поликарбоната 3000 шт. на сумму 12 000 руб.
Итого на сумму 173 495 руб.
По договору администрация предоставила субсидию на государственную поддержку малого предпринимательства, что подтверждается платежным поручением от 30.12.2015 N 239603 на сумму 173 495 руб. (т. 1, л.д. 54).
В соответствии с п. 2.2.1. договора получатель обязуется использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов (Приложение N 1) и согласно п. 2.2.5 обязуется ежеквартально представлять в администрацию отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, а также об исполнении плановых показателей, в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, согласно Приложению N 3 к договору.
В силу п. 2.2.6. договора получатель должен был предоставить в администрацию отчет об эффективности деятельности не позднее 10 апреля 2016 года, по форме согласно Приложению N 4 к договору.
На основании п. 2.2.7. договора не допускать в течение трех календарных лет с даты заключения настоящего договора приостановления деятельности, проведения реорганизации, ликвидации, а также введения процедур банкротства в отношении получателя.
Однако со стороны предпринимателя условия договора нарушены.
19 октября 2017 года проведена выездная проверка о фактическом использовании предоставленной субсидии ИП Сынбулатовым. Комиссией выявлено, что ИП Сынбулатов не ведет деятельность, приобретенные средства, согласно смете расходов, отсутствуют на месте (тепличный комплекс).
07 октября 2017 года администрацией в адрес ответчика направлено уведомление с требованием о предоставлении письменного объяснения о причинах нарушения договора.
Согласно п. 5.1. договора получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 5.2. договора предусмотрено, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные средства подлежат возврату в доход муниципального бюджета в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента письменного уведомления о необходимости возвратить полученные средства.
В соответствии с п. 5.3. договора в случае нецелевого использования Получателем бюджетных средств, полученные средства подлежат возврату в доход муниципального бюджета в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента письменного уведомления о необходимости возвратить полученные средства.
Согласно п. 5.1.22. муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Хайбуллинский район на 2014-2018 годы" возврат субсидии в случае нарушения условий ее предоставления осуществляется в следующем порядке: в течение 7 рабочих дней со дня издания распоряжения администрации о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю субсидии направляется соответствующее письменное уведомление.
Получатель субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения такого письменного уведомления администрации о возврате денежных средств обязан перечислить на лицевой счет администрации указанную сумму денежных средств. При отказе получателя субсидии от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Администрацией была направлена претензия от 30.03.2018 N 821 (т. 1, л.д. 55-58) об устранении нарушений договора или осуществить возврат субсидии в размере 173 495 руб.
Оставление ответчиком без удовлетворения указанного требования явилось основанием для обращения истца с рассматриваемыми исковыми требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 ст. 3 Закона N 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан от 14.10.2013 N 1824 утверждена муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан" на 2014-2018 годы" (т. 1, л.д. 8-24).
Из положений ст. 1, 2 БК РФ следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Ответчиком обязательства, предусмотренные договором, надлежащим образом не исполнены.
19 октября 2017 года проведена выездная проверка о фактическом использовании предоставленной субсидии ИП Сынбулатовым. Комиссией выявлено, что ИП Сынбулатов не ведет деятельность, приобретенные средства, согласно смете расходов, отсутствуют на месте (тепличный комплекс).
Удовлетворяя исковые требования администрации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Представленные ответчиком в материалы дела товарные чеки не могут быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств ведения деятельности, поскольку из товарного чека, выданного ИП Байгускаровой (т. 2, л.д. 5) невозможно установить, кому был выдан товарный чек, из товарных чеков от 29.01.2017, от 02.05.2018 (т. 2, л.д. 6) также не следует, что ИП Сынбулатовым реализуется выращенная им продукция, поскольку товарные чеки выданы иными лицами.
Представленные ответчиком договоры поставки и накладные (т. 2, л.д. 11-18) также не принимаются судом в качестве надлежащих доказательств, поскольку, как следует из условий договора, предметом договора является передача в собственность покупателя "договора поставки", отсутствуют предусмотренные договором заявки на поставку (отгрузку) товара.
Из товарных накладных невозможно установить, что товар (продукция), указанный в накладных был произведен предпринимателем в ходе ведения им деятельности по выращиванию овощей, а не приобретен у третьих лиц.
Пунктом 5.2. договора предусмотрено, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные средства подлежат возврату в доход муниципального бюджета в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента письменного уведомления о необходимости возвратить полученные средства.
В силу изложенного, ответчиком не выполнены условия, обозначенные договором о предоставлении субсидии, доказательств обратного в нарушение требований ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Таким образом, требование истца о взыскании денежных средств, в размере 173 495 руб. по договору о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса правомерно удовлетворено арбитражным судом первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов по ст. 395 ГК РФ на дату вынесения судебного решения.
В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.
Учитывая, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность общества за несоблюдение условий договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование департамента о взыскании с общества процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ в определении от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 по делу N А32-41306/2016.
Так, в силу п. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Произведенный судом первой инстанции расчет процентов за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения судебного решения, который составил 44 112 руб. 60 коп., проверен, признан верным.
На основании изложенного, требование истца о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения судебного решения правомерно удовлетворено арбитражным судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца по сути своей направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С ИП Сынбулатова в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2019 по делу N А07-28213/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сынбулатова Равиля Рушановича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сынбулатова Равиля Рушановича в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28213/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Сынбулатов Р Р