г. Москва |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А41-34930/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ИП Юндева М.Н., - Богданова Т.В., по доверенности от 10.04.2019,
от заинтересованного лица по делу - ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области - представитель не явился, извещен,
от третьего лица по делу - ИФНС России N 14 по г. Москве - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2019 по делу N А41-34930/19, принятое судьей Захаровой Н.А., по заявлению ИП Юндева М.Н. к ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, третье лицо: ИФНС России N 14 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Юндев Михаил Наумович (далее - ИП Юндев М.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области, заинтересованное лицо) уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения N 087F07190001976 от 12.02.2019 г. об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2015 и 2016 годы в размере 241.764 руб., 15 коп., обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия решения о проведении перерасчета и возврата образовавшихся сумм переплат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. и 2016 г. в размере 241.764 руб. 15 коп., о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 600 руб. и оплату услуг представителя в размере 30.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Юндева М.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя ИП Юндева М.Н., суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что заявитель является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован с 16.12.1999 г. в качестве страхователя в ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области.
02.03.2015 г. заявителем была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 г. по форме 3-НДФЛ. Согласно налоговой декларации за отчетный 2014 г. заявителем был получен доход в размере 41.281.470 руб. 31 коп., в то время как сумма налоговых вычетов составила 40.580.110 руб. 85 коп., налогооблагаемая база составила 701.359 руб. 46 коп.
Обязательство по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год (страховая часть) сформировано до 08.12.2014 г. в размере 17.328 руб. 48 коп. и исполнено ИП Юндевым М.Н. в полном объеме, платеж в размере 17.328 руб. 48 коп. произведен 09.12.2014 г. в соответствии с чеком-ордером N 2100000000771. В соответствии с чеком-ордером от 18.03.2015 г. N 2100000000771400570360643 уплачены страховые взносы в размере 1% от дохода за 2014 г. в размере 121.299 руб. 36 коп.
17.02.2016 г. заявителем была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 г. по форме 3-НДФЛ. Согласно налоговой декларации за 2015 г. заявителем был получен доход в размере 41.457.458 руб. 11 коп., в то время как сумма налоговых вычетов составила 40.577.739 руб. 01 коп., налогооблагаемая база составила 879.719 руб. 10 коп.
Обязательство по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год сформировано в размере 18.610 руб. 80 коп. и исполнено ИП Юндевым М.Н. в полном объеме, платеж в размере 18.610 руб. 80 коп. произведен 24.12.2015 г. в соответствии с чеком-ордером N 10445252250079821152249074164042. В соответствии с чеком-ордером от 18.03.2015 г. N 10445252250079811602179021289906 уплачены страховые взносы в размере 1% от дохода за 2015 г. в размере 130.275 руб. 60 коп.
02.02.2017 г. заявителем была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2016 г. по форме 3-НДФЛ. Согласно налоговой декларации за 2016 г. заявителем был получен доход в размере 46.683.109 руб. 06 коп., в то время как сумма налоговых вычетов составила 44.623.476 руб. 70 коп., налогооблагаемая база составила 2.059.632 руб. 36 коп.
Обязательство по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 год сформировано в размере 19.356 руб. 48 коп. и исполнено ИП Юндевым М.Н. в полном объеме, платеж в размере 19.356 руб. 48 коп. произведен 14.11.2016 г. в соответствии с чеком-ордером N 10445252250079821411201615059013. В соответствии с чеком-ордером от 22.02.2017 г. N 10445252250079822202201702223700 уплачены страховые взносы в размере 1% от дохода за 2016 г. в размере 135.495 руб. 36 коп.
22.11.2018 г. заявителем было подано заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г., 2015 г. и 2016 г.
Уведомлением N 205-3200/15-03 от 12.02.2019 г. ИП Юндеву М.Н. ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области было сообщено, что 12.02.2019 г. было вынесено решение N 087F07190001976 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 241.764 руб. 15 коп.
Уведомлением N 205-3198/15-03 от 12.02.2019 г. ИП Юндеву М.Н. ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области было сообщено, что 12.02.2019 г. было вынесено решение N 637 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 613 руб. 28 коп.
Уведомлением N 205-3199/15-03 от 12.02.2019 г. ИП Юндеву М.Н. ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области было сообщено, что 12.02.2019 г. было вынесено решение N 636 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 117.285 руб. 76 коп.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами ИП Юндев М.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением и просит признать незаконным решение ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области от 12.02.2019 г. N 087F07190001976 об отказе в возврате из бюджета пенсионного фонда излишне уплаченных страховых взносов 1% от дохода за в размере 241.764 руб. 15 коп. и обязать пенсионный фонд вынести решение о возврате из бюджета пенсионного фонда излишне уплаченные страховые взносы 1% от дохода в общем размере 241.764 руб. 15 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
В статье 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300.000 руб. за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300.000 руб. за расчетный период. Указанный закон действовал в период спорных правоотношений.
При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В Постановлении от 30.11.2016 г. по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при расчете размера страховых взносов по обязательному пенсионному обеспечению для индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и непроизводящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход вышеуказанного индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 79 Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Общая сумма страховых взносов за 2014 г. должна была составить 21.342 руб. 08 коп., а именно: 17.328 руб. 48 коп. (страховые взносы в фиксированном размере) + 4.013 руб. 60 коп. (1% от суммы, превышающей 300.000 руб. с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации) = 21.342 руб. 08 коп. Страховые взносы оплачены в размере 138.627 руб. 84 коп. (17.328 руб. 48 коп. + 121.299 руб. 36 коп.). Следовательно, сумма переплаты страховых взносов за 2014 г. составила 117.285 руб. 76 коп.
Общая сумма страховых взносов за 2015 г. должна была составить 24.408 руб., а именно: 18.610 руб. 80 коп. (страховые взносы в фиксированном размере) + 5.797 руб. 20 коп. (1% от суммы, превышающей 300.000 руб. с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации) = 24.408 руб. Страховые взносы оплачены в размере 148.886 руб. 40 коп. (18.610 руб. 80 коп. + 130.275 руб. 60 коп.). Следовательно, сумма переплаты страховых взносов за 2015 г. составила 124.478 руб. 40 коп.
Общая сумма страховых взносов за 2016 г. должна была составить 36.952 руб. 81 коп., а именно: 19.356 руб. 48 коп. (страховые взносы в фиксированном размере) + 17.596 руб. 33 коп. (1% от суммы, превышающей 300.000 руб. с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации) = 36.952 руб. 81 коп. Страховые взносы оплачены в размере 154.851 руб. 84 коп. (19.356 руб. 48 коп. + 135.495 руб. 36 коп.). Следовательно, сумма переплаты страховых взносов за 2016 г. составила 117.299 руб. 03 коп.
То есть, сумма переплаты страховых взносов за 2014 г., 2015 г. и 2016 г. составила - 359.663 руб. 19 коп. (117.285,76 + 124.478,40 + 117.899,03 = 359.663,19).
Решениями ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области от 12.02.2019 г. N 636 и N 637 заявителю были возвращены суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере соответственно 117.285 руб. 76 коп. и 613 руб. 28 коп.
Фактически органом пенсионного фонда произведен возврат ИП Юндеву М.Н. излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. в размере 117.285 руб. 76 коп., а также произведен возврат части страховых взносов излишне уплаченных за 2015 г. и 2016 г. (расшифровки периода решение не содержит).
Таким образом, сумма в размере 241.764 руб. 15 коп., в возврате которой отказано оспариваемым решением, является разницей между суммой переплаты за 2014 г., 2015 г. и 2016 г. и возвращенной суммой переплаты (359.663 руб. 19 коп. - 117.899 руб. 04 коп. = 241.764 руб. 15 коп.).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закон от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Исходя из изложенного, и учитывая, что с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае необходимо возложить на Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области обязанность вынести решение о возврате Индивидуальному предпринимателю Юндеву Михаилу Наумовичу из бюджета пенсионного фонда излишне уплаченные страховые взносы 1% от дохода за 2015 и 2016 г. в общем размере 241.764 руб. 15 коп.
Кроме того, заявитель просил взыскать с органа пенсионного фонда судебные расходы в размере 30.000 руб. за оказанные услуги представителя и 600 руб. на оплату государственной пошлины.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению с взысканием с органа пенсионного фонда 30.000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В апелляционной жалобе ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области не обоснованно указывает, что в период 2015 и 2016 года, индивидуальный предприниматель применял упрощенную систему налогообложения. Данное заявление опровергается имеющимися в деле налоговыми декларациями по налогу на доходы физических лиц (форма 3- НДФЛ) за период 2014, 2015 и 2016 годы, что возможно лишь при общей системе налогообложения (ОСНО). Данная форма декларации по КПД 1151020.
Приказом ФНС РОССИИ от 26.02.2016 г. N ММВ-7-3/99@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в электронной форме (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2016 г. N 41552)" утверждены форма налоговой декларации и порядок ее заполнения. Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по КНД 1152017.
Упрощенная система налогообложения (УСН) предполагает более простую по сравнению с общей системой налогообложения (ОСНО) технологию расчета налога. Применение УСН освобождает индивидуального предпринимателя от НДФЛ и налога на имущество физических лиц.
С момента регистрации, как индивидуальный предприниматель всегда применял и применяю общую систему налогообложения (ОСНО).
Для целей исчисления страховых взносов величина доходов индивидуального предпринимателя, применяющего ОСНО, не производящего вознаграждения физлицам, определяется не как общая сумма дохода, полученного от ведения бизнеса, а исходя из налогооблагаемой базы по НДФЛ. То есть из разницы между полученным доходом и произведенными расходами.
Конституционным судом Российской Федерации рассмотрена типичная ситуация, которая изложена в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П. Индивидуальный предприниматель уплатил страховые взносы "за себя" в размере, установленном для случаев, когда величина дохода за расчетный период не превышает 300 тысяч рублей. Однако Пенсионный фонд заявил, что ИП, применяющий ОСНО, должен рассчитать пенсионные взносы исходя из всей суммы полученного дохода без учета расходов. В итоге предпринимателю были доначислены взносы в размере 139 тысяч рублей.
Принимая решение в пользу предпринимателя, Конституционный суд указал на следующее. При исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели вправе уменьшать полученный ими доход на сумму документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет). Состав расходов определяется в порядке, аналогичном тому, что установлен для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 221 НК РФ). И, хотя налоговое законодательство не использует понятие "прибыль" по отношению к налоговой базе по НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для ИП в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. А это аналогично определению прибыли (в целях исчисления налога на прибыль организаций), под которой по общему правилу, понимаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указание в статье в п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учитывать доход в соответствии со ст. 227 НК РФ (а данная норма может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ) свидетельствует о намерении законодателя определять для целей страховых взносов доход ИП, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физлицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, о возврате которых заявлены требования по настоящему делу, были осуществлены предпринимателем до 01.01.2017 года. Поскольку предпринимателем применяется общая система налогообложения, принимая решение, суд правильно применил нормы материального права и правомерно применил позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 г. N 27-П, признав незаконным решение ГУ- ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области об отказе в возврате мне излишне уплаченных страховых взносов и обязав ГУ-ГУПФР N 5 по г. Москве и Московской области возвратить мне из бюджета Пенсионного фонда излишне уплаченные страховые взносы 1% от дохода за 2015 и 2016 год в общем размере 241764 рубля 15 копеек.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2019 по делу N А41-34930/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34930/2019
Истец: ИП Юндев Михаил Наумович
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 141407, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ХИМКИ, УЛ. ПАНФИЛОВА, Д. 7
Третье лицо: ИФНС РоссииN 14 по г. Москве, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 5 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ