г.Самара |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А55-11965/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" - представителя Пигаревой К.О. (доверенность от 01.03.2018),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Крючкова А.Б. (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2019 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу N А55-11965/2019 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт", г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и об отмене предписания N Сор-69907 от 15.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" (далее - ООО "МК", заявитель, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - госжилинспекция) о признании незаконным предписания N Сор- 69907 от 15.03.2019.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, предписание госжилинспекции N Сор-69907 от 15.03.2019 признано недействительным. С госжилинспекции в пользу ООО "МК" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что предписание выдано в соответствии с вышеуказанными нормами жилищного законодательства РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "МК" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель госжилинспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "МК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ООО "МК" организация, на которую договором от 01.10.2018 возложено обязательство (возмездно) выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 38 по улице Ново-Садовой.
На основании распоряжения N Сор-69907 от 15 марта 2019 года заместителя руководителя госжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности порядка расчета и внесения платы за содержание в многоквартирном доме N 38 по улице Ново-Садовой. По результатам проверки госжилинспекцией заявителю выдано предписание N Сор-69907 об устранении выявленных нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации от 15 марта 2019 года, которым ООО "МК" в срок до 15 мая 2019 года предписано:
- произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 38, начисленной с января 2019 года;
- производить начисление размера платы за содержание жилого помещения (содержание, текущий ремонт, обслуживание ВДГО) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 38, исходя из размера платы утвержденного решением собственников жилых помещений МКД, за вычетом платы за ТКО согласно договора управления от 01.10.2018.
ООО "МК" считает, что обязательство по перерасчету и последующим начислениям, исходя из размера платы, указанной в приложении N 1 к договору управления от 01.10.2018, незаконно и неисполнимо.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, исходя при этом из следующего.
В силу части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно пункту 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, госжилинспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращению N 4067-ц от 07.02.2019 в отношении ООО "МК" по вопросу правомерности начисления платы за содержание жилого помещения, а именно: начисления платы собственникам помещений в МКД по адресу: г. Самара ул. Ново-Садовая д. 38 с января 2019 года за содержание (16.24 руб.), текущий ремонт (8.01 руб.), обслуживание ВДГО (1.01 руб.).
Из представленной информации N 156 от 12.03.2019 и платежных документов следует, что ООО "МК" с 01.11.2018 осуществляет управление многоквартирным домом N38 по ул. Ново-Садовая г. Самара на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 по ул. Ново-Садовая, г. Самара и договора управления от 01.10.2018.
Согласно договору управления от 01.10.2018 собственниками жилых помещений собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 по ул. Ново-Садовая, г.Самара установлен размер платы с 01.11.2018 за содержание (18.87 руб. за кв.м) в том числе за вывоз ТБО -2.98 руб. за кв.м, текущий ремонт (7.88 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (0.99 руб. за кв.м).
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Подпунктом "а" пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 503-ФЗ от 31 декабря 2017 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 503-ФЗ) предусмотрено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Ссылаясь на данное изменение законодательства, ООО "МК" с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирным домом N 38 по ул. Ново-Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб.за кв.м), текущий ремонт (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.), руководствуясь постановлением администрации городского округа Самара N 1042 от 26.12.2018 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году".
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Исходя из ч.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 4.7 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В п. 5.1 договора управления от 01.10.2018 закреплено следующее условие: "Размер платы для собственников устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем на один год с момента проведения такого собрания с учетом предложений управляющей организации за 1 кв. метр в месяц".
Исходя из приложения 1 к договору управления от 01.10.2018 плата за вывоз твердых бытовых отходов установлена в размере 2 руб. 98 коп. за м была учтена в плате за содержание (18.87 руб. кв.м).
По результатам проверки госжилинспекция пришла к выводу о том, что ООО "МК" с 01.01.2019 собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 38 по ул. Ново- Садовая г. Самара произвело начисление платы за содержание (16.24 руб. за кв.м), текущий ремонт (8.01 руб. за кв.м), обслуживание ВДГО (1,01 руб.) в нарушение ч.7 ст.156 и ст. 162 ЖК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции посчитал выводы госжилинспекции необоснованными и ошибочными по следующим основаниям.
Согласно пункту 5.3 договора управления многоквартирным домом N 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества установлен равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В пункте 5.15 договора управления многоквартирным домом N 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 указано, что в случае изменения в установленном действующим законодательством порядке тарифов на коммунальные услуги управляющая организация применяет новые тарифы со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта. В случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или отказа собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в последующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей.
В связи с непринятием собственниками помещений решения о размере платы и изданием постановления администрации городского округа Самара от 26.12.2018 N 1042 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году", руководствуясь п. 5.15 договора управления многоквартирным домом N 38 по улице Ново-Садовой, от 01.10.2018, управляющая организация ООО "МК" с 01.01.2019 производит начисления в многоквартирном доме N 38 по улице Ново-Садовой за содержание -16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01 коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м.
Кроме того, согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" размер платы за содержание жилого помещения устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 N1042 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году" в 2019 году установлена плата для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда за содержание жилых помещений с 01 января 2019 года.
В многоквартирном доме по адресу г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 38 находятся 2 (два) жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (копия письма департамента управления имуществом г.о. Самара от 19 октября 2018 года прилагается), с целью недопущения нарушения п. 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" ООО "МК" обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме N 38 по улице Ново-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом органа местного самоуправления по муниципальному образованию городской округ Самара.
Также тариф за содержание в размере 16 рублей 24 копейки, установленный постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 N 1042 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019" и применяемый ООО "МК" для содержания многоквартирного дома N 38 по улице Ново-Садовой, исключает из себя плату за услугу по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 декабря 2018 года N 51876-00/04 "О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив", в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.
Кроме того, часть квартир в МКД по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 38, находится в муниципальной собственности, т.е. начисление нанимателям этих квартир, должно производиться на основании акта органа местного самоуправления.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в п. 16 указано: при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Также суд первой инстанции сослался на п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 2, указав, что управляющая организация не вправе начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом
Суд первой инстанции посчитал, что собственники, приняв соответствующее решение общего собрания собственников, оформленное протоколом и заключив договор управления с такими условиями (об изменении платы за содержание и текущий ремонт равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, с учетом утвержденного плана работы по текущему ремонту и в соответствии со стандартами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что основания для перерасчета платы за содержание, текущий ремонт, техническое обслуживания ВДГО и последующего начисления платы исходя из размера, утвержденного решением собственников за вычетом ТКО, у ООО "МК" отсутствуют, поскольку изменение тарифов за содержание, текущий ремонт, ТО ВДГО предусмотрены договором управления от 01.10.2018 и действующим законодательством Российской Федерации, а также начисления за содержание в размере 16 руб. 24 коп. не включают в себя плату за ТКО.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Управляющей организацией были нарушены требования жилищного законодательства при начислении платы за содержание в размере 16 руб. 24 коп. за 1 кв.м, текущий ремонт - 8 руб. 01 коп. за 1 кв.м, техническое обслуживание ВДГО - 1 руб. 01 коп. за 1 кв.м с учетом тарифов, утвержденных постановлением администрации городского округа Самара от 26.12.2018 N 1042 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году", которое не подлежит применению к рассматриваемым отношениям по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Содержащееся в пункте 5.15 договора управления от 01.10.2018 условие, на которое также ссылался заявитель, о применении управляющей организацией новых тарифов в случае изменения в установленном действующим законодательством порядке тарифов на коммунальные услуги, суд первой инстанции истолковал без учета того, что в этом же пункте договора управления было предусмотрены ещё другие положения, согласно которым в случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества или отказа собственников от применения размера, предложенного управляющей организацией, в последующие периоды подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено противоречие между решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Самара, ул.Ново-Садовая, д.38, N 01 от 01.10.2018, (п. 6) и договором управления многоквартирным домом N 38 по улице Ново-Садовой от 01.10.2018 (п.5.3).
Как видно из материалов дела, согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Самара, ул.Ново-Садовая, д.38, в форме очно-заочного голосования, N 01 от 01.10.2018, в пункте 6 установлена плата за работы по текущему ремонту 7 руб. 88 коп. за 1 кв.м и услуги по содержанию жилого помещения в размере 18 руб. 87 коп. в месяц, в соответствии с составом работ и услуг, содержащимися в проекте договора, приложенном к настоящему протоколу, а также плата за техническое обслуживание систем внутридомового газового оборудования в размере 0 руб. 99 коп. за 1 кв.м и плата за коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме от 01.10.2018 утверждены конкретные размеры платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. При этом в вышеуказанном протоколе общего собрания отсутствует решение об индексации или каком-либо другом изменении указанной платы вследствие изменения тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке, также как и условие о том, что размер платы устанавливается равным тарифам, утвержденным органом местного самоуправления для муниципального жилья. Не указан и период, в течение которого подлежат применению установленные размеры платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения, соответственно данные тарифы (установленные решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме от 01.10.2018) подлежат применению до принятия следующего решения общего собрания собственников помещений по этому вопросу, но на срок не менее чем один год.
Вместе с тем согласно п.5.3 договора управления от 01.10.2018 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества установлен равным плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей.
Однако собственники помещений на общем собрании 01.10.2018 при установлении размера платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения не принимали такого решения (которое содержится в п.5.3 договора управления). При этом само по себе принятие решения о заключении договора управления с ООО "МК" в соответствии с проектом договора управления, прилагаемым к протоколу, на общем собрании 01.10.2018 (пункт 4 протокола) не может свидетельствовать об утверждении общим собранием именно указанного в п.5.3 договора управления порядка определения размера платы за по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения. Из протокола общего собрания не усматривается, что данный проект рассматривался, обсуждался, утверждался и с его содержанием собственники помещений (большинство) были согласны.
Кроме того, учитывая, что договор управления многоквартирным домом N 38 по улице Ново-Садовой, заключен 01.10.2018, а изменение размера платы произведено с 01.01.2019, т.е. по истечении трех месяцев с момента заключения указанного договора, управляющей организацией был нарушен п. 7 ст. 156 ЖК РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Мегаполис Комфорт" обязано производить в отношении всех собственников помещений в многоквартирном доме N 38 по улице Ново-Садовой начисления за содержание общего имущества в соответствии с актом органа местного самоуправления по муниципальному образованию городской округ Самара, так как в вышеуказанном доме находятся 2 жилых помещения, занимаемых по договорам социального найма (собственник жилых помещений муниципальное образование г.о. Самара), противоречит жилищному законодательству по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Исходя из вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что в случае если в многоквартирном доме имеются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда управляющая компания обязана применять размер платы установленный органом местного самоуправления, противоречит норме ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.
Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом принятого 01.10.2018 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об установлении конкретных размеров платы за работы по текущему ремонту и услуги по содержанию жилого помещения, принимая во внимание, что вопрос о признании указанной платы равной плате, установленной органом местного самоуправления для нанимателей, на данном и иных собраниях собственников помещений не рассматривался, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание госжилинспекции соответствует вышеуказанным нормам жилищного законодательства РФ и не нарушает прав заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 июля 2019 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "МК" отказать.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина государственной жилищной инспекцией Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу N А55-11965/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11965/2019
Истец: ООО "Мегаполис Комфорт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области