город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2019 г. |
дело N А32-24105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой К.А.,
при участии:
от заявителя (истца): представитель Савина Ю.В. по доверенности от 13.06.2019,
от ответчика: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гулькевичский район (ИНН 2329013399, ОГРН 1022303582707)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 по делу N А32-24105/2019
по иску администрации муниципального образования Гулькевичский район (ИНН 2329013399, ОГРН 1022303582707)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
о снятии земельного участка с кадастрового учета,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Гулькевичский район (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчик) об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114, общей площадью 3464 кв.м, изменив статус земельного участка на "архивный"; указать, что решение является основанием для снятия государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201001:114.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация муниципального образования Гулькевичский район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда от 28.06.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обосновании апелляционной жалобы заявитель указал на то, что принятое решение является незаконным, необоснованным, нарушающим права администрации и препятствующим в реализации обязанности по распоряжению земельными участками, государственная собственность которых не разграничена. 04.04.2019 администрация получила уведомление об отказе в снятии с кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114 отсутствуют. Исходя из требований действующего законодательства, отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета отдельного земельного участка (при его образовании на основании одного заявления о разделе без снятия остальных), с целью образования новых объектов недвижимости, что препятствует администрации в осуществлении прав и обязанностей эффективного землепользования в части распорядительных действий. Глава 4 Земельного кодекса Российской Федерации представляет права заявителям на перераспределение земельных участков, указанным правам корреспондирует обязанность администрации рассматривать заявления о перераспределении и отказывать только на основаниях предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, при этом правоприменительная практика ставит администрацию в положение при котором не представляется возможным заключить соглашение о перераспределении, поскольку описанное основание не входит в список оснований отказа, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Администрация не подавала заявление в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью обжалования отказа в снятии с кадастрового учета земельного участка и признания действий Росреестра незаконными, а обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета, с целью реализаций полномочий по исполнению обязанности по перераспределению земель на основании полученного заявления. Более того, поскольку на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114 не зарегистрировано правообладателей, бюджет муниципального образования не дополучает денежные средства за его использование, поскольку доступ к данному участку осуществляется через земельный участок 23:06:1201001:113, перераспределение данных участков является наиболее эффективным, при этом до снятия с кадастрового учета земельного участка 23:06:1201001:114, полномочия эффективного использования земель, в части названных земельных участков, осуществить не представляется возможным. Судом первой инстанции дело рассмотрено в одном заседании, без выяснения позиции по данному делу Росреестра, при этом в решении суда не содержится оценок доводам истца, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя (истца), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрацией муниципального образования Гулькевичский район в целях перераспределения земель проводилась работа по формированию нового земельного участка.
18.03.2019 истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), через территориальный отдел N 8, с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201001:114, общей площадью 3464 кв.м, расположенного относительно ориентира за пределами участка примерно в 60 м на юз. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с/п Отрадо-Кубанское, х. Прогресс, ул. Молодежная, 36.
Согласно уведомлению от 04.04.2019 года в снятии с кадастрового учета испрашиваемого земельного участка отказано по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201001:48 на два (23:06:1201001:114 и 23:06:1201001:113), в связи с чем необходимо предоставить одно заявление о снятии с кадастрового учета одновременно всех земельных участков, образованных при разделе.
В свою очередь, поскольку правом собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:113 обладает частное лицо, осуществить полномочия по перераспределению земельного участка посредством направления заявления о снятии двух образованных при разделе земельных участков не представляется возможным, ввиду того, что второй является частной собственностью.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2019 N 99/2019/261586717 земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114 числится в государственном кадастре недвижимости как "актуальные, ранее учтенные".
Как указывает истец, исходя из требований действующего законодательства, отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета отдельного земельного участка (при его образовании на основании одного заявления о разделе без снятия остальных), с целью образования новых объектов недвижимости, что препятствует администрации в осуществлении прав и обязанностей эффективного землепользования в части распорядительных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201001:114.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 статьи 26 Закона о регистрации).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления от 29.04.2010 N 10/22.
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Арбитражным судом Краснодарского края установлено, что перечисленные выше основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201001:114 отсутствуют.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:06:1201001:114 не зарегистрировано. Спорный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.06.2006 со статусом "актуальные, ранее учтенные" и не является преобразуемым, в связи с чем, ему не может быть присвоен статус "архивный".
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, Законом о кадастре не предусмотрены основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка со статусом "учтенный".
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции, согласно которой администрация, в нарушение статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не привела норм права, которые бы позволили аннулировать сведения о земельном участке со статусом "учтенные" и исключить земельный участок из государственного кадастра недвижимости (аннулировать сведения о земельном участке) по обращению администрации в орган государственной регистрации прав.
Кроме того, Арбитражный суд Краснодарского края правомерно указал на то, что обращение к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю с иском о снятии земельного участка с кадастрового учета является некорректным и неверным, поскольку Управление Росреестра участником спорных материальных правоотношений не является, процедура прекращения существования земельного участка урегулирована законодательством и вопросы, связанные с аннулированием сведений о земельных участках, должны рассматриваться в рамках такой процедуры, а не через иск к Управлению Росреестра о снятии земельного участка с кадастрового учета.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Администрация муниципального образования Гулькевичский район в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 по делу N А32-24105/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24105/2019
Истец: Администрация МО Гулькевичский район, Администрация муниципального образования Гулькевичского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КК Территориальный отдел N 8
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10724/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10724/19
09.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14887/19
28.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24105/19