г. Челябинск |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А07-30183/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2019 по делу N А07-30183/2018 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель прокурора Республики Башкортостан - Кашапова Р.М. (поручение от 23.08.2019 N 08-17/2-153-2018/51686, служебное удостоверение).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - администрация сельсовета, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 02:19:230101:27, 02:19:240502:46, 02:19:230101:10, 02:19:230402:2, 02:19:230402:3, 02:19:240502:45.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены крестьянское хозяйство "Сатурн" (далее - КХ "Сатурн"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление, Росреестр), прокурор Республики Башкортостан (далее - прокурор).
Решением суда от 06.06.2019 (резолютивная часть объявлена 29.05.2019) исковое требование истца удовлетворено - суд признал отсутствующим зарегистрированное право собственности администрации сельсовета на указанные земельные участки.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе администрация сельсовета (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверно применение норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что спорный земельный участок не был предоставлен в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и не находился в составе межселенных территорий, а находился на бессрочном и бесплатном пользовании у колхоза "Россия", который в свою очередь дал согласие на разграничение данного земельного участка. Ответчик зарегистрировал право собственности на основании действующего на тот момент законодательства.
Апеллянт полагает, что спорный земельный участок не входит в перечень, указанный в п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 122-ФЗ), соответственно не может быть разграничен и предоставлен в собственность Российской Федерации, так как на данном земельном участке отсутствует имущество, находящееся в федеральной собственности.
Податель жалобы отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района о регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Ответчик считает, что истец не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися на территории сельских поселений, у которых в соответствующем порядке утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки.
Отзывом на апелляционную жалобу прокурор отклонил ее доводы.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.
Апеллянтом с жалобой представлены дополнительные документы, которые, с учетом мнения прокурора, приобщены к делу: письмо от Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан в адрес открытого акционерного общества "Башкирская содовая компания" от 24.06.2018 N 624, письмо в адрес Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 17.06.2017 N 03/1167, письмо от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 17.05.2019 N ДС-21/6307, свидетельство о государственной регистрации права от 24.03.2014, свидетельство о государственной регистрации права от 09.07.2013, постановление Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 20.04.2015 N 923, постановление Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 20.02.2016 N 207, представление Прокуратуры Республики Башкортостан от 09.01.2019 N 10д-2019, решение Совета сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 15.12.2015 N 5-31/1з, протест Прокуратуры Республики Башкортостан от 11.03.2016 N 9д-2016, распоряжение Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 15.05.2013 N 8, решение Совета сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан от 08.05.2018 N 69-230з.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители сторон и третьих лиц, кроме прокурора, не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения прокурора, дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон и третьих лиц.
В судебном заседании прокурор возражал против доводов жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А07-30183/2018 установлено, что на основании постановления администрации поселения от 28.03.2016 N 35 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230101:27 площадью 1085069 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, примерно в 2 500 м. по направлению на северо-запад от с. Буруновка с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и сделана запись о регистрации права 02-04/129-29/001/2016- 240/2 от 30.03.2016.
На данный участок имеется обременение в пользу Крестьянского хозяйства "Сатурн" в права аренды - договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 21.11.2011 N 325/11, дата регистрации 20.12.2011, N 02-04-0115/2011-081.
В рамках дела N А07-31031/2018 установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения от 28.03.2016 N 43 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:240502:46 площадью 240 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, урочище Ияр-Мияр, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сделана запись о регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-249/1 от 30.03.2016.
В рамках дела N А07-31032/2018 установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения от 28.03.2016 N 39 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230101:10 площадью 426 841 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, примерно в 2 750 м по направлению на запад от с. Буруновка, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, и сделана запись о регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-245/2 от 30.03.2016.
На данный участок имеется обременение в пользу Крестьянского хозяйства "Сатурн" в виде права аренды - договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 05.05.2008 N 109-08-19-зем, Дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды N 44/11 от 10.10.2011, номер государственной регистрации N 02-04-29/015/2011-113.
В рамках дела N А07-31059/2018 установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения от 28.03.2016 N 40 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок: - из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230402:2 площадью 70 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, вблизи с. Буруновка, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и сделана запись о регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-246/1 от 30.03.2016.
В рамках дела N А07-31060/2018 установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения от 28.03.2016 N 41 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:230402:3 площадью 430 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, вблизи с. Буруновка, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и сделана запись о регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-247/1 от 30.03.2016.
В рамках дела N А07-31061/2018 установлено, что на основании постановления администрации сельского поселения от 28.03.2016 N 42 в порядке разграничения государственной собственности на землю, в Гафурийском отделе Управления Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировано право собственности сельского поселения на земельный участок: - из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:19:240502:45 площадью 60 000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, урочище Ияр-Мияр, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и сделана запись о регистрации права 02-04/129-04/229/001/2016-248/1 от 30.03.2016.
Определением от 29.05.2019, учитывая отсутствие возражений сторон, суд объединил дела N А07-30183/2018, А07-31032/2018, А07-31059/2018, А07-31060/2018, А07-31061/2018, А07-31031/2018 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера дела А07-30183/2018.
Ссылаясь на отсутствие у администрации сельсовета полномочий на распоряжение земельными участками путем передачи его в свою собственность и на недействительность оснований государственной регистрации права собственности, администрация района обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право ответчика распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемое администрацией сельсовета в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, не является основанием возникновения права собственности, в силу чего такое право за ответчиком зарегистрировано в отсутствие законных оснований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав прокурора, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для регистрации права собственности сельского поселения на спорные земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, является одним из принципов земельного законодательства , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности сельского поселения на участке не имеется, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным администрацией сельсовета в целях сельскохозяйственного использования спорный участок не предоставлялся.
Пунктом 4 ст. 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) внесены изменения в ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
По смыслу положений п. 2 ст. 3.3 данного закона наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Предусмотренный ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Указанное и произошло с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в третий абзац п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Апелляционная коллегия отмечает, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района).
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановления администрации сельсовета от 28.03.2016 N 35, 39, 40, 41, 42, 43, представленные в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковыми не являются, основания возникновения права собственности сельского поселения на спорные земельные участки отсутствовали, регистрация права собственности ответчика произведена незаконно.
Более того, как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, из текста постановления от 28.03.2016 N 35, 39, 40, 41, 42, 43 следует, что спорные земельные участки предоставлены в постоянное бессрочное пользование администрации сельсовета, тогда как земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, могут быть предоставлены лишь в целях сельскохозяйственного использования лицу, осуществляющему сельскохозяйственную деятельность. Поскольку администрация сельсовета является органом местного самоуправления, деятельность по производству сельскохозяйственной продукции не осуществляет, спорный земельный участок не мог быть предоставлен ей на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу чего указанное постановление не могло явиться основанием возникновения права собственности в порядке разграничения.
Учитывая, что с 01.01.2017 лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация района, иск администрации района о признании отсутствующим права собственности поселения на земельные участки, направлен по существу на устранение "конфликта" между правами истца на распоряжение указанным земельным участком и правом собственности сельского поселения на земельный участок, зарегистрированным в отсутствие установленных законом оснований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации района полномочий на обращение с указанным иском и выборе истцом надлежащего способа защиты, поскольку данный способ защиты в рассматриваемом случае ведет к восстановлению как нарушенных прав Российской Федерации как собственника земельных участков, так и прав администрации района на распоряжение указанным участком.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, поскольку ее доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат сложившейся судебной практике.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2019 по делу N А07-30183/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30183/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БУРУНОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация СП Буруновский сельсовет МР Гафурийский район РБ
Третье лицо: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Сатурн", Прокуратура РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в лице филиала