город Омск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А46-8452/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10844/2019) акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2019 по делу N А46-8452/2019 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868) к Государственной жилищной инспекция Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания N 02-02-38/14 от 28.02.2019 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Матус Елена Анатольевна по доверенности от 01.01.2019 N 39 ;
от Государственной жилищной инспекция Омской области - Мерзлых Татьяна Сергеевна по доверенности от 06.12.2018 N 895ю,
установил:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, АО "Омск РТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением Государственной жилищной инспекция Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 28.02.2019 N 02-02-38/14 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2019 по делу N А46-8452/2019 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Омск РТС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений Общество указало на то, что при вводе в эксплуатацию спорного многоквартирного дома (далее - МКД) помещения не были оснащены приборами учета в смысле, подразумеваемом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" (далее - постановление КС РФ от 10.07.2018 N 30-П), поскольку индивидуальные приборы учета (далее - ИПУ) не были установлены в жилых помещениях, а складировались отдельно. В настоящее время в МКД N 105 по ул. Красный путь в г. Омске только в 39 квартирах из 146 квартир установлены ИПУ отопления, что составляет 26 %, в связи с чем начисления по топлению в 2018 году правомерно производилось по коллективному (общедомовому) прибору учета.
ГЖИ Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с полномочиями, определёнными Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2, на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) ГЖИ Омской области проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного жилищного надзора в отношении АО "Омск РТС".
Основанием для проведения проверки послужило обращение собственника квартиры N 67 в МКД по адресу: Красный путь, д.105, по вопросу корректировки размера оплаты за коммунальную услугу - отопление.
В ходе мероприятий по контролю, ГЖИ Омской области установлено, что квартира N 67 указанного МКД оборудована ИПУ тепловой энергии, впервые допущенного в эксплуатацию 18.07.2018. Показания ИПУ тепловой энергии по кв. N 67 указанного многоквартирного дома ежемесячно в период с 18.07.2018 по 31.12.2018 передавались в АО "Омск РТС". В связи с отсутствием показаний ИПУ тепловой энергии совокупно за 2017 год, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по кв. N 39 указанного МКД в период с 10.07.2018 по декабрь 2018 года исходя из показаний ИПУ не представлялось возможным.
По информации ООО УК "Полет", спорный МКД введен в эксплуатацию в январе 2017 года, технический паспорт составлен по состоянию на 23.11.2017. В доме предусмотрена установка 154 ИПУ тепловой энергии, которые были переданы застройщиком в ООО УК "Полет-Омск" на ответственное хранение и устанавливаются по мере заселения указанного многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что начисление платы и корректировка за коммунальную услугу отопление выполнены без учета правовой позиции, изложенной в постановлении КС РФ от 10.07.2018 N 30-П.
По результатам проверки составлен акт проверки N 02-03-38/47 от 28.02.2019, Обществу выдано оспариваемое предписание от 28.02.2019 N 02-02-38/14, в соответствии с которым на АО "Омск РТС" возложена обязанность произвести перерасчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам квартиры N 67 вышеуказанного МКД за 2018 год в соответствии с требованиями законодательства.
Полагая, что предписание от 28.02.2019 N 02-02-38/14 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы АО "Омск РТС", последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Постановлением правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Также, до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Ввиду того, что до 01.07.2016 на территории города Омска и Омской области, действовал порядок начисления платы за отопление, утвержденный Правилами N 307, следует, что с 01.07.2016, в том числе и в настоящее время, на территории города Омска и Омской области, начисление платы за отопление собственникам помещений в многоквартирных домах должно производится равномерно в течение календарного года (из расчета 1/12), с учетом положений пункта 42 (1) Правил N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий); в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац четвертый).
Постановлением КС РФ от 10.07.2018 N 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых ИПУ отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как следует из материалов дела, коммунальная услуга по отоплению квартиры N 67 спорного МКД в 2018 году рассчитывалась исходя из норматива потребления тепловой энергии и составила:
в период с января по июнь 2018 года: 37,5 м2 * 0,0150 Гкал/м2 * 9/12 1167,01 руб./Гкал = 492,33 руб.;
в период с июля по декабрь 2018 года: 37,5 м2 * 0,0150 Гкал/м2 * 9/12 1239,37 руб./Гкал = 522,89 руб.,
где: 37,5 м2 - площадь кв. N 67 спорного МКД; 0,0150 Гкал/м2 - норматив потребления тепловой энергии, утвержденный РЭК Омской области от 20.06.2016 N 59/27; 1167,01 руб./Гкал - тарифы на тепловую энергию, утвержденные приказом РЭК Омской области от 20.12.2017 N 598/80.
В 2019 году АО "Омск РТС" по кв. N 67 указанного МКД произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год исходя из объема потребления тепловой энергии по ОДПУ тепловой энергии, без учета тепловой энергии по ИПУ тепловой энергии на сумму 3331,03 руб.
Корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год рассчитана исходя из расхода тепловой энергии за 2018 год с учетом тепловой энергии на горячее водоснабжение за 2018 год, за исключением летних месяцев (июнь, июль, август, сентябрь 2018 года), о чем свидетельствуют справки о потреблении тепловой энергии по приборам учета за отопление и ГВС за 2018 год,
В рассматриваемом случае МКД дом при вводе в эксплуатацию был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и все помещения в нем должны были быть оборудованы ИПУ тепловой энергии по мере заселения квартир.
Таким образом, по кв. N 67 указанного МКД, который оборудован ОДПУ тепловой энергии, оборудованным ИПУ тепловой энергии, корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению кв. N 67 указанного МКД за 2018 год произведена не в соответствии с требованиями п. 42 (1) приложения N 2 Правил N 354 (в редакции, действующей до 01.01.2019).
Доводы заявителя о том, что в спорном МКД не все помещения оснащены ИПУ, не свидетельствуют о необходимости исчисления платы за отопление по коллективному (общедомовому) прибору учета, поскольку, по смыслу Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П для применения (неприменения) методики расчета платы с учетом показаний ИПУ имеет значение установление факта добросовестности собственника помещения в части выполнения им обязанности по установке ИПУ, а также факт оснащения дома ИПУ при вводе его в эксплуатацию.
Указанные обстоятельства по рассматриваемому МКД подтверждены материалами дела и не опровергнуты заявителем.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта необорудования всех помещений в МКД приборами учета заявитель представил акты ввода в эксплуатацию ИПУ, что однозначно не свидетельствует о том, что ИПУ при вводе дома в эксплуатацию отсутствовали.
Отклоняя довод подателя жалобы о несоответствии изложенного в оспариваемом предписании требованиям Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П в части указания сроков поведения корректировки начиления платы за коммунальную услугу - отопление, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьями 6 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление КС РФ от 10.07.2018 N 30-П вступило в силу немедленно после провозглашения опубликованона официальном интернет-портале правовой информации
http://www.pravo.gov.ru 12.07.2018, в "Российской газете" 16.07.2018.
Следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П N 30 возможно с 10.07.2018, проведение перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за период ранее 10.07.2018 указанным Постановлением не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом ГЖИ Омской области о том, что расчет платы за отопление в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении в период с 10.07.2018 по 31.12.2018 надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, без учета оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при вводе дома в эксплуатацию.
Таким образом, по квартире N 67 спорного МКД, который оборудован ОДНУ тепловой энергии, и оборудованным ИПУ тепловой энергии, корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению квартире N 67 указанного многоквартирного дома за 2018 год произведена не в соответствии с требованиями пункта 42 (1) приложения N 2 Правил N 354 (в редакции, действующей до 01.01.2019), Постановления КС РФ от 10.07.2018 N 30-П.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание от 28.02.2019 N 02-02-38/14 года соответствует действующему законодательству и не возлагает на Общество дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, которые нарушали бы интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таки образом, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на АО "Омск РТС".
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату АО "Омск РТС" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2019 по делу N А46-8452/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омские распределительные тепловые сети" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 10983 от 16.07.2019 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.