город Томск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А27-10095/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-7145/19) на решение от 09.07.2019 (резолютивная часть от 25.06.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10095/2019 (рассмотрено в порядке упрощенного производства) (судья Е.В. Исаенко) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) (654007, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул. Запорожская, д. 71, ОГРН 1174205016864, ИНН 4217184142) к профессиональному образовательному учреждению "Новокузнецкая объединенная техническая школа" регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области (654005, Кемеровская область, г. Новокузнецк, проспект Строителей, д. 12, ОГРН 1114200002047, ИНН 4217997116) о взыскании 500 руб. штрафа по требованию от 26.12.2018 N052S01180060158.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к профессиональному образовательному учреждению "Новокузнецкая объединенная техническая школа" регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области (далее по тексту - должник, страхователь, учреждение) о взыскании штрафа.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 09.07.2019 (резолютивная часть от 25.06.2019) Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что страхователь в нарушение положений Постановления от 07.12.2016 N 1077п представил исходную форму СЗВ-М за период август 2018 года с ошибкой, (с кодом 30 - ошибка ФИО-СНИЛС) в связи с чем, сведения о застрахованном лице не были приняты территориальным органом ПФР; на момент вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности, страхователем исправленные индивидуальные сведения представлены не были, в связи с чем решение Пенсионного фонда законно и обоснованно.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.09.2018 учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в пенсионный фонд исходные сведения за отчетный период - август 2018 года на 14 застрахованных лиц (форма СЗВ-М тип "исходная"), что подтверждается извещением о доставке от 17.09.2018 и унифицированным протоколом проверки отчетности от 17.09.2018 со статусом "Документ принят частично".
В результате проверки Пенсионным фондом выявлена ошибка в заполнении формы отчета СЗВ-М в отношении одного застрахованного лица: указано "Лысенко Олег Геннадьевич старый, 040-966-238 59". В базе данных Пенсионного фонда присутствуют данные: "Лысенко Олег Геннадьевич, 040-966-238 59".
17.09.2018 Пенсионный фонд направил в адрес учреждения уведомление об устранении ошибок (несоответствий).
В установленный в уведомлении срок страхователем ошибка не исправлена.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.10.2018 N 052S18180018074.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, пенсионным фондом принято решение от 30.11.2018 N 052S19180018929 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Учреждению выставлено требование от 26.12.2018 N 052S01180060158 об уплате финансовых санкций в срок до 22.01.2019.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 500 рублей финансовых санкций.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании штрафа по требованию от 26.12.2018 N 052S01180060158 в размере 500 рублей, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод пенсионного фонда о представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за август 2018 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - август 2018 года не позднее 17 сентября 2018 года (с учетом выходных).
Судом апелляционной инстанции установлено, что отчет принят Пенсионным фондом частично (унифицированный протокол проверки отчетности от 17.09.2018) в связи с выявлением ошибки в заполнении СЗВ-М в отношении застрахованного лица.
Из представленной в материалы дела исходной формы СЗВ-М за август 2018 года и унифицированного протокола проверки отчетности от 17.09.2018 следует, что ошибка в сведениях заключается в указании лишнего слова "старый" при указании ФИО застрахованного лица.
В данном случае, выявленная ошибка является опечаткой (технической ошибкой) и не препятствует идентификации этого лица, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика, фамилия имя и отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и как следствие, влекущая наложение финансовой санкции.
Иной состав правонарушения, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом не устанавливался и страхователю не вменялся, что подтверждается содержанием акта проверки от 25.10.2018 N 052S18180018074 и решения от 30.11.2018 N 052S19180018929.
Кроме этого, при привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральным законом N 27-ФЗ, Пенсионный фонд обязан не только констатировать факт недостоверности сведений, но и определить все элементы состава данного правонарушения.
Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности ни состав, ни вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения не устанавливались, в связи с чем правомерность решения Пенсионного фонда, на основании которого выставлено требование о взыскании финансовых санкций, не подтверждена.
Учитывая изложенное, отсутствуют в рассматриваемом случае основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-Ф.
Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении учреждения, в рассматриваемом случае, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ отклоняется апелляционным судом, поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.07.2019 (резолютивная часть от 25.06.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10095/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2019.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10095/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокузнецке
Ответчик: Профессиональное образовательное учреждение "Новокузнецкая объединенная техническая школа" Регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области