город Воронеж |
|
6 сентября 2019 г. |
Дело N А08-12401/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ИФНС России по г. Белгороду: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.07.2019 по делу N А08-12401/2018 (судья Полухин Р.О.), по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода (ИНН 3123282512, ОГРН 1113123008129) к ИФНС России по г. Белгороду (ИНН 3123021768, ОГРН 1043107046531) о признании недействительной записи об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица ООО "Беркут",
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации города Белгорода (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительной записи за государственным регистрационным номером 2183123813629 о прекращении деятельности юридического лица ООО "Беркут" и восстановлении сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении юридического лица ООО "Беркут".
Решением от 01.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что внеся запись в ЕГРЮЛ Инспекция, лишила комитет права на получение с ООО "Беркут" задолженности по арендным платежам. Полагает, что внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Беркут" нарушает право комитета, как кредитора на удовлетворение своих требований к обществу.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ИФНС по г.Белгороду возражает против доводов апелляционной жалобы Комитета, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.10.2015 по делу N А08-5662/2015 по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода к ООО "Беркут" о взыскании задолженности, с ответчика ООО "Беркут" взыскано в бюджет городского округа "Город Белгород" 393 389 руб. 92 коп.
Арбитражным судом Белгородской области 28.03.2016 был выдан исполнительный лист серии ФС N 007355319 о взыскании с ООО "Беркут" задолженности на общую сумму 393 389,92 руб.
Указанный исполнительный лист был передан в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
16.04.2016 судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области Мостовая Е.В. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства N 18512/16/31010-ИП в отношении ООО "Беркут".
В настоящее время исполнительное производство N 18512/16/31010-ИП не окончено, задолженность по исполнительному производству должником не погашена в полном объеме.
Инспекцией 11.09.2018 внесена запись об исключении общества "Беркут" в из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Комитет, полагая, что внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Беркут" нарушает его право, как кредитора, на удовлетворение своих требований к обществу, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона N129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ принято налоговым органом на основании представленных ИФНС по г.Белгороду: справки N 284-0 о непредставлении юридическим лицом в течении последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах от 24.04.2018, справки N 284-С об отсутствии в течении последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у общества открытых банковских счетов от 24.04.2018 (последняя сдача отчетности 02.03.2017).
На основании указанных справок инспекцией 14.05.2018 в отношении общества принято решение N 769 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее-решение N 769).
Материалами дела подтверждено, что на момент принятия Инспекцией решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ оно отвечало всем признакам недействующего юридического лица.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определение от 17.01.2012 N 143-О-О, Определение от 17.06.2013 N 994-О от 2.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона о регистрации, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственном реестре (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данное законоположение применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Так, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикаций и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения о принятых решениях, о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации". В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации" этих сведений определяется редакцией журнала.
На основании п.3 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении юридического лица опубликовано в номере журнала "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 19(684) от 16.05.2018 /839).
Порядок и сроки направления возражений установлены Федеральным законом N 129-ФЗ и одинаковы для всех. Указанные сведения публикуются в начале соответствующего раздела и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, имеет право направить возражения относительно исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ.
В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
При этом, как установлено судом и не опровергнуто заявителем по делу, на момент внесения записи об исключении ООО "Беркут" из ЕГРЮЛ ни от Комитета, ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в Инспекцию не поступило.
На дату принятия решения о предстоящей ликвидации ООО "Беркут" отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Исходя из изложенного, процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ Инспекцией была соблюдена.
Доказательств тому, что ООО "Беркут" являлось действующим лицом, вело хозяйственную деятельности в 2017-2018 годах, намеривалось оплатить (погашало) задолженность по исполнительному производству N 18512/16/31010-ИП, заявителем не представлено.
Суд первой инстанции верно отметил, что наличие не оконченного исполнительного производства в отношении общества-должника не может свидетельствовать о запрете для признания этого юридического лица недействующим и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующим органом.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области в том, что исключение Инспекцией как регистрирующим органом из реестра юридических лиц недействующего общества соответствует требованиям закона, совокупность условий, установленная статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания незаконным действий регистрирующего органа, отсутствует, в связи с чем, заявленные требования Комитета, обоснованно не удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель лишен права на обращение в суд за признанием должника банкротом, а также на удовлетворение своих требований как кредитора были предметом исследования в суде первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ч.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.07.2019 по делу N А08-12401/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-12401/2018
Истец: Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду