город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2019 г. |
дело N А01-1288/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синициной М.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2019 по делу N А01-1288/2019
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
(ИНН 0105033807, ОГРН 1020100710706)
к общественной организации "Республиканский потребительский контроль"
(ИНН 0105079015, ОГРН 1170105002760)
о взыскании,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея (далее - пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Адыгейской Республиканской общественной организации "Республиканский потребительский контроль" (далее - АРОО "РПК") о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (предоставлении неполных (недостоверных) сведений за август 2018 г.) в размере 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2019 по делу N А01-1288/2019 в удовлетворении заявлении отказано.
Не согласившись с решением суда от 24.07.2019 по делу N А01-1288/2019, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республике Адыгея обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предоставление дополняющей формы СЗВ-М за пределами законом срока не простоя является устранением выявленной ошибки страхователем самостоятельно, как полагает суд, а является нарушением законодательства о персонифицированном учете. Нарушение сроков предоставления форм СЗВ-М приводит к нарушению прав застрахованных лиц связанных с назначением и выплатой пенсии, а также к перерасходованию государственных денежных средств.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2019 по делу N А01-1288/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ Адыгейская Республиканская общественная организация "Республиканский потребительский контроль" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя по своевременному представлению органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, определенных названным Федеральным законом.
В соответствии в пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (в редакции, действующей на дату предоставления отчетности), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из материалов дела, в установленный законом срок, 15.09.2018 АРОО "РПК" в пенсионный фонд представлена исходная форма СЗВ-М за август 2018 г. на одного застрахованного лица.
Впоследствии, 15.10.2018 страхователь направил дополняющую форму СЗВ-М за указанный отчетный период в отношении одного застрахованного лица, данные о котором отсутствовали в сведениях по форме СЗВ-М типа "исходная".
В связи с выявлением недостоверных сведений в персонифицированном учете, заявителем в отношении общества проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27- ФЗ).
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных АРОО "РПК" сведений по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") о застрахованных лицах за август 2018 года в отношении одного застрахованного лица, которые не были отражены в первоначальных сведениях по форме СЗВ-М за указанный период (с типом формы "исходная"), пенсионный фонд составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2018 N 001S18180001949.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом решения от 19.11.2018 N 001S19180002033 о привлечении АРОО "РПК", предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
В целях добровольной уплаты штрафа должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.12.2018 N 001S01180005163 со сроком исполнения до 28.12.2018.
Неисполнение АРОО "РПК" названного требования послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании с АРОО "РПК" финансовых санкций за непредставление полных и достоверных сведений за август 2018 г.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
АРОО "РПК" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (в редакции Федерального закона N 27-ФЗ, действующей на дату представления отчётности), представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом пунктом 39 Инструкции установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
При подаче заявления о взыскании с АРОО "РПК" финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением не представлено доказательств уведомления страхователя о выявленных несоответствиях в представленной отчетности за август 2018 г. и невыполнения АРОО "РПК" требований пенсионного фонда об устранении имеющихся несоответствий в пределах установленного законом пятидневного срока.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что пенсионным фондом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что фонд изначально выявил в представленных страхователем сведениях ошибку и (или) несоответствие между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Также фондом не представлено доказательств составления и направления (вручения) заинтересованному лицу уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
При этом в случае непоступления отчетности за август 2018 г. пенсионный фонд мог выявить данное нарушение после 11.09.2018. Вместе с тем, сведений о привлечении страхователя к ответственности в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения суду не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что АРОО "РПК" самостоятельно выявило ошибку, исправив ее представлением дополняющей формы за август 2018 г. - 15.10.2018. В свою очередь пенсионный фонд представление недостоверных сведений в отношении сотрудников АРОО "РПК" констатировал только 19.10.2018, то есть после самостоятельного устранения ошибки плательщиком страховых взносов.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2018 г. разъяснено, что пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Таким образом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Указанный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда о взыскании с общества финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2019 по делу N А01-1288/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1288/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: Адыгейская республиканская "Республиканский потребительский контроль", Адыгейская Республиканская общественнная организация "Республиканский потребительский контроль"