г. Хабаровск |
|
10 сентября 2019 г. |
А04-1991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Господряд", отдела по управлению образованием администрации Своюбодненского района, МОБУ Костюковская СОШ, МОУ Загорненская СОШ, МОКУ Буссевская ООШ, МОУ Сычевская СОШ: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Господряд"
на решение от 19.06.2019
по делу N А04-1991/2019
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Наринской С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Господряд"
к отделу по управлению образованием администрации Свободненского района
о признании недействительными решений об отказе от исполнения контрактов
третьи лица: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Костюковская средняя общеобразовательная школа", муниципальное общеобразовательное учреждение "Загорненская средняя общеобразовательная школа", муниципальное общеобразовательное казенное учреждение "Буссевская основная общеобразовательная школа", муниципальное общеобразовательное учреждение "Сычевская средняя общеобразовательная школа",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Господряд" (ОГРН 1142801010032, место нахождения: г. Благовещенск, далее - ООО "Господряд") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к отделу по управлению образованием администрации Свободненского района (ОГРН 1022800760773, место нахождения: п. Подгорный, Амурская область, далее - отдел по управлению образованием администрации) о признании недействительными решений от 25.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов от 07.09.2018 N Ф.2018.418815, от 07.09.2018 N Ф.2018.418826, от 07.09.2018 N Ф.2018.418832.
Требования мотивированы статьей 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05.04.2013 и обоснованы тем, что датой вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения каждого из контрактов и датой их расторжения является 05.12.2018, на основании чего, по мнению истца, подрядчик имел право выполнить работы по контрактам в указанный срок. Вместе с тем, ответчик отказал истцу в допуске на строительные объекты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Костюковская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОБУ Костюковская СОШ), муниципальное общеобразовательное учреждение "Загорненская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ Загорненская СОШ), муниципальное общеобразовательное казенное учреждение "Буссевская основная общеобразовательная школа" (далее - МОКУ Буссевская ООШ), муниципальное общеобразовательное учреждение "Сычевская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Сычевская СОШ").
Решением от 19.06.2019 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Господряд" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указано на неверное определение судом даты вступления в силу решений заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов. Заказчик отказал истцу в допуске на строительные объекты, чем воспрепятствовал подрядчику выполнить работы по контракту, не предоставил 10-тидневный срок для устранения нарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу отдел по управлению образованием администрации с ее доводами не согласился, просил оспариваемое решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Согласно материалам дела 07.09.2018 между отделом по управлению образованием администрации Свободненского района (заказчик) и ООО "Господряд" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N Ф.2018.418815, по условиям которого подрядчик обязался по поручению заказчика выполнить работы по ремонту оконных блоков в зданиях школ МОБУ "Костюковская СОШ" с. Костюковка ул. Лермонтова 2; МОУ "Загорненская СОШ" с. Загорная Селитьба ул. Школьная 11; МОКУ "Буссевская ООШ" с. Буссе ул. Молодежная 6; МОУ "Сычёвская СОШ" с. Сычёвка ул. Школьная 1; Свободненского района, (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта. Подрядчик обязался выполнить работы за свой счет, собственными материалами и силами, в соответствии с условиями контракта, техническим заданием заказчика (далее - контракт N Ф.2018.418815).
Материалы, применяемые подрядчиком при выполнении работ должны быть новыми (материалами, которые не были в употреблении, в отношении них не производился ремонт, в том числе восстановление потребительских свойств), современные, высокого качества, отвечающие требованиям, предусмотренным ГОСТ, техническими условиями или другой нормативно-технической документацией и сертификатам качества (пункт 1.3 контракта).
Цена контракта установлена пунктом 2.1 контракт и составляет 2 363 493,42 руб., НДС не облагается.
Из приложения N 1 к контракту - Техническое задание усматривается, что подрядчик обязался выполнить работы по замене оконных блоков с одновременным демонтажем старых оконных блоков. Характер производства и работ, их стоимости отражены в проектной документации и локальных сметных расчетах.
Срок выполнения работ определен пунктом 3.1 контракта: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Место выполнения работ: Амурская область, Свободненский район, с. Костюковка ул. Лермонтова 2; с. Загорная Селитьба ул. Школьная 11; с. Буссе ул. Молодежная 6; с. Сычёвка ул. Школьная 1 (пункт 3.2).
По условиям пунктов 4.1.1, 4.14 заказчик вправе требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством используемых подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Права и обязанности сторон установлены разделом 4 контракта.
Так, в соответствии с пунктом 4.4 контракта подрядчик обязался:
- выполнить все работы, предусмотренные по контракту, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N 2 к настоящему контракту), в сроки, установленные в пункте 3.1 контракта (пункт 4.4.2 контракта);
- до приемки выполненных работ вывезти инвентарь, инструменты, материалы и строительный мусор. Производить уборку территории и помещений от строительного мусора (пункт 4.4.7 контракта);
- обеспечить постоянную уборку строительного мусора в течение рабочего дня с вывозом за пределы территории учреждения (пункт 4.4.9 контракта);
- самостоятельно организовать производство работ на объекте и сдать результаты выполненных работ заказчику в состоянии, соответствующем условиям контракта, позволяющем надежную эксплуатацию объекта (пункт 4.4.16 контракта).
Кроме того, 12.09.2018 между отделом по управлению образованием администрации Свободненского района (заказчик) и ООО "Господряд" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N Ф.2018.418826, по условиям которого подрядчик по поручению заказчика обязался выполнить работы по ремонту оконных блоков в зданиях школ МОУ "Орлинская СОШ" г. Свободный-21 ул. Фрунзе 41; МОКУ "Москвитннская СОШ" с. Москвнтино ул. Гагарина 9; МОУ "Новгородская СОШ им. В.Н.Лесина" с. Новгородка ул.Центральная 2; Свободненского района (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N 2 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта. Подрядчик обязался выполнить работы за свой счет, собственными материалами и силами, в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием заказчика (далее - контракт N Ф.2018.418826 от 12.09.2018).
Цена контракта согласована пунктом 2.1 контракта и составляет 1 968 007,90 руб., НДС не облагается.
Из приложения N 1 к контракту - Техническое задание усматривается, что подрядчик обязался выполнить работы по замене оконных блоков с одновременным демонтажем старых оконных блоков. Характер производства и работ, их стоимости отражены в проектной документации и локальных сметных расчетах.
Срок выполнения работ определен пунктом 3.1 контракта: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Место выполнения работ: Амурская область, Свободненский район, г. Свободный-21 ул. Фрунзе 41; с. Москвнтино, ул. Гагарина 9; с. Новгородка ул. Центральная 2 (пункт 3.2).
Иные условия контракта N Ф.2018.418826 аналогичны условиям контракта N Ф.2018.418815 от 07.09.2018.
Кроме того, 12.09.2018 между отделом по управлению образованием администрации Свободненского района (заказчик) и ООО "Господряд" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N Ф.2018.418832, по условиям которого подрядчик обязался по поручению подрядчика выполнить работы по ремонту оконных блоков в зданиях школ - МОКУ "Устьпёрская ООШ" с. Усть Пера ул. Мира 7; МОУ "Юхтинская СОШ" пос. Юхта ул. Школьная 4; МОУ "Черниговская ООШ" с. Черниговка ул. Молодежная 2; МОУ "Новоивановская СОШ" с.Новоивановка ул. Школьная 6; Свободненского района, (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N 2 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязался выполнить работы за свой счет, собственными материалами и силами, в соответствии с условиями данного контракта, техническим заданием заказчика (далее - контракт N Ф.2018.418832 от 12.09.2018).
Цена контракта установлена пунктом 2.1 контракта и составляет 1 911 438,58 руб., НДС не облагается.
Из приложения N 1 к контракту - Техническое задание следует, что подрядчик обязался выполнить работы по замене оконных блоков с одновременным демонтажем старых оконных блоков. Характер производства и работ, их стоимости отражены в проектной документации и локальных сметных расчетах.
Срок выполнения работ определен пунктом 3.1 контракта: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Место выполнения работ: МОКУ "Устьпёрская ООШ" с. Усть Пера ул. Мира 7; МОУ "Юхтинская СОШ" пос. Юхта ул. Школьная 4; МОУ "Черниговская ООШ" с. Черниговка ул. Молодежная 2; МОУ "Новоивановская СОШ" с.Новоивановка ул. Школьная 6; Свободненского района (пункт 3.2).
Иные условия контракта N Ф.2018.418832 от 12.09.2018 аналогичны условиям контрактов N Ф.2018.418815 от 07.09.2018 и N Ф.2018.418826 от 12.09.2018.
Подрядчик к выполнению работ приступал по мере предоставления строительных объектов ему заказчиком.
Поскольку истец (подрядчик) нарушил сроки окончания выполнения работ по контрактам, а также выполнил часть работ некачественно, 25.10.2018 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения каждого из контрактов, разместив их на официальном сайте http://zakupki.gov.ru и направив подрядчику заказными письмами с уведомлением (РПО N N 67646228003253, 67646228003260, 67646228003239) через Почту России.
Письмами от 29.11.2018 подрядчик известил заказчика о намерении завершить работы по муниципальным контрактам N Ф.2018.418815 от 07.09.2018, N Ф.2018.418826 от 12.09.2018, N Ф.2018.418832 от 12.09.2018, просил оказать содействие в выполнении работ по контрактам путем предоставления круглосуточного допуска к объектам выполнения работ.
В свою очередь, заказчик письмом от 30.11.2018, ссылаясь на нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по названным контрактам, указал на отсутствие оснований для отмены принятого решения об одностороннем отказе от исполнения муниципальных контрактов.
Полагая односторонний отказ заказчика от исполнения контрактов незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Правоотношения сторон возникли из муниципальных контрактов, регулируемых положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), которые по своей правовой природе являются договорами подряда, подлежащие регулированию главой 37 ГК РФ, а также общими нормами об исполнении обязательств надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Положениями пункта 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Исходя из пунктов 8, 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.1.7 контрактов предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральным законом N 44-ФЗ.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено также статьями 715, 717 ГК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно статье 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Как следует из материалов дела, односторонний отказ заказчика от исполнения контрактов обусловлен нарушением подрядчиком сроков выполнения работ, установленных контрактами, что не оспаривается также истцом.
В частности, в срок до 07.10.2018 по муниципальному контракту N Ф.2018.418815 и в срок до 12.10.2018 по муниципальным контрактам N Ф.2018.418826, N Ф.2018.418832 работы по замене окон обществом не выполнены.
При этом судом установлено, что подрядчиком частично выполнены работы в МОБУ Костюковская СОШ, МОУ Загорненская СОШ.
Между тем, указанные работы выполнены некачественно.
Так, актом промежуточного осмотра оконных блоков от 13.11.2018 (Загорненская СОШ) установлено наличие отступлений от договора, технического задания, сметной и нормативно-технической документации, в том числе:
1. Ширина монтажного шва сверху и снизу на всех проемах 7-8 см при норме 2,5-6 см (таблица 2 п.5.2; п. 5.2.1 ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам"). По бокам стены разрушены, т.к. изделия - оконные блоки - выполнены не по размерам проемов (фото N 1, 2).
2. Стеклопакеты имеют трещины, необходимо заменить - 3 шт. (фото N 3,4, 5).
3. Створки открывания не отрегулированы.
4. Под подоконными досками уложен пенополистирол без устройства опорного бруска согласно ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам" рисунок В.5. (Фото N 6,7)
Кроме того, 22.11.2018 произведен технический осмотр оконных блоков в Загорненская СОШ., в ходе которого выявлены следующие отступления от договора, технического задания, сметной и нормативно-технической документации:
1. Подрядчиком не представлены документы заказчику, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам: - паспорта качества товаров;
* сертификаты, декларации о соответствии на компоненты при установке окон;
* пожарные сертификаты на профиль ПВХ и на компоненты при установке окон;
- свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие безопасность продукции.
2. Створки открывания не отрегулированы.
3. Стеклопакет имеет трещины, необходимо заменить - 1 шт. (фото N 1).
4. Работы по отделке внутренних откосов не закончены (фото N 2).
Согласно акту промежуточного осмотра оконных блоков в Костюковской СОШ от 29.10.2018 выявлены отступления от договора, технического задания, сметной и нормативно-технической документации, в том числе:
1. Ширина монтажного шва на всех проемах 4,5-9 см при норме 10-20 мм (Таблица 2 п.5.2; п. 5.2.1 ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам"). Заполнение монтажных швов выполнить согласно ГОСТ 30971-2012 п.5.3. (фото N 1.2.3).
2. При примыкании оконного блока к боковому стеновому проему отсутствует центральный тепло-, звукоизоляционный слой (фото 4,5,6).
3. На всех осмотренных окнах отсутствует наружный водоизоляционный паропроницаемый слой и внутренний пароизоляционный слой.
4. Пространство под подоконными досками, заполнены пенополистиролом (фото 7,8). Пространство под подоконными досками необходимо заполнить кирпичной кладкой либо цементным раствором.
5. Под подоконными досками отсутствует опорный брусок согласно ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам" (фото 7,8).
6. Не предоставлена технологическая карта на установку оконных блоков.
7. Не предоставлены паспорта качества и сертификаты соответствия материалов, применяемые в процессе выполнения работ, согласно Технического задания, договора п.11.2.
Согласно акту осмотра оконных блоков в Костюковской СОШ от 22.11.2018 выявлены следующие отступления от договора, технического задания, сметной и нормативно-технической документации:
1. Ширина монтажного шва на всех проемах 6,5-10 см при норме 2,5-6 см (Таблица 2 п.5.2; п. 5.2.1 ГОСТ 30971-2012 "Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам") (фото N 1,2,3,4).
2. Пространство под подоконными досками, заполнены пенополистиролом (фото = N 5).
3. Конструкции оконных блоков: стеклопакеты, профиль - загрязнены монтажной пеной (фото N 6).
4. Работы по отделке внутренних откосов не закончены (фото N 7,8,9).
5. Створки открывания не отрегулированы (фото N 10,11).
6. Стеклопакеты имеют трещины, необходимо заменить 3 шт. (фото N 12,13,14).
7. Под подоконным пространством появились трещины в штукатурном слое (фото N 15,16).
8. Не предоставлены пожарные сертификаты на профиль ПВХ и на компоненты при установке окон, согласно Техническому заданию, приложение N 1.
9. Представлены только сертификаты соответствия, не на все компоненты при установке окон, приложение N 2.
Письмо от 30.10.2018 N 1134 о составлении акта осмотра оконных блоков в Костюковской СОШ получено директором ООО "Господряд" 12.11.2018.
Акты промежуточного осмотра и технического осмотра школ направлялись подрядчику для ознакомления письмом от 28.11.2018 исх. N 1257 (получены ООО "Господряд" 28.12.2018).
По условиям пункта 3 Технического задания к контрактам работы осуществляются подрядчиком в условиях действующего здания без прекращения его функционирования. Выполнение работ не должно препятствовать или создавать неудобства в работе сотрудников заказчика или представлять угрозу. Работы, связанные с производственным шумом, производить с 8-00 до 18-00. Выполнение работ должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда, а также иных нормативных правовых актов.
Сроки выполнения работ установлены пунктами 3.1 контрактов - в течение 30 календарных дней с даты заключения муниципальных контрактов.
Вместе с тем, доказательств выполнения подрядчиком работ по муниципальным контрактам в установленные сроки материалы дела не содержат. В период действия указанных муниципальных контрактов работы на объектах в отсутствие объективных причин подрядчиком не велись, что не опровергается истцом.
В абзаце втором 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В абзаце 3 названного пункта Постановления Пленума указано, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (абзац 4 пункта 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Доказательств невозможности исполнения обязательства в установленные сроки в силу наличия объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доказательств объективной невозможности начала осуществления работ по замене окон в дневное время в установленные сроки, ответчиком суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что истец обращался к ответчику с просьбой о согласовании режима работ по установке оконных блоков, о наличии препятствий в выполнении работ в установленные контрактами сроки, а также о приостановке работ в связи с невозможностью их исполнения.
Учитывая изложенные положения, правовые позиции высшей судебной инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая направление подрядчиком писем о намерении завершить работы по муниципальным контрактам N Ф.2018.418815 от 07.09.2018, N Ф.2018.418826 от 12.09.2018, N Ф.2018.418832 от 12.09.2018, по истечении установленных контрактами сроков, апелляционный суд приходит к выводу, что поведение подрядчика в данном случае не отвечает принципам добросовестности, что, в свою очередь, свидетельствует о ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств.
По смыслу статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение.
Вместе с тем, поскольку подрядчик действовал недобросовестно, предлагая заказчику ненадлежащее исполнение, заказчик в данном случае правомерно отказал в допуске на строительные объекты по истечении сроков выполнения работ, предусмотренных контрактами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности одностороннего отказа заказчика на основании положений части 2 статьи 715 ГК РФ от исполнения контрактов.
Пунктом 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что решения от 25.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контрактов опубликованы 25.10.2018 в Единой информационной системе закупок. 25.11.2018 считается дата надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения спорных контрактов.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу и контракты считаются расторгнутыми с 05.12.2018.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда о сроке вступления в силу решений заказчика об одностороннем отказе от контрактов не привел к принятию неверного решения, в связи с чем довод заявителя жалобы о неверном определении судом первой инстанции даты расторжения контрактов, отклоняется.
Поскольку установлен факт недобросовестного поведения подрядчика, ненадлежащее исполнение им обязательств по контрактам, доводы заявителя жалобы о непредоставлении заказчиком срока для устранения замечаний подлежат отклонению.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, учитывая недоказанность истцом факта надлежащего исполнения им обязательств по муниципальным контрактам в установленные сроки, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, реально препятствующих своевременному исполнению подрядчиком обязательств по контрактам, суд первой инстанции, признав правомерным отказ заказчика от исполнения контрактов в одностороннем порядке, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, апелляционным судом отклоняются, как необоснованные.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.06.2019 по делу N А04-1991/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1991/2019
Истец: ООО "ГОСПОДРЯД"
Ответчик: Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Третье лицо: МОБУ "Костюковская СОШ", МОКУ " Буссевская ООШ", МОУ "Загорненская СОШ", МОУ "Сычевская СОШ", Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Костюковская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение "Буссевская ООШ", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Загорненская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сычевская средняя общеобразовательная школа"