г. Санкт-Петербург |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А56-32972/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н. В.,
при участии:
от заявителя: Преображенский Е. Н., по доверенности от 15.06.2018;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: Тоноян М. Р., по доверенности от 27.12.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20530/2019) Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2019 по делу N А56-32972/2019 (судья Данилова Н.П.), принятое по заявлению ООО "ОНИКС" (адрес: Россия 188320, Коммунар, Ленинградская область,р-н Гатчинский, ш.Ленинградское д.25А, ОГРН:1074705000830);
заинтересованное лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (адрес: Россия 191023, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, пл. Ломоносова д.1 подъезд 5, ОГРН:1147847107430) о признании незаконным распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства",
третье лицо: Администрация МО "Всеволожский Муниципальный район" Ленинградской области (адрес: Россия 188640, ЛО, г. Всеволожск, Колтушское шоссе 138),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (далее - Комитет) о признании незаконным распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
Определением суда от 29.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2019 суд признал незаконным распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
В апелляционной жалобе Комитет просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы полагает, что распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" является законным, поскольку Общество в нарушение требований части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не указало в заявлении о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в чем заключаются неблагоприятные для застройки характеристики.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Комитета, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Оникс" осуществляет строительство многоквартирного жилого дома в качестве застройщика на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0722001:22514, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Муринское сельское поселение, пос, Мурнно, Ручьевский пр., участок N 3 (далее - Земельный участок).
Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" Обществу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, в части изменения максимального процента машино-мест, размещаемых за границами земельного участка, а именно с "не более 50% необходимых машино-мест" на "более 50% необходимых машино-мест".
Для целей строительства в отношении вышеуказанного земельного участка заявителем, с учетом указанного разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, получен градостроительный план Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.12.2017 N RU475043070279K.
На основании указанного градостроительного плана заявителем разработана проектная документация на строительство восьми-секционного многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями обслуживания, пристроенным дошкольным общеобразовательным учреждением и пристроенным гаражом.
В последующем, ООО "ОНИКС" получено разрешение от 08.05.2018 N 47-RU47504307-062K-2018 на строительство на земельном участке многоквартирного жилого дома со встроенными и пристроенными помещениями обслуживания, встроенным досуговым центром, пристроенным дошкольным общеобразовательным учреждением и пристроенным гаражом (этап 1 и этап 2).
На момент обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, Обществом закончены работы нулевого цикла, заключены договоры участия в долевом строительстве.
Письмом от 10.12.2018 N 01-08-1326/2018 Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области сообщил Обществу об отмене Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства", приложив копию распоряжения Комитета от 03.12.2018 года N435 об отмене Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства".
Указав, что распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" принято в отсутствие законных оснований, ООО "ОНИКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии несоответствия оспариваемых решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данными решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1). Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Пунктом 4 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 названного Кодекса.
Согласно части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Исходя из пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должен выноситься ряд вопросов, в частности, вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступившего заключения о результатах публичных слушаний. При этом любое заинтересованное лицо, не согласное с принятым органом местного самоуправления решением по вопросу о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вправе обжаловать его в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Комитет не представил доказательств, свидетельствующих о законности распоряжения от 03.12.2018 N 435 "Об отмене распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26.12.2017 N 1279 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
При этом, оспариваемое распоряжение не содержит конкретные основания для принятия такого решения.
Довод подателя жалобы об отмене обжалуемого распоряжения в связи с непредставлением заявителем при рассмотрении вопроса о выдаче распоряжения необходимых и достаточных сведений о конфигурации, инженерно-геологических или иных характеристик земельных участков, которые неблагоприятны для их застройки, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку документально не подтвержден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемое распоряжение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку продолжение строительных работ в отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительство на объекте невозможно.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, данное распоряжение приводит к невозможности исполнения Обществом обязательств перед дольщиками.
При таких обстоятельствах, заявление Общества правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2019 по делу N А56-32972/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32972/2019
Истец: ООО "Оникс"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация МО "Всеволожский Муниципальный район" ЛО