город Ростов-на-Дону |
|
09 сентября 2019 г. |
дело N А53-35590/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Галова В.В. Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудо В.А.,
при участии:
от истца: представитель Афанасьева М.С. по доверенности от 01.10.2018;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены,
рассмотрев материалы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.07.2019 по делу N А53-35590/2018,
принятое судьей Абдулиной С.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети"
(ОГРН 1133443015210, ИНН 6143081351)
к ответчику Администрации города Волгодонска (ОГРН 1026101938741,
ИНН 6143032957)
при участии третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Департамент строительства"; Комитета по управлению имуществом города Волгодонска
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" (далее - истец; ООО "Волгодонские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации города Волгодонска (далее - ответчик; администрация) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 60 609,06 руб., неустойки в размере 20 366, 39 руб. (уточненные исковые требования в порядке ст.49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Департамент Строительства" и Комитет по управлению имуществом г. Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2019 с Администрации города Волгодонска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" взыскано 27 732,58 руб. задолженности, 12 900,66 руб. пени, а также 1 265 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Волгодонские тепловые сети" обратилось с апелляционной жалобой в порядке гл. 34 АПК РФ, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе общество настаивает на том, что администрация является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям за весь период с учетом передачи спорных объектов в собственность согласно реестру. Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает с момента передачи объекта, а не с момента государственной регистрации права собственности. Документы, послужившие основанием для передачи в собственность администрации спорных объектов, в том числе, акты приема-передачи, изменения к приватизационным документам, не могли быть представлены, так как находятся у ответчика.
От Администрации города Волгодонска, Комитета по управлению имуществом города Волгодонска и муниципального казенного учреждения "Департамент строительства" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых администрация, комитет и департамент просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Администрации города Волгодонска, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства", Комитета по управлению имуществом города Волгодонска. Представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец поставил в жилые дома, в том числе жилые помещения по адресам: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, д. 96, кв. 19, комната 2, 3; кв. 23 комната 6, 7, 8; кв. 22 комната 3; ул. М. Горького д. 194 кв. 97, комната 6; ул. Ленина д.77 кв. 147; пр. Строителей д. 5, кв. 117;
ул. Морская д.80, кв. 55; ул. Гагарина д. 9, кв. 26, тепло и горячее водоснабжение.
Указанные помещения, как указывает истец, находятся в собственности муниципального образования г. Волгодонск в лице Администрации г. Волгодонска.
01.05.2015 управляющие организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома применительно к спорным квартирам, заключили дополнительные соглашениями к договорам теплоснабжения и поставки горячей воды об уступке прав требования с ООО "Волгодонские тепловые сети", по которым стороны передают будущие права требования и существующие права требования, где будущие права требования переходят к ресурсоснабжающей организации (РСО) с момента возникновения задолженности у собственников многоквартирных жилых домов, а существующие права требования - по состоянию на 01.05.2015.
ООО "Волгодонские тепловые сети" представлена первичная документация об оказанных услугах, наличии задолженности за оказанные услуги теплоснабежния по спорным помещениям. Так, по адресу Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей д. 5, кв. 117 имеется задолженность за оказанные услуги за период с 20.01.2017 по 01.03.2017; по ул. Гагарина д. 9, кв. 26 за период с 23.12.2016 по 24.04.2017; по ул. М. Горького д. 194 кв. 97, за период с 01.11.2015 по 31.03.2017; по ул. Морская д.80, кв. 55 за период с 01.09.2016 по 31.12.2016; по ул. Ленина д.77 кв. 147 за период с 01.12.2016 по 25.01.2017; по ул. Ленина, д. 96, кв. 19 ком 2 за период с 01.02.2016 по 27.12.2016; по ул. Ленина, д. 96, кв. 19 ком 3 за период с 01.02.2016 по 15.12.2016; по ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 6 за период с 01.05.2016 по 15.12.2016; по ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 7 за период с 01.02.2016 по 15.12.2016; по ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 8 за период с 01.05.2016 по 31.01.2017; по ул. Ленина, д. 96 кв. 22 за период с 01.02.2016 по 27.12.2016.
С учетом принятых уточнений задолженность за оказанные услуги по спорным помещениям составила 60 609,06 руб.
Ссылаясь на то, что у ответчика как собственника указанного имущества имеется обязанность по оплате оказанных услуг, истец 22.10.2018 направил в адрес администрации претензию об оплате задолженности. Факт неисполнения указанного требования послужил основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и организаций по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у следующих лиц:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Исходя из положений пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае именно администрация обязана нести расходы на содержание и коммунальные услуги спорных помещений.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Момент возникновения права собственности определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 8.1, ст. ст. 219, 223, п. 4 ст. 1152 ГК РФ), в том числе, нормами ст. 218 ГК РФ.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
Вывод об отсутствии государственной регистрации права собственности на спорные жилые помещения, переданные в муниципальную собственность как основание отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги признается судебной коллегией основанным на неверном применении норм материального права.
Право собственности муниципального образования на спорные помещения возникло в силу закона, в том числе на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (указано в качестве документа-основания регистрации права собственности на часть помещений согласно представленным выпискам).
Истцом в материалы дела представлены выписки из реестра муниципального имущества в отношении спорных помещений, согласно которым правообладателем является казана муниципального образования город Волгодонск, с указанием документов-оснований возникновения права собственности.
В материалы дела представлено письмо - ответ Комитета по управлению имуществом города Волгодонска от 12.02.2018 о том, что комната N 2 квартиры N 19 по ул. Ленина, д. 96, комната N 3 квартиры N 19 по ул. Ленина, д. 96, квартира N 26 по ул. Гагарина, д. 9, квартира N 55 по ул. Морская, д. 80, квартира N 117 по пр. Строителей, д. 5, квартира N 147 по ул. Ленина, д. 77, комнаты N 6, N 7, N 8 квартиры N 23 по ул. Ленина, д. 96, применительно к спорному периоду находились в реестре муниципальной собственности МО город Волгодонск и переданы в безвозмездное пользование МКУ "Департамент строительства".
При этом, в силу положений пункта 1 статьи 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования регулирует отношения собственника и ссудополучателя, в связи с чем не может являться основанием возникновения обязанности ссудополучателя по оплате расходов по содержанию переданного в безвозмездное пользование имущества в пользу третьих лиц, в частности в пользу истца. Неисполнение ссудополучателем обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника от исполнения обязанностей перед истцом и не может служить препятствием для реализации права последнего на получение соответствующих платежей.
Тот факт, что администрацией не предприняты меры по государственной регистрации права на объекты муниципальной собственности в ЕГРН в части спорного периода не может служить основанием освобождения лица, определенного законом в качестве собственника соответствующего имущества, от бремени его содержания.
Сам по себе факт отсутствия зарегистрированного права собственности на жилые помещения, не означает отсутствие у ответчика обязанности по несению платы за жилое помещение, установленное ст. 154 ЖК РФ, поскольку осуществление государственной регистрации права собственности является правом, а не обязанностью владельца имущества.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация на объект недвижимости не требуется, если права на него возникли до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ. Если в отношении объекта недвижимости, права на который не регистрировались, совершается сделка, государственная регистрация обязательна.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю (согласно представленным выпискам основанием регистрации права собственности МО г. Волгодонск на часть спорных помещений являются акт приема-передачи N 9 от 19.11.2004 года, акт приема-передачи квартиры от 22.11.2016 по муниципальному контракту от 21.11.2016), но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу вышеизложенного в спорные периоды обязанность по оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, по спорным помещениям, расположенным по адресам: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, д. 96, кв. 19, комната 2, 3; кв. 23 комната 6, 7, 8; кв. 22 комната 3; ул. М. Горького д. 194 кв. 97, комната 6; ул. Ленина д.77 кв. 147; пр. Строителей д. 5, кв. 117; ул. Морская д.80, кв. 55; ул. Гагарина д. 9, кв. 26, лежала на муниципальном образовании г. Волгодонск.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Устава муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденного решением Волгодонской городской Думой от 09.02.2017 N 5 "О принятии Устава муниципального образования "Город Волгодонск" в новой редакции" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Волгодонск", наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация города Волгодонска.
Таким образом, с учетом положений Устава муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденного решением Волгодонской городской Думой от 09.02.2017 N 5, ответчиком по данному делу выступает муниципальное образование г. Волгодонск в лице Администрации г. Волгодонска.
Факт оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению по спорным помещениям по адресу Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей д. 5, кв. 117 за период с 20.01.2017 по 01.03.2017; ул. Гагарина д. 9, кв. 26 за период с 23.12.2016 по 24.04.2017; ул. М. Горького д. 194 кв. 97, за период с 01.11.2015 по 31.03.2017; ул. Морская д.80, кв. 55 за период с 01.09.2016 по 31.12.2016; ул. Ленина д.77 кв. 147 за период с 01.12.2016 по 25.01.2017; ул. Ленина, д. 96, кв. 19 ком 2 за период с 01.02.2016 по 27.12.2016; ул. Ленина, д. 96, кв. 19 ком 3 за период с 01.02.2016 по 15.12.2016; ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 6 за период с 01.05.2016 по 15.12.2016; ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 7 за период с 01.02.2016 по 15.12.2016; ул. Ленина, д. 96, кв. 23 комната 8 за период с 01.05.2016 по 31.01.2017; ул. Ленина, д. 96 кв. 22 за период с 01.02.2016 по 27.12.2016, на сумму 60 609,06 руб. с учетом произведенных истцом уточнений требований подтверждается представленными истцом в материалы дела первичными документами, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца. Факт поставки ресурсов и их объем не оспаривается ответчиком.
Между истцом и МКУ "Департамент строительства" (ссудополучатель) были подписаны акты сверок задолженности по каждой из квартир с отражением задолженности, требование о взыскании которой предъявлено в рамках настоящего дела к собственнику имущества с учетом положений пункта 1 статьи 689 ГК РФ.
В материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период времени собственник помещений не пользовался услугами истца по теплоснабжению, равно как и не представлено доказательств оказания услуг иными лицами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования в части взыскания задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме - 60 609,06 руб. (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Также, истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере 20 366, 39 руб.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный расчет суммы неустойки произведен арифметически и методологически верно; ответчиком не оспорен.
С учетом установленного факта ненадлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных услуг, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в испрашиваемом размере.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции надлежит изменить, удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
На основании ст. 110 АПК РФ с Администрации города Волгодонска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 3 239 руб. и 3 000 руб. по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2019 по делу N А53-35590/2018 изменить. Изложить первый, второй, третий абзацы резолютивной части решения в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации города Волгодонска (ОГРН 1026101938741, ИНН 6143032957) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" (ОГРН 1133443015210, ИНН 6143081351) 60 609,06 руб. задолженности, 20 366, 39 руб. пени, а также 3 239 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" (ОГРН 1133443015210, ИНН 6143081351) из федерального бюджета 3 704 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 142 от 11.10.2018".
Взыскать с Администрации города Волгодонска (ОГРН 1026101938741, ИНН 6143032957) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонские тепловые сети" (ОГРН 1133443015210, ИНН 6143081351) расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35590/2018
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА"