г. Владивосток |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А51-26126/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ШМСК",
апелляционное производство N 05АП-5835/2019
на решение от 02.07.2019
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-26126/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ШМСК" (ИНН 2537069635, ОГРН 1042503451044, дата государственной регистрации 20.02.2004)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом в Приморском крае", Администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока
о признании незаконным решения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ШМСК": Зорикова Е.В., по доверенности от 23.07.2019 сроком действия на 3 года, паспорт;
от Администрации города Владивостока: Грачева А.Ю., по доверенности от 12.04.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: Грачева А.Ю., по доверенности от 10.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока": Михальчишина Д.Е., по доверенности от 29.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", Краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом в Приморском крае": в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ШМСК" (далее - заявитель, общество, резидент) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент, ответчик), оформленного письмом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/32060, и об обязании ответчика подготовить и направить в адрес заявителя распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции общество оспаривает выводы суда о необходимости разработки проекта межевания до получения земельного участка в аренду, ссылаясь на то, что разработка документации по планировке территории до получения земельного участка нецелесообразна, экономически невыгодна. Более того, полагает, что поскольку в границах элемента планировочной структуры расположен только один многоквартирный дом, следовательно, данное обстоятельство не может препятствовать образованию земельного участка в границах такой территории. Считает ошибочным вывод суда о том, что нахождение на спорном участке отдельных объектов (гаражей) и стоянки автотранспорта является препятствием к строительству ввиду того, что названные объекты не относятся к объектам недвижимости. Полагает, что поскольку красные линии не установлены, границы испрашиваемого участка не выходят за границу автодороги, следовательно, указание суда на то, что часть территорий в границах участка относится к местам общего пользования, является неверным. По тексту жалобы апеллянт ссылается также на то, что размещение магазина на спорном земельном участке будет организовано таким образом, чтобы не попадать в охранные зоны проходящих в границах участка линий электропередач и инженерных коммуникаций.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом в Приморском крае" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле.
В канцелярию суда от акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Представитель Администрации и УМС города Владивостока в судебном заседании представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ШМСК" поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации и УМС города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" поддержал доводы апелляционной жалобы резидента и доводы, изложенные в отзыве.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
ООО "СК "ШМСК" является резидентом Свободного порта Владивосток на основании заключенного им с АО "КРДВ" 26.03.2018 соглашения N СПВ-557/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 которого резидент СПВ реализует инвестиционный проект "Создание сети коммерческих объектов в г. Владивостоке" и осуществляет свою деятельность по аренде и управлению собственным и арендованным недвижимым имуществом на территории Владивостокского городского округа в границах участков площадью 5068 кв.м и 6281 кв. м., расположенных на границе с земельным участков с кадастровым номером 25:28:030002:5852, в районе ул. Пихтовая, д. 35.
Как указано в бизнес-плане резидента и в силу пункта 1.5 Указанного Соглашения резидент в рамках реализации инвестиционного проекта осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на строительство магазинов площадью по 1300 кв.м. каждый.
13.07.2018 ООО "СК "ШМСК" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании Обществу, как резиденту СПВ, согласно заключенному с АО "КРАДВ" соглашению N СПВ-557/18, предоставления земельного участка площадью 3092 кв.м. в соответствии с действующим законодательством на праве аренды на срок до 12.10.2085 без проведения торгов для строительства магазина в рамках реализации инвестиционного проекта.
Письмом от 11.09.2018 N 20/03/02-06/320660 Департамент отказал Обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
С изложенным в указанном письме решением Департамента Общество не согласилось, обратилось в арбитражный суд с требованиями об оспаривании решения, в удовлетворении которых судом отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Так, в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
На основании пункта 18 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".
Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ), частью 1 статьи 2 которого установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
В силу части 1 статьи 39.14 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в определенном названной статьей порядке и включает в себя: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункты 2 - 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается или направляется в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании части 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Таким образом, основанием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый участок предстоит образовать является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Как указано в части 2 статьи 11.10 ЗК, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (в редакции установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по:
1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия на момент обращения ООО СК "ШМСК" и принятия оспариваемого решения были предоставлены ответчику Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па.
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 N 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток".
Названный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 7 регламента в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ или в соответствующем Законе Приморского края, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что одним из оснований отказа Департамента, указанного в письме от 11.09.2018, явилось отсутствие документов по планировке территории, на которой планируется образование земельного участка ввиду его нахождения в территориальной зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) в границах элемента планировочной структуры (микрорайон (квартал), ограниченного улицами Пихтовая, Калинина, Фастовская. В связи с этим Департамент полагает обязательным наличие утвержденного проекта межевания территории, на которой Общество планирует образовать спорный земельный участок.
Поддерживая обоснованность данного требования административного органа, коллегия суда исходит из следующего.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ к числу документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Пункт 3 названной нормы содержит императивно установленный перечень случаев, в которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в число которых включен случай образования участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Территориальное зонирование территории в силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ) отражено в Правилах землепользования и застройки, которыми утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства
Согласно положениям статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
К элементам планировочной структуры указанной статье отнесены кварталы, микрорайоны, иные элементы.
В соответствии с пунктом 35 статьи 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Согласно статье 42 ГрК РФ в целях выделения существующих и планируемых элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проектов планировки территории.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Исходя из положений части 1, 2 статьи 41, части 1 статьи 42 ГрК РФ, отсутствие проекта планировки территории само по себе не свидетельствует об отсутствии элемента планировочной структуры (квартала) на уже застроенной (а не подлежащей застройке) территории.
Границами элемента планировочной структуры (квартала) согласно положениям пункта 3.18, 3.20 Строительных правил "СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (далее - СП 42.13330) и пункта 5.4 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820, могут являться магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи, красные линии или другие границы.
Виды элементов планировочной структуры определены Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр.
Согласно СП 42.13330 территории жилых зон организуются в виде функционально-планировочных жилых образований:
микрорайон (квартал) - основной элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ;
в микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории; район - группа микрорайонов (кварталов) в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.).
Кроме того согласно пункту 5.2 планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, УДС, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН.
В соответствии с пунктом 7.5 Нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы Администрации г. Владивостока от 10.02.2011 N 111, микрорайон занимает, как правило, территорию нескольких кварталов, не расчленяется магистралями городского и районного значения. Границами расчетной территории микрорайона являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, по осям проездов или пешеходных путей, а также, в случае примыкания, утвержденные границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи, а при их отсутствии - условные линии на расстоянии 3 метров от линии застройки.
Из представленных в материалы дела фрагментов карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока и схемы с отображением функциональных зон городского округа, следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в многофункциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) (Ж 4).
Спорный участок входит в границы элемента планировочной структуры (микрорайон (квартал)), ограниченного улицами Пихтовая, Калинина, Фастовская, автомобильными дорогами.
Из изложенного следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры - квартала, ограниченного красными линиями дорог и рекреационных зон.
Материалами дела подтверждается, что проект межевания указанного элемента планировочной структуры не разрабатывался и не утверждался.
При этом согласно обзорной схеме в районе ул. Пихтовая, 35 заявитель планирует образовать земельный участок в территориальной зоне, застроенной жилыми домами.
Согласно Градостроительному регламенту для территориальной зоны Ж 4 строительство магазинов для продажи товаров с торговой площадью до 5000 кв.м отнесено к основным видам разрешенного использований земельных участков данной территориальной зоны (Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - ПЗЗ N 462).
В то же время, пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ прямо предусматривает образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, которые застроены многоквартирными домами, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который в данном случае отсутствует в отношении территории, на которой планируется образовать земельный участок.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ в числе оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрен случай, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории отнесено пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ к указанным случаям.
Законом Приморского края от 03.06.2015 N 638-КЗ в статье 3 также определено, что Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 настоящего Закона.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае образование спорного земельного участка возможно именно с учетом проекта межевания территории, и таковой отсутствует, утверждение расположения спорного земельного участка в отсутствии документации по планировке территории в данном случае будет противоречить положениям пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, статье 41 ГрК РФ.
Указание в апелляционной жалобе на отсутствие экономической целесообразности отклоняется коллегией, как необоснованное, поскольку наличие проекта межевания прямо предусмотрено вышеприведенными правовыми нормами.
Кроме того, наличие на испрашиваемом земельном участке отдельных сооружений (гаражей) и автостоянки также является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду в силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Факт наличия названных объектов на спорном земельном участке подтверждается материалами дела, в том числе, обзорной схемой.
Обстоятельство размещения данных объектов будет препятствовать строительству на этом участке планируемого заявителем объекта, поскольку предметом арендных отношений может выступать земельный участок, свободный от прав и имущества третьих лиц.
В силу требований статей 606, 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество (земельный участок) в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.
Таким образом, в зависимости от цели предоставления испрашиваемого заинтересованным лицом земельного участка его фактическое состояние должно обеспечивать реальную возможность использования такого участка по назначению в соответствии с условиями заключаемого договора аренды.
Сам факт наличия объектов на участке создает препятствие для его использования по назначению в соответствии с условиями заключаемого договора аренды, следовательно, до урегулирования вопросов, связанных с нахождением в границах земельного участка объектов, не принадлежащих обществу, последнему не могут быть гарантированы права на использование испрашиваемого земельного участка. При этом, апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения временный статус находящихся на территории спорного участка объектов, поскольку сам факт их наличия на участке создает препятствие для его использования по назначению в соответствии с условиями заключаемого договора аренды.
Помимо этого, в материалы дела УГА администрации г. Владивостока (письмо от 30.04.2019 N 27/1-4-1396) представлены сведения о расположении в границах спорного участка воздушных линий электропередач номинальным напряжением 0,4 кВ, а также линий связи, трубопроводов водоснабжения и теплотрассы, что подтверждено представленной данным органом схемой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В силу пункта 2 Правил от 24.02.2009 N 160 в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и проездов.
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
Согласно пункту 1 Типовых правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В соответствии с пунктом 5 Типовых правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, в том числе, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы.
Аналогичное положение содержит и постановлением губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375 "Об утверждении Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае", устанавливающее, что охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть, и в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, в том числе устраивать стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и тому подобное. При установленных обстоятельствах использование заявителем спорного земельного участка для размещения магазина в охранной зоне тепловых сетей прямо запрещено нормами действующего законодательства.
Отсутствие в ГКН сведений о зарегистрированных охранных зонах (зонах тепловой сети) не является основанием для несоблюдения режима их использования, что соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2013 N ВАС-17867/12.
Охранная зона устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.
По изложенному, размещение на спорном земельном участке объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу инженерных сетей, а также воспрепятствует реализации уполномоченным органом и держателем сетей вопросов местного значения в интересах всего населения городского округа и сделает невозможным осуществление неотложных аварийно-восстановительных работ и плановых ремонтных работ. Режим использования таких земельных участков должен обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям.
Согласно пункту 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ расположение испрашиваемого земельного участка полностью границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, является основание для отказа в предоставлении земельного участка.
Указанное основание определено подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в числе оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Одновременно коллегия принимает во внимание представленное в дело заключение специалиста N 2-01/2019, согласно которому при строительстве объекта недвижимости (нежилое здание - магазин) целостность объектов электросетевого хозяйства, объекта МН, КН, Т, ограждение, грунтовые дороги, инженерные коммуникации нарушены не будут, вместе с тем, данное заключение относится только к объекту предполагаемого строительства площадью 1 000 - 1 300 кв.м, тогда как заявителем испрашивается в аренду земельный участок 3 092 кв.м., в связи с чем заключение специалиста не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим выполнение обществом требований градостроительного и земельного законодательства при эксплуатации всего арендуемого земельного участка.
Кроме того, согласно фрагменту карты зон с особыми условиями использования территорий ВГО часть испрашиваемого заявителем земельного участка в границах по направлению юго-восток налагается на автомобильную дорогу, что также подтверждено обзорной схемой в районе ул. Пихтовая, 35. При этом границы спорного земельного участка по направлению на юго-восток вплотную примыкают к объекту капитального строительства и налагаются на грунтовую дорогу вдоль указанного объекта, по направлению на юго-запад границы образуемого земельного участка полностью налагаются на грунтовую дорогу, обеспечивающую беспрепятственный доступ на территорию организованной парковки транспортных средств вблизи многоквартирных жилых домов и к расположенному за пределами данной парковки объекту, что видно на указанной обзорной схеме.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, границ земельных участков, территорий общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ, территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Красные линии входят в состав документов планировки территории (глава 5 ГрК РФ), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Несмотря на то, что согласно фрагменту чертежа красных линий на территории г. Владивосток проект красных линий автомобильных дорог (в том числе дороги, к которой примыкает граница спорного земельного участка и частично налагается на участки дороги) на период спорных правоотношений и по настоящее время не утвержден, по смыслу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ существующие границы указанной дороги, а равно грунтовых дорог, обеспечивающих беспрепятственных доступ к объектам, расположенным, в том числе в районе ул. Пихтовая, 35 относятся к территориям общего пользования (в том числе улиц, проездов), следовательно, также являются красными линиями.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Как установлено пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ, на земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительных регламентов не распространяется.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка, занятого территорией общего пользования, конкретному лицу не должна ограничивать права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории.
Оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, тем более для строительства объектов капитального строительства, невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Нарушение этого правила в силу положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ также является предусмотренным подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Одновременно коллегия суда отмечает, что общество с учетом определенного соглашением СПВ-557/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток объема деятельность резидента в соответствии с утвержденным бизнес-планом вправе реализовать свое потенциальное право на получение земельного участка для реализации инвестиционного проекта в отношении иного земельного участка в пределах, установленных соглашением от 26.03.2018 N СПВ-557/18, сформированного и отвечающего требованиям градостроительного и земельного законодательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные судом вышеуказанные основания для принятия Департаментом оспариваемого решения об отказе, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2019 по делу N А51-26126/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26126/2018
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ШМСК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, АО "Корпорация развития Дальнего Востока", Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом в Приморском крае", Управление муниципальной собственности г. Владивостока