г. Хабаровск |
|
11 сентября 2019 г. |
А73-311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Брагиной Т.Г., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.
при участии в заседании:
от Министерства финансов Хабаровского края: Яровых Марина Юрьевна, представитель по доверенности от 30.10.2018 N 19-12-564;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коровиной Ирины Владимировны: Печерица Павел Александрович, представитель по доверенности от 08.04.2019
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 02.07.2019
по делу N А73-311/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Коровиной Ирине Владимировне (ОГРНИП 315272400001619, ИНН272426452680)
о взыскании 38 010, 86 руб.
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Коровиной Ирине Владимировне (далее - глава КФК Коровина И.В., ответчик) о взыскании ущерба 38 010, 86 руб., возникшего в связи с нецелевым использованием гранта предоставленного ответчику по соглашению N 113 от 29.08.2016 о предоставлении грантов из краевого бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, в части, стороны обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин Хабаровского края обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 02.07.2019 и принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Приводит доводы о не согласии выводами суда об отсутствии в действиях главы КФХ Коровиной И.В. признаков нецелевого использования бюджетных средств.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 05.09.2019 в 11 часов 40 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Глава КФК Коровина И.В. направила отзыв на жалобу, в котором просила отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение суда без изменения как законной и обоснованное. Так же в отзыве просила учесть выводы суда по делу N А73-21849/2018 с участием Минфина Хабаровского края по иску Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края о взыскании средств гранта, которыми не установлен нецелевого использования средств.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца дала пояснения согласно доводам жалобы, просила отменить решение суда, удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном выступлении просил отказать в удовлетворении жалобы истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.08.2016 между Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (Министерство) и главой КФК Коровиной И.В. заключено соглашение N 113 о предоставлении грантов из краевого бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, на развитие семейных животноводческих ферм.
По условиям соглашения N 113 Минсельхоз Хабаровского края обязался предоставить в 2016 году из краевого бюджета крестьянскому (фермерскому) хозяйству грант в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Хабаровского края, в пределах годового лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью на цели предоставления гранта (пункт 2.1.1 соглашения N 113).
В свою очередь, получатель гранта обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее пяти лет с даты получения гранта; расходовать грант на цели, указанные в плане расходов гранта, согласованного комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, созданной в Министерстве, в течение 24 месяцев с даты поступления гранта на счет получателя гранта; обеспечить расходование гранта по плану расходов гранта, по каждому наименованию (статье) расхода: не более 60 % от суммы наименования (статьи) расхода на счет гранта и не менее 40 % от суммы наименования (статьи) расхода за счет собственных средств получателя гранта; достигнуть значений показателей результативности предоставления гранта, установленных пунктом 1.2 соглашения; соблюдать условия, цели и порядок предоставления гранта (пункты 2.2.2.1, 2.2.2.2, 2.2.2.3, 2.2.2.7, 2.2.2.8 соглашения N 113).
Пунктом 1.2 соглашения N 113 предусмотрены показатели результативности предоставления гранта, а именно: создание получателем гранта до 01.09.2018 не менее 3 рабочих мест; осуществление получателем гранта деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.
В случае установления Министерством фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта и (или) необоснованного получения гранта получатель гранта обязан возвратить грант или часть гранта в краевой бюджет в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего требования министерства (пункт 2.2.2.9 соглашения N 113).
Во исполнение соглашения главе КФК Коровиной И.В. предоставлен грант в сумме 9 150 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 413 050 руб., за счет средств краевого бюджета - 1 736 950 руб. (платежные поручения от 30.08.2016 N 653326, от 31.08.2016 N 674246, от 05.09.2016 N 711939).
Согласно плану расходов грант предоставлен на строительство помещения - загона для крупного рогатого скота и помещения по переработке животноводческой продукции в размере 8 800 000 руб. (за счет средств гранта 5 280 000 руб. и за счет собственных средств 3 520 000 руб.), а также на приобретение крупного рогатого скота в размере 6 452 400 руб. (за счет средств гранта 3 870 000 руб. и за счет собственных средств 2 580 000 руб.).
Для строительства помещения - загона для крупного рогатого скота и помещения по переработке продукции главой КФК Коровиной И.В. с ООО "Строй Комплекс" заключен договор от 25.07.2015 N 2507/2016 на сумму 8 800 000 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 28.06.2017 N 1, подрядчиком ООО "Строй Комплекс" выполнено, а главой КФК Коровиной И.В. приняты работы на сумму 8 800 000 руб.
Оплата работ осуществлена платежными поручениями от 08.11.2016 N 6, от 10.01.2017 N 2, от 26.04.2017 N 11, от 04.05.2017 N 2191 в полном объеме.
На основании приказа Минфина Хабаровского края от 24.08.2018 N 218П и проведенной в отношении главы КФК Коровиной И.В. выборочной проверки фактического наличия материалов и объемов выполненных работ, включенных в акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 28.06.2017 N 1 по позициям N N 29, 39, 41, 84, выявлено, что фактическое наличие материалов и объемов выполненных работ не соответствует материалам и объемам работ, указанным в акте, а именно: дверь противопожарная металлическая однопольная ДПМ-1/60 размером 900*2100 мм - 2 шт., вместо 4 шт.; доводчик дверной DS 73 ВС "Серия Premium" - отсутствует; монтаж кровельного покрытия из профилированного листа при высоте здания до 25 м - 340 кв.м. или на 175 кв.м. меньше объема, указанного в акте.
Указанные обстоятельства расценены как несоблюдение главой КФК Коровиной И.В. требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ), пунктов 6, 12 Порядка и условий предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие малых форм хозяйствования в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22.12.2015 N 461-пр (далее - Порядок N 461-пр).
Минфин Хабаровского края счел, что главой КФК Коровиной И.В. допущена оплата затрат, не связанных с развитием семейных животноводческих ферм всего на сумму 200 267, 95 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета в сумме 162 257, 09 руб., средств краевого бюджета в сумме 38 010, 86 руб.
В связи с выявленными нарушениями, Минфин Хабаровского края направил в адрес главы КФК Коровиной И.В. предписание N 6 от 03.10.2018 о возврате средств гранта в краевой бюджет в размере 38 010, 86 руб. которое не было исполнено.
Данные обстоятельство послужило основанием для обращения Минфина Хабаровского края в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг могут предоставляться субсидии.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, гранты в форме субсидий из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке и сроки, а также на определенных условиях. Существенное нарушение установленных при предоставлении субсидий условий, нецелевое их использование являются основанием для их возврата.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, к мерам по реализации государственной аграрной политики относится предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" поддержка сельскохозяйственного производства в форме предоставления субсидий осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.12.2015 N 461-пр утвержден Порядок и условия предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие малых форм хозяйствования в Хабаровском крае (действовал в рассматриваемый период), согласно пункту 6 которого, к условиям предоставления гранта относятся: использование гранта в целях финансового обеспечения части затрат на развитие семейных животноводческих ферм в соответствии с условиями, определенными пунктом 12 настоящих Порядка и условий; достижение значений показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта, заключенным министерством и главой крестьянского (фермерского) хозяйства; представление отчета об использовании гранта, отчета о достижении значений показателей результативности предоставления гранта, отчета о выполнении требований по отбору семейных животноводческих ферм; возврат остатков гранта в случае, если он не использован в срок, установленный подпунктом 12.2 пункта 12 настоящих Порядка и условий; недопустимость использования заявителем средств государственной поддержки, получаемых им по иным государственным программам (подпрограммам) края, содержащим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, на покрытие расходов, предусмотренных планом расходов, согласованным Комиссией.
Согласно пункту 12.1 указанного выше Порядка, условиями расходования гранта являются: грант расходуется по плану расходов, согласованному Комиссией; изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с министерством.
Министерство принимает решение о согласовании изменений в план расходов, в случае если вносимые изменения не повлекут изменение направления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определенного бизнес-планом, увеличение сроков окупаемости проекта по бизнес-плану, снижение рентабельности проекта (на конец срока реализации проекта) в соответствии с бизнес-планом, в противном случае министерство отказывает в согласовании изменений в план расходов.
В план расходов включаются расходы, направленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на территории сельских поселений и межселенных территориях Хабаровского края и соответствующие следующим целям: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкция или модернизация семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке продукции животноводства оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупка сельскохозяйственных животных.
В силу пункта 12.2 данного Порядка грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 24 месяцев со дня поступления на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В рассматриваемом случае, по результатам проверки соблюдения ответчиком порядка и условий расходования средств гранта истец считает, что ответчик допустил нецелевое использование гранта, выразившееся в оплате затрат, не связанных с развитием семейных животноводческих ферм. Данный вывод обоснован ссылкой на акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 28.06.2017 N 1 позиции в акте N N 29, 39, 41, 84.
Доводы истца о допущенном нарушении в виде нецелевого использованию бюджетных средств, не нашли своего подтверждения.
В данном случае из представленных в дело доказательств, пояснений ответчика об исполнении договора на строительства загона для крупного рогатого скота установлено, что в ходе выполнения подрядчиком работ часть работ, ранее учтенных в смете, была заменена на другие, связанными с данным помещением, а именно: изготовлено ограждение для крупного рогатого скота, совмещенное с расколом и включающее работы по бурению скважин под столбы, обмазочную гидроизоляцию, установку столбов забора из бруса, засыпку столбов ограждения отсевом, установку ворот, установку поперечных досок ограждения. Кроме того, были выполнены работы по изготовлению (сварке) металлической клетки-фиксатора для зоотехнических и ветеринарных обработок скота.
В пояснениях по акту проверки глава КФК Коровина И.В. изложила данные обстоятельства, впоследствии представила скорректированный акт КС-2 от 28.06.2017 N 1/1, в котором отражены указанные выше виды работ.
С учетом изложенного, оснований считать понесенные затраты нецелевым использованием бюджетных средств согласно понятию приведенному в пункте 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса не имеется.
Повторно рассмотрев дело и оценив представленные доказательства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности нарушения ответчиком. Несогласие истца с данной судами оценкой доказательств не может служить основаниям для отмены решения.
Решение арбитражного суда является законным, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.07.2019 по делу N А73-311/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-311/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Коровина Ирина Владимировна, Коровина И. В., Коровина Ирина Владимировна
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю