г. Томск |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А03-16292/2015 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Кайгородовой М.Ю. |
судей: |
Сухотиной В.М., |
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником Большаниной Е. Г., рассмотрев апелляционную жалобу администрации Каменского района Алтайского края (N 07АП-7817/2019) на определение от 02.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверевой В.А.) по делу N А03-16292/2015 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, г. Камень-на-Оби, Алтайский край (ИНН: 2207006387 ОГРН: 1042201732418) о процессуальной замене ответчика по делу N А03-16292/2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство" муниципального образования городского округа "Город Камень-на-Оби" Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по жилищно- коммунальному хозяйству и строительству Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края о взыскании 121 100 руб. 00 коп., из которых 35000 руб. долга по договору на оказание услуг от N 28 а от 07.07.2008 и 86 100 руб. пени.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.10.2015 по делу N А03-16292/2015 с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, г. Камень-на-Оби (ИНН 2207005640, ОГРН 1032201730780), в пользу муниципального унитарного предприятия "Благоустройство" муниципального образования городского округа "Город Камень-на-Оби" Алтайского края, г. Камень-на-Оби (ИНН 2207006387, ОГРН 1042201732418), взыскано 35 000 руб. долга и 40 425 руб. пени.
Этим решением суд взыскал с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, г. Камень-на-Оби (ИНН 2207005640, ОГРН 1032201730780), в доход федерального бюджета 3017 руб. госпошлины.
18.11.2015 по делу выданы исполнительные листы, в том числе серия ФС N 006727225, который был направлен взыскателю муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" муниципального образования городского округа "Город Камень-на-Оби" Алтайского края, для предъявления в отдел судебных приставов Каменского и Крутихинского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Каменского и Крутихинского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 24.05.2018 на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N 11802/18/22039-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Каменского и Крутихинского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 04.12.2018 указанное исполнительное производство окончено, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел судебных приставов Каменского и Крутихинского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.12.2017 муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство" муниципального образования город Камень- на-Оби Каменского района Алтайского края признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Бортяков Владимир Васильевич.
07.05.2019 конкурсный управляющий, полагая, что денежные средства взысканы с муниципального образования, которое в настоящее время реорганизовано, обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о процессуальной замене ответчика по делу N А03-16292/2015 с муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края на муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН 1022200754575) со взысканием средств за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Определением арбитражного суда от 02 июля 2019 года заявление конкурсного управляющего удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Каменского района Алтайского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что поскольку Комитет по жилищно- коммунальному хозяйству и строительству не был наделен правом выступать от имени муниципального образования при совершении сделок, то и при реорганизации новому субъекты права и обязанности Комитета не перешли.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По искам к муниципальному образованию - комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, являясь представителем муниципального образования, в силу положений пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени муниципального образования, представляя интересы муниципального образования - город Камень-на-Оби.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Таким образом, при вынесении вышеуказанных решений задолженность была взыскана с муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации г. Камень-на-Оби за счет казны муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края на основании статьи 1 и статьи 2 Закона Алтайского края от 02.09.2015 N 70-ЗС "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" преобразовано, лишено статуса городского округа, наделено статусом городского поселения, включено в состав муниципального образования Каменский район Алтайского края с определением города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края административным центром муниципального образования Каменский район Алтайского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 8 Закона Алтайского края от 02.09.2015 N 70-ЗС "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" городское поселение город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края является правопреемником городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в отношениях, осуществляемых в соответствии законодательством Российской Федерации и Алтайского края в части решения вопросов местного значения поселения (часть 1).
Органы местного самоуправления городского поселения город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края являются правопреемниками органов местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Алтайского края и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе при осуществлении бюджетного процесса и полномочий собственника муниципального имущества, а также иных прав и обязанностей, осуществлявшихся органами местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края (часть 2).
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а в части, не урегулированной им, подлежат регулированию договорами и соглашениями (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Алтайского края от 02.09.2015 N 70-ЗС "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" администрация Каменского района Алтайского края в соответствии с уставами муниципального образования Каменский район Алтайского края и городского поселения город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края может исполнять полномочия администрации городского поселения город Камень - на - Оби Каменского района Алтайского края.
В этом случае в городском поселении город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края администрация не образуется.
В соответствии со статьей 9 Закона Алтайского края от 02.09.2015 N 70-ЗС "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" муниципальное образование Каменский район Алтайского края является правопреемником городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края в части решения вопросов местного значения муниципального района (часть 1).
Органы местного самоуправления муниципального образования Каменский район Алтайского края являются правопреемниками органов местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района.
Данное положение распространяется на полномочия собственника муниципального имущества, а также на иные права и обязанности, осуществлявшиеся органами местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края (часть 2).
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а в части, не урегулированной им, подлежат регулированию договорами и соглашениями (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Устава муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, принятого решением Каменской городской думы Алтайского края от 29.12.2015 N 132, администрация города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края не образуется.
Исполнение полномочий администрации города в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края и настоящим Уставом возлагается на Администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края.
В соответствии со статьей 49 Устава муниципального образования Каменский район Алтайского края, принятого решением Каменского районного Собрания депутатов Алтайского края от 09.12.2015 N 44, администрация района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, настоящим Уставом и Уставом муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края исполняет полномочия Администрации муниципального образования город Камень-на- Оби Каменского района Алтайского края (далее - Устав города) (часть 1).
Полномочия администрации района в части исполнения полномочий администрации города определяются Уставом города и принятыми в соответствии с ним решениями представительного органа города Камень-на-Оби (часть 2).
Администрация района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения - город Камень-на-Оби, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления - город Камень-на-Оби федеральными законами и законами Алтайского края (часть 3).
Финансовое обеспечение деятельности администрации района в части исполнения полномочий администрации города, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета.
Администрация района несет ответственность за исполнение полномочий Администрации города, в пределах, выделенных в бюджете города Камень-на-Оби финансовых средств, а также находящихся в муниципальной собственности города Камень-на-Оби имущества и имущественных прав (часть 4).
В соответствии с пунктом 1, пунктом 4 и пунктом 5 части 1 статьи 33 Устава города к полномочиям администрации города, исполняемым администрацией района, относится: обеспечение составления проекта бюджета поселения, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов, обеспечение исполнения бюджета поселения и составление бюджетной отчетности, предоставление отчёта об исполнении бюджета поселения на утверждение Совета депутатов, обеспечение управления муниципальным долгом, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий; утверждение уставов муниципальных предприятий и учреждений; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу части 4 статьи 46 Устава города исполнение бюджета поселения обеспечивается администрацией района.
В соответствии со статьей 72 Устава района, ответственность администрации района
перед юридическими и физическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Таким образом, полномочия администрации г. Камень-на-Оби были переданы администрации Каменского района.
При этом передача полномочий осуществлена в рамках муниципального образования, соответственно, правопреемником муниципального образования город Камень-на-Оби в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края является муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края.
Согласно постановлению Администрации Каменского района Алтайского края от11.07.2016 N 11, последняя приступила с 01.08.2016 к осуществлению полномочий администрации муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Муниципальное образование городское поселение город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, обладает полной правоспособностью, и за счет собственных бюджетных средств и муниципальной казны исполняет обязательства.
Тем самым, в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации должником по исполнению обязательств, взятых на себя ранее городским округом, является городское поселение, но в настоящее время от его имени выступает администрация Каменского района Алтайского края.
Апеллянт в поданной жалобе ссылается на то, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации, в пользу которого были взысканы денежные средства, не наделен правом выступать от имени муниципального образования на совершение сделок.
Между тем, данный вывод ошибочен, поскольку Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации являлся представителем муниципального образования и в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступал не от своего имени, а от имени муниципального образования, представляя его интересы.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что фактически задолженность взыскана с муниципального образования за счет его казны.
Не разъяснение судом первой инстанции решений в части уточнения субъектов взыскания не должно свидетельствовать о неисполнимости принятых судебных актов в части статуса должника.
Судом первой инстанции правильно установлена последовательность реорганизации, согласно которой правопреемство муниципального образования г. Камень на Оби в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации перешло муниципальному образованию город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое определение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 02.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16292/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16292/2015
Истец: МУП "Благоустройство"
Ответчик: .Комитет администрации города по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству
Третье лицо: Администрация Каменского района АК, Бортяков В В