г. Самара |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А72-20873/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой А.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года, принятое по делу NА72-20873/2018 (судья Арзамаскина Н.П.),
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г.Казань (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210),
к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662),
к Областному государственному казенному учреждению "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", г.Ульяновск (ОГРН 1027301160963, ИНН 7303026530),
третьи лица:
- общество с ограниченной ответственностью "Геоцентр",
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области,
об исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, к Областному государственному казенному учреждению "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области":
- о признании реестровой ошибкой в части сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:6, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, подъезд к с.Богдашкино от а/д Цивильск-Ульяновск, смежного по границе земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области.
- о внесении изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:6, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, подъезд к с.Богдашкино от а/д Цивильск-Ульяновск, путем замены координат поворотных точек, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на координаты поворотных точек, указанных в исковом заявлении.
- о признании реестровой ошибкой в части сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:7, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, автодорога Цивильск-УльяновскВерхние Тимерсяны, смежного по границе земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области.
- о внесении изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:7, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, автодорога Цивильск-УльяновскВерхние Тимерсяны, путем замены координат поворотных точек, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на координаты поворотных точек, указанных в исковом заявлении.
- о признании реестровой ошибкой в части сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:8, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, автодорога Цильна-Б.НагаткиноНовоникулино-Тагай-Майна-Игнатовка-Чертановка, смежного по границе земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области.
- о внесении изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:8, расположенного по адресу: Ульяновская область, р-н Цильнинский, автодорога Цильна Б.НагаткиноНовоникулино-Тагай-Майна-Игнатовка-Чертановка, путем замены координат поворотных точек, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на координаты поворотных точек, указанных в исковом заявлении.
- считать границы земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области, полученные в результате проведения геодезических работ, согласованными без подписания акта согласования границ с правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8.
Определением суда от 28 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Геоцентр", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области.
Определением от 28 февраля 2019 года суд по ходатайству истца заменил ненадлежащего ответчика Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на надлежащего ответчика Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФКУ ФУАД Волго-Вятского региона на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости - автомобильная дорога федерального значения А-151 Цивильск-Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области (кадастровый номер 73:00:000000:114, свидетельство о государственной регистрации права от 14 апреля 2016 года). Указанная автодорога находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 28 апреля 2015 года).
В процессе выполнения работ в целях устранения реестровых ошибок в сведениях местоположения границ земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, либо сведениях о границах смежных земельных участков, истцом были выявлены нарушения в отношении сведений о границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в отношении смежных с автомобильной дорогой общего пользования федерального значения земельных участков, находящийся в собственности Ульяновской области.
По результатам натурного осмотра кадастровым инженером ООО "Геоцентр" и анализа имеющихся данных выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8 частично накладываются на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения А-151 Цивильск- Ульяновск км 136+710 - км 199+000 в границах Ульяновской области и ее полосу отвода.
Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:6 составляет 484 кв.м.
Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:7 составляет 683 кв.м.
Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 73:20:000000:8 составляет 888 кв.м.
Истец, указывая, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения как объект капитального строительства, существовала с момента ввода в эксплуатацию в 1980 году, а земельные участки с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8 были поставлены на государственный кадастровый учет в 2002 году и 2003 году, полагает, что при формировании их границ не было учтено местоположение автомобильной дороги федерального значения, а также ее конструктивных элементов, повлекшее наложение сведений о границах земельных участков на автодорогу и полосу отвода.
Данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что ответчиком по делу об исправлении кадастровой ошибки является орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 г. N 4-КГ15-38.
Местоположение границ земельного участка в силу п.7 ст.38, п.8 ст.22 Закона "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
В силу статьи 7 Закона о кадастре описание местоположения границ земельного участка, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований, являются сведениями об уникальных характеристиках этого объекта недвижимости и подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельных участков является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границ земельных участков при наличии разногласий смежных землепользователей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действующее законодательство предусматривает возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов, в том числе по решению суда, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера ООО "Геоцентр" усматривается, что внесение изменений в сведения о местоположении смежной границы земельных участков приведет к изменению конфигурации и уменьшению площади земельных участков ответчика с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8.
Таким образом, по существу исковые требования направлены на прекращение права собственности на часть земельных участков с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8 в существующих границах и площади, и изъятию части данных земельных участков.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что вышеизложенное свидетельствует о наличии спора о праве на земельные участки с кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8 в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки.
Учитывая, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами кадастровыми номерами 73:20:000000:6, 73:20:000000:7, 73:20:000000:8 зарегистрировано в установленном порядке, принимая во внимание разъяснения, данные в п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, а также иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном непроведении по делу судом первой инстанции экспертизы подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу (ст.82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Стороны ходатайство о проведении экспертизы по делу не заявили.
Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы. В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, истца о том, что ответчик своим бездействием фактически признал наличие реестровых ошибок являются ошибочными и не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Ответчик указывает, что заключение ООО "Геоцентр" не может установить такую уникальную характеристику как площадь земельного участка, так как для установления площади необходимо проводить замеры всего участка. При этом, при исправлении реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка не исключается вероятность изменения площади земельного участка ответчика, а именно уменьшение площади земельного участка, на который в установленном законом порядке зарегистрировано право, что может привести к нарушению прав ответчика.
Учитывая наличие зарегистрированного права на земельные участки, в рамках настоящего дела истцом фактически заявлен спор о праве, и фактические требования направлены именно на оспаривание зарегистрированного права.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года, принятое по делу N А72-20873/2018, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-20873/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области
Третье лицо: ООО "Геоцентр", Управление Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области