г. Чита |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А19-31132/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.06.2019 по делу N А19-31132/2018 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, место нахождения: 105005, город Москва, улица Спартаковская, 2Б) к акционерному обществу "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, место нахождения: 119160, город Москва, улица Русаковская, дом 13, строение 19 21-25) о взыскании 952 руб. 67 коп.,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к акционерному обществу "Оборонэнерго" (далее - ответчик, АО "Оборонэнерго") о взыскании 724 руб. 53 коп., составляющих сумму задолженности за оказанные в период с 01.04.2017 года по 05.09.2017 года по договору от 01.04.2017 N 03-10-38-02-006 услуги по подаче холодной воды и приёму сточных вод; а также неустойки в размере 218 руб. 14 коп.
Решением суда от 18.06.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд неправомерно применил в спорном периоде тариф, установленный для иной организации - АО "ГУ ЖКХ". Также указывает, что договор холодного водоснабжения и водоотведения N 03-10-38-02-006 от 01.04.2017 не заключен в связи с имеющимися разногласиями сторон, протокол разногласий подписанный со стороны истца, ответчиком не получен. Поскольку договор не заключен, то рассмотрение спора Арбитражным судом Иркутской области в соответствии с договорной подсудностью, является незаконным.
Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (Организация водопроводно-канализационного хозяйства, ОВКХ) и АО "Оборонэнерго" в лице филиала "Забайкальский" (Абонент) 01.04.2017 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 03-10-38-02-006.
По условиям договора ОВКХ, осуществляющая водоснабжении и водоотведение, обязуется подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную воду и осуществлять прием сточных вод Абонента, а Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) установленного качества в объеме, определенном договором и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случае, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
Договор подписан с протоколом разногласий.
В соответствии с условиями пункта 69 договора, он действует с 01.04.2017 по 31.12.2017 и считается продленным на год на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении договора или заключении нового договора.
Во исполнение согласованных условий договора истец в период с апреля 2017 года по сентябрь 2017 года (включительно) оказал ответчику услуги холодного водоснабжения и водоотведения на общую сумму 890 руб. 57 коп. что подтверждается представленными в дело актами N N 0000-001052 от 30.04.2017 на сумму 130 руб. 06 коп., 0000-004371 от 31.05.2017 на сумму 144 руб. 02 коп., 0000-008633 от 30.06.2017 на сумму 144 руб. 02 коп., 5 0000-015307 от 31.07.2017 на сумму 139 руб. 15 коп., 0000-021442 от 31.08.2017 на сумму 154 руб. 09 коп., 0000-029182 от 30.09.2017 на сумму 179 руб. 23 коп.
С учетом частичного погашения за период сентябрь 2017 года, задолженность по оплате оказанных коммунальных услуг составила 734 руб. 53 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Истцом применен тариф, установленный Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2015 N 449-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на водоснабжение для потребителей АО "ГУ ЖКХ" на территории Иркутской области" в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2016 N 488-спр (т.1 л.д.111-131).
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 04.09.2017 N 207-сп/р установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" на период с 06.09.2017 по 31.12.2018.
В материалы дела представлено письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.09.2017 N ВК/66684/17, в соответствии с которым с учетом обязанности ФГБУ "ЦЖКУ" по предоставлению коммунальных услуг и необходимости бесперебойного обеспечения нужд Минобороны России, в случае если расходы, понесенные ФГБУ "ЦЖКУ" до периода регулирования, не были учтены при установлении тарифов на последующие годы, экономически обоснованная стоимость коммунальных ресурсов, отпускаемых ФГБУ "ЦЖКУ" потребителям с момента начала деятельности по ресурсоснабжению до момента установления тарифов, может быть определена по соглашению сторон. При этом указанная стоимость может соответствовать, в том числе как величине тарифов, установленных для организаций, ранее эксплуатировавших объекты коммунальной инфраструктуры, с использованием которых осуществлялось ресурсоснабжение данных потребителей, так и величине тарифов, утвержденных для ФГБУ "ЦЖКУ" позднее, при условии, что не произошло существенного изменения экономических показателей, влияющих на обоснованность расходов по оказанию услуг (т.2 л.д.2-3).
Суд первой инстанции, придя к выводу, что договор является заключенным, а тариф установленный для прежней ресурсоснабжающей организации меньше, чем тариф, установленный в последующем истцу, исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Применительно к договору энергоснабжения существенными являются условия о предмете, наличии присоединенных сетей, количестве поставляемой энергии и режиме ее подачи.
Оценив условия договора от N 03-10-38-02-006 от 01.04.2017, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о согласовании сторонами существенных условий договора и признании договора заключенным, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела с нарушением подсудности.
Доводы о заявителя жалобы незаключенности договора отклоняются апелляционным судом, как противоречащие материалам дела (т. 1, л.д 64 - 70), поскольку в материалы дела представлен подписанный сторонами договор.
Правоотношения сторон по договору N 03-10-38-02-006 от 01.04.2017 регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
К отношениям сторон по поставке через присоединенную сеть тепловой и электрической энергии, воды, согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятые в его исполнение Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закон N 416-ФЗ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закон N 416-ФЗ под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Ответчиком не оспаривается факт поставки истцом воды и приема сточных вод в заявленном объеме в период с 01.04.2017 по 05.09.2017, но при этом оспаривается только возможность применения тарифа, установленного для иной ресурсоснабжающей организации, с учетом того, что в спорный период тариф для истца установлен не был.
Однако отсутствие в спорный период утверждённого уполномоченным органом тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение не освобождает абонента от оплаты фактически потреблённого ресурса.
Учитывая, что тариф, установленный Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2015 N 449-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на водоснабжение для потребителей АО "ГУ ЖКХ" на территории Иркутской области" в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2016 N 488-спр в месте оказания услуги (поставки ресурса), меньше размера тарифа, установленного в последующем для истца, который применяется с 06.09.2017, является правомерным и не может нарушать прав ответчика, в обязанность которого входит оплата фактически потребленного ресурса.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.06.2019 по делу N А19-31132/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-31132/2018
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: АО "Оборонэнерго" Филиал "Забайкальский"