г. Пермь |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А60-15459/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от заявителя ООО "СЕРОВСКИЙ КОНДИТЕР" - не явились
от заинтересованных лиц ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛЧАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЧАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА - не явились
от третьего лица Управления Федерального казначейства по Свердловской области - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Серовский кондитер",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июня 2019 года
по делу N А60-15459/2019,
принятое судьей В.В.Окуловой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серовский кондитер" (ИНН 6632024310, ОГРН 1116632002871)
к Финансовому отделу Администрации Волчанского городского округа (ИНН 66717019108, ОГРН 1106617001017), Администрации Волчанского Городского округа (ИНН 6614002160, ОГРН 1026601102142)
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области о признании незаконным бездействия Финансового отдела Администрации Волчанского городского округа и Администрации Волчанского городского округа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЕРОВСКИЙ КОНДИТЕР" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Финансовому отделу Администрации Волчанского городского округа, Администрации Волчанского Городского округа о признании незаконным бездействия Финансового отдела Администрации Волчанского городского округа и Администрации Волчанского городского округа, а именно:
1. Признать незаконным бездействие Финансового отдела Администрации Волчанского городского округа и Администрации Волчанского городского округа, выразившееся в невыполнении следующих действий:
1)Приостановление до момента устранения нарушения (до момента исполнения исполнительного листа ФС N 016732194 от 21.09.2017) осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Волчанского городского округа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
2)Направление органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа ФС N 016732194 от 21.09.2017 с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
3)Обеспечение выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
2. Обязать Финансовый отдел Администрации Волчанского городского округа и Администрацию Волчанского городского округа устранить допущенные нарушения путём выполнения следующих действий:
1)Приостановить до момента устранения нарушения (до момента исполнения исполнительного листа ФС N 016732194 от 21.09.2017) осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Волчанского городского округа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
2)Направить органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа ФС N 016732194 от 21.09.2017 с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
3)Обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что порядок исполнения судебных актов, установленный бюджетным законодательством, не соблюден, требования исполнительного листа до сих пор не исполнены. Суд не учел, что у заинтересованных лиц имелась возможность исполнить судебный акт, перед ООО "Серовский кондитер", поскольку 26.12.2017 г. вне рамок сводного исполнительного производства были перечислены денежные средства в размере 10 800 000 руб. иному взыскателю.
Заинтересованное лицо Администрация Волчанского городского округа с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласна, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве. Поясняет, что с заявителем по делу А60-23778/2017 (исполнительный лист серии ФС N 016732194) заключено мировое соглашение на сумму 3 599 864 руб. 27 коп., которое исполнено, что подтверждается копиями мирового соглашения и платежного поручения N 1550 от 09.09.2019 г.
Копия мирового соглашения и платежного поручения, подтверждающих факт исполнения исполнительного листа серии ФС N 016732194, представлены с отзывом, приобщены судом апелляционной жалобы к материалам дела, в порядке статьи 268 АПК РФ.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, администрация Волчанского городского округа является должником по сводному исполнительному производству N 14205/16/66062-СД, которое объединяет три исполнительных производства, где взыскателем является заявитель:
1) исполнительное производство N 8525/16/66062-ИП от 01.04.2016, сумма долга - 830 913 руб. 27 коп.;
2) исполнительное производство N 12360/14/66062-ИП от 23.10.2014, сумма долга - 2 853 144 руб. 53 коп.;
3) исполнительное производство N 12359/14/66062-ИП от 01.04.2016, сумма долга - 1 031 876 руб. 17 коп.
Также на взыскание с муниципального образования Волчанский городской округ в лице Администрации Волчанского городского округа в пользу заявителя по делу N А60-23728/2017 выдан исполнительный лист серии ФС N 016732194 от 21.09.2017 на сумму 4267644 руб. 38 коп. (25.09.2017 направлен на исполнение в финансовый отдел Администрации).
Кроме того, возбуждено исполнительное производство N 14205/16/66062-ИП от 29.04.2016, в котором взыскателем является ОАО "Баженовская геофизическая экспедиция" на сумму 24148220 руб. 78 коп.
Заявитель установил, что 26.12.2017 Администрацией платежным поручением N 2297 по исполнительному листу АСN 007003091 от 24.03.2014,исполняемому в рамках вышеуказанного сводного исполнительного производства, и мировому соглашению от 26.12.2017 были перечислены 10 800 000 руб. непосредственно взыскателю ОАО "Баженовская геофизическая экспедиция". Мировое соглашение в рамках дела о банкротстве МУП "Волчанское ЖКХ" N А60-44742/2009 (требование ОАО "Баженовская геофизическая экспедиция") не утверждалось, исполнительное производство не прекращено. По мнению заявителя, сумма должна была быть направлена либо в службу судебных приставов для пропорционального погашения задолженности по всем исполнительным листам сводного производства, либо напрямую заявителю для исполнения требования исполнительного листа, направленного в финансовый отдел администрации.
Полагая, что заинтересованными лицами в нарушение положений Бюджетного Кодекса РФ не совершены все необходимые действия, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, не усмотрел незаконного бездействия ответчиков и нарушения прав заявителя по причине отсутствия достаточных средств в бюджете Волчанского городского округа для исполнения судебных решений.
Заявитель с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов жалобы указывает, что порядок исполнения судебных актов, установленный бюджетным законодательством, не соблюден, требования исполнительного листа до сих пор не исполнены. Суд не учел, что у заинтересованных лиц имелась возможность исполнить судебный акт, перед ООО "Серовский кондитер", поскольку 26.12.2017 г. вне рамок сводного исполнительного производства были перечислены денежные средства в размере 10 800 000 руб. иному взыскателю.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 рассматриваемого Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в финансовое управление).
В случае превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, положения Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (пункт 3 статьи 217 названного Кодекса).
С учетом взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений об обращении взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).Если в результате исследования и оценки бюджета соответствующего муниципального образования и составленной на его основе сводной бюджетной росписи будет установлено, что расходы того же рода, определенные той же целью, что и расходы на исполнение судебных актов, в бюджете муниципального образования отсутствуют, это обстоятельство исключает возможность признания незаконным бездействия финансового управления муниципального образования, выраженного в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись при поступлении исполнительного листа на исполнение.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Волчанский городской округ является финансово-зависимой территорией, при этом расходы местного бюджета рассчитаны из минимальной потребности для осуществления расходных полномочий городского округа, что не позволяет перераспределять расходы внутри сформированных бюджетов на конкретные финансовые годы. В связи с чем исполнительные листы, находящиеся на исполнении, исполняются в порядке очередности исходя из финансовой возможности городского округа.
Из содержания письма Министерства финансов Свердловской области от 12.01.2018 N 05-36-35/209 судом первой инстанции установлено, что на 2017 год расходы на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов муниципальных районов (городских округов) бюджету Волчанского городского округа определены в пределах 5,5 млн. руб., на 2018 год - 5,7 млн. руб. В августе и декабре 2017 г. Волчанскому городскому округу были перечислены межбюджетные трансферты для погашения просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений в общей сумме 16,9 млн. руб., которые имеют целевой характер расходования.
Бездействие органа местного самоуправления по исполнению исполнительного документа, предусматривающего взыскание денежных средств за счет бюджетных средств, может быть признано незаконным, если у органа местного самоуправления имелась возможность совершить необходимые действия и применить соответствующие меры, направленные на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленном бюджетном законодательстве порядке.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав надлежащим образом имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что не совершение администрацией Волчанского округа действий по выделению дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), и неприостановление финансовым отделом Администрации Волчанского городского округа до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, само по себе не нарушает права и законные интересы заявителя, по причине отсутствия достаточных средств в бюджете Волчанского городского округа для исполнения судебных решений.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, из ответа службы судебных приставов-исполнителей от 31.01.2019 г. следует, что в процессе исполнения судебных актов службой установлено что за должником зарегистрировано недвижимое имущество (здание растворного узла, земельные участки, гаражный бокс), которое подлежит передаче на реализацию на торгах (л.д.50).
В суд апелляционной инстанции должником - Администрация Волчанского городского округа с отзывом представлены заключенное между сторонами и утвержденное судом по делу А60-23778/2017 (исполнительный лист серии ФС N 016732194) мировое соглашение на сумму 3 599 864 руб. 27 коп., которое должником исполнено, что подтверждается копиями мирового соглашения и платежного поручения N 1550 от 09.09.2019 г.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При рассмотрении спора доказательства, представленные в материалы дела, исследованы судом первой инстанции по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Нормы материального права судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2019 года
по делу N А60-15459/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15459/2019
Истец: ООО "СЕРОВСКИЙ КОНДИТЕР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЧАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛЧАНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ