г. Санкт-Петербург |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А56-31844/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Медведева И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Куляевым С.Д.,
при участии:
от истца: Рудова О.И. по доверенности от 05.06.2019,
от ответчика: Гуттина Н.Н. по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18138/2019) Жилищного комитета на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2019 по делу N А56-31844/2019 (судья Герасимова М.С.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс"
к Жилищному комитету
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (местонахождение: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, ИНН: 7830001028, ОГРН:1027810310274) (далее - ГУП "ТЭК СПб", истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету (местонахождение: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ИНН: 7840013199, ОГРН: 1047839009129) (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 64 397,55 руб. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию, из которых: 36 020,41 руб. по договору от 01.11.2007 N 5914.038.1. за декабрь 2016 г., 6 418,18 руб. по договору от 01.07.2008 N 7629.038.1 за август 2016 г., 12 697,68 руб. по договору от 01.08.2008 N 7918.038.1 за август 2016 г., 3 151,30 руб. по договору от 01.10.2008 N 8809.038.1 за октябрь 2016 г., 6 109,98 руб. по договору от 01.11.2008 N 10215.038.1 за август 2016 г.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 20.05.2019, изготовленным в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал указанное решение в апелляционном порядке, просил отменить его и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указал, что объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 Порядка предоставления субсидий на 2018 г., определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 Порядка, которые в период с 01.01.2016 года до 31.12.2017 года не были представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем третьим пункта 3.7 Порядка либо были возвращены в указанный период ГУП ВЦКП "ЖХ", откорректированы получателями субсидий и потребителями коммунальных услуг и представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" после 01.01.2018 (пункт 3.6 Приложения 3 к Порядку N 1174). Суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что акты сверок объемов тепловой энергии были согласованы исполнителем коммунальных услуг в полном объеме. Вместе с тем, действий по направлению согласованных актов и ежемесячных отчетов в ГУП ВЦКП "ЖХ" во исполнение Порядков перечисления и предоставления субсидий со стороны истца предпринято не было. Таким образом, по вине самого истца, в результате его бездействия средства субсидий не были получены последним. Учитывая изложенное, податель жалобы считает, что у ГУП "ТЭК СПб" правовых оснований для взыскания с Санкт-Петербурга, в лице Жилищного комитета задолженности не имелось.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, истец в отзыве на нее указал, что в адрес ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" выставлялись счета на оплату с разбивкой на тариф для населения и разницу в тарифах, при этом разница между тарифами для ГУП "ТЭК СПб" и тарифами для населения компенсируются из бюджета субъекта РФ в качестве субсидии на возмещение разницы в тарифах. Ответчик не в полном объеме возместил Предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУЛ "ТЭК СПб") и тарифом для населения за заявленный период в полном объеме, общая сумма задолженности по которой составила 64 397 руб. 55 коп. В обоснование размера задолженности по субсидиям истцом в материалы дела представлены расчет задолженности, расчет количества потребленной тепловой энергии, копии счетов-фактур. Порядок предоставления субсидий за указанный период регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий. Акты сверок объемов тепловой энергии подписаны исполнителем коммунальных услуг с разногласиями, при этом в актах причины разногласий не указаны. Факт подписания актов сверок объемов с разногласиями (с необоснованными разногласиями), либо отказ от подписания не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве. Истец отметил, что третье лицо (исполнитель коммунальных услуг), не смотря на факт подписания им актов сверки объемов потребленной тепловой энергии с разногласиями, задолженности за тепловую энергию не имеет. Более того, из расчета задолженности усматривается, что вся задолженность за спорный период погашена им в добровольном порядке. Доказательства того, что истец завысил объем тепловой энергии, потребленной третьими лицами в спорные периоды, исходя из которых исчислен размер субсидий, в материалах дела отсутствуют, ответчиком таких доказательств не представлено.
Определением апелляционного суда от 24.07.2019 судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось для представления сторонами дополнительных документов и сведений.
Во исполнение указанного определения 15.08.2019 г. от ГУП "ТЭК СПб" поступили приложения к счетам-фактурам по договору от 01.11.2007 N 5914.038.1 за декабрь 2016 г., по договору от 01.11.2008 N 10215.038.1. за август 2016 г., а также доказательства направления указанных документов ответчику.
16.08.2019 г. от Комитета поступили письменные объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ.
В настоящем судебном заседании представитель ГУП "ТЭК СПб" заявил об отказе от исковых требований в сумме 15 117, 01 руб. по договору от 01.11.2007 N 5914.038.1. за декабрь 2016 г., ссылаясь на отсутствие оснований включения в сумму убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию потерь на внешних тепловых сетях, просил прекратить производство по делу в указанной части. Представитель ответчика не возражал против принятия отказа от части исковых требований, пояснив, что спорной в данном случае является сумма требований, в отношении которой истец заявил отказ от иска.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев отказ от части исковых требований, с учетом положений части 5 статьи 49 АПК РФ, установил, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен уполномоченным лицом, в связи с чем, принимается судом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В этой связи, суд апелляционной инстанции прекращает производство по иску в части взыскания 15 117,01 руб. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию по договору от 01.11.2007 N 5914.038.1. за декабрь 2016 г.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд установил основания для его изменения.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - Абонент) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 5914.038.1 от 01.11.2007, N 7629.038.1 от 01.07.2008, N 7918.038.1 от 01.08.2008, N 8809.038.1 от 01.10.2008, N 10215.038.1 от 01.11.2008 (далее - Договоры).
Согласно условиям Договоров истец принял на себя обязательство передавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а Абонент принял на себя обязательство своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию Ресурсоснабжающей организации.
Истец принятые на себя обязательства исполнил надлежащим образом.
Факт поставки истцом тепловой энергии и теплоносителя на основании Договоров подтверждается материалами дела, в которое представлены счета-фактуры.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа составил 2077,92 руб. /Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 2392,44 руб. /Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" размер установленного на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 тарифа для определения размера платы за коммунальные услуги составил 1541,78 руб. /Гкал (с НДС), на период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1621,95 руб. /Гкал (с НДС).
Применение истцом при расчетах с ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" тарифов для граждан, которые ниже экономически обоснованных тарифов, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию (далее - Субсидия).
Поскольку ответчик не в полном объеме возместил истцу субсидию на возмещение разницы в тарифах между экономически обоснованным тарифом (тарифом для ГУП "ТЭК СПб") и тарифом для населения, на стороне ответчика образовалась задолженность в общей сумме 49 280,54 руб., из которой:
- 20 903 руб. 40 коп. по договору N 5914.038.1 от 01.11.2007 за декабрь 2016,
- 6 418 руб. 18 коп. по договору N 7629.038.1 от 01.07.2008 за август 2016,
- 12 697 руб. 68 коп. по договору N 7918.038.1 от 01.08.2008 за август 2016,
- 3 151 руб. 30 коп. по договору N 8809.038.1 от 01.10.2008 за октябрь 2016,
- 6 109 руб. 98 коп. по договору N 10215.038.1 от 01.11.2008 за август 2016.
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом подписано Соглашение N 1-1-ВВД от 26 января 2018 о порядке предоставления субсидий.
В рамках соблюдения претензионного порядка ответчику была направлена претензия исх. N 58-12/18221 с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих за указанный период. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2016 года по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1174).
Во исполнение Порядка предприятие и Комитет заключили Соглашение N 1-1-ВВД от 26 января 2018 о порядке предоставления субсидий.
Согласно пункту 3.4 Порядка N 1174 размер предоставляемых субсидий в отношении каждого месяца за период с января 2016 года по декабрь 2016 года определяется по указанной в настоящем пункте формуле.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка N 1174 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета размера субсидий в соответствии с пунктом 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце четырнадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка. При отсутствии согласованных актов сверок с потребителями коммунальных услуг объемы тепловой энергии определяются на основании судебных актов по искам теплоснабжающих организаций к потребителям коммунальных услуг, которыми подтверждаются объемы поставленной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг.
В силу пункта 3.7 Порядка N 1174 предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами. Отчеты и акты сверок либо судебные акты представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта. ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов на их соответствие актам сверок либо судебным актам и по результатам проверки направляет в Комитет соответствующие сведения.
Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
При этом, наличие или отсутствие вины и бездействия со стороны Санкт-Петербурга не влияет на установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, и необходимость их возмещения Жилищным комитетом.
Доводы ответчика о нарушении истцом порядка предоставления документов в целях получения субсидий на возмещение межтарифной разницы отклонены апелляционным судом.
Как видно из материалов дела, предприятие направило в адрес Жилищного комитета претензию от исх. N 58-12/18221 с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов с приложением подписанных со стороны ГУП "ТЭК СПб" и ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" актов сверки объемов потребленной тепловой энергии.
В указанной претензии предприятие пояснило, что ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" подтвердило объемы потребленной энергии в части, указав в актах сверки объемов разногласия, однако, документов в обоснование своих разногласий не представило.
Между тем, наличие спора с исполнителем коммунальных услуг (ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района") о фактических объемах поставленного ресурса не влияет на право ресурсоснабжающей организации (истца) возместить убытки, возникшие в результате тарифного регулирования.
Подписание ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" актов сверки объемов тепловой энергии с разногласиями не может являться основанием для отказа предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах, так как мотивы несогласия с предъявленным к оплате объемом энергоресурса ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" в разногласиях не раскрыты, контррасчет объема потребленной в спорный период тепловой энергии в адрес ресурсоснабжающей организации не направлен.
Отсутствие подписанных отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
В обоснование размера задолженности по субсидиям истцом в материалы дела представлены расчет задолженности, расчет количества потребленной тепловой энергии, копии счетов-фактур.
Из расчета задолженности усматривается, что вся задолженность за спорный период погашена ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" в добровольном порядке. Доказательства того, что истец завысил объем тепловой энергии, потребленной ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" в спорные периоды, исходя из которых исчислен размер субсидий, в материалах дела отсутствуют, ответчиком таких доказательств не представлено.
Ответчик не представил суду доказательств перечисления истцу субсидий на возмещение межтарифной разницы за спорный период в полном объеме. Произведенный истцом расчет разницы в тарифах ответчик не оспорил, альтернативный расчет не представил.
Апелляционный суд полагает, что истцом документально подтверждены объемы теплопотребления ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" за спорные периоды и соблюдена процедура обращения ресурсоснабжающей организации за получением субсидий, в связи с чем подлежат удовлетворению исковые требования в размере 49 280,54 руб. с учетом принятого апелляционным судом заявления ГУП "ТЭК" о частичном отказе от исковых требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует изменить, взыскав с ответчика сумму основного долга в размере 49 280,54 руб.
Судебные расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 150, частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Принять отказ ГУП "ТЭК" от исковых требований в сумме 15 117,01 руб., производство по делу в указанной части прекратить.
Возвратить ГУП "ТЭК" из федерального бюджета 605 руб. госпошлины по иску.
Взыскать с Жилищного комитета в пользу ГУП "ТЭК" 49 280,54 руб. основного долга и 1 971 руб. расходов по госпошлине по иску.
Возвратить ГУП "ТЭК" из федерального бюджета 2 424 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31844/2019
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18138/19