г. Самара |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А72-3774/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2019 года по делу N А72-3774/2019 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899), г. Ульяновск,
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082),
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант" (ИНН 7327080688, ОГРН 1167325072804), г. Ульяновск,
Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Ульяновска,
о признании незаконным и отмене предписания N 30/1/5 от 30.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ГУК Засвияжского района" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант", Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Ульяновска, (далее - третьи лица), о признании незаконным и отмене предписания N 30/1/5 от 30.01.2019.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано. С открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899) в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 3000 (три тысячи рублей).
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление ОАО "ГУК Засвияжского района" о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N 30/1/5 от 30.01.2019 г. удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на несоответствие предписания предъявляемым к данному документу нормативным требованиям.
Подателем жалобы указано на то, что собственники помещений многоквартирного дома N 17 по ул.Аблукова в г.Ульяновске в состав общего имущества МКД не включили данные системы и, соответственно, не поручали управляющей организации в рамках договора управления выполнять какие-либо работы и оказывать услуги на данных системах.
В суд апелляционной инстанции от ОАО "ГУК Засвияжского района" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По договору управления от 30.08.2007 в управлении заявителя находился многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д.17.
На основании распоряжения (приказа) руководителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску от 23.01.2019 N 30, в связи с поступившим в ГУ МЧС России по Ульяновской области обращением граждан (вх. N 177-Г-16 от 16.01.2019), в период с 28.01.2019 по 30.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "ГУК Засвияжского района" обязательных требований пожарной безопасности в отношении жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д.17.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности -пунктов 55, 57, 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г. (далее - ППР в РФ); ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83, ч. 4 ст. 83, ч. 6 ст. 83, ч. 10 ст. 83 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 6.2 табл. 1 НПБ110-03; п. 5.24 СНиПП-Л.1-71, а именно:
1. Не обеспечивается исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода и не организуется проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
2. С 1-го по 12-й этажи жилого многоквартирного дома не обеспечена укомплектованность пожарных кранов (в количестве 2-х штук на каждом этаже) внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями;
3. На техническом этаже жилого многоквартирного дома не обеспечена укомплектованность пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и вентилем;
4. Не обеспечивается исправное состояние систем противопожарной защиты объекта, а именно системы противодымной защиты. Система противодымной защиты находится в неисправном состоянии. Фактически двигатели противодымной защиты и блоки управления дымовыми клапанами находятся в разобранном состоянии. Дымовые клапана на всех этажах жилого многоквартирного дома обесточены, электрические кабели отсоединены.
5. Жилой многоквартирный дом высотой более 28 м не защищен автоматическими установками пожарной сигнализации (в соответствии с п. 5.24 СНиП Н-Л.1-71 * открывание клапанов и включение вентиляторов должно предусматриваться автоматически от специальных датчиков).
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного надзора юридического лица N 30 от 30.01.2019, на основании которого Обществу выдано предписание N 30/1/5 от 30.01.2019 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения - 06.05.2019.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ссылаясь на то, что с момента заключения договора управления многоквартирным домом Обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Управляющая организация не является собственником (пользователем) общедомового имущества многоквартирного дома N 17 по ул. Аблукова в г.Ульяновске, и на возмездной основе отвечает за его безопасную эксплуатацию. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 N 170 (пункт 3 приложения N 8) устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления относится к капитальному ремонту. Следовательно, укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного, водопровода, пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилем, отсутствие автоматической пожарной сигнализации и ее некомплектность или неисправность предполагает под собой проведение работ по капитальному ремонту данных систем. Собственники помещений многоквартирного дома в состав общего имущества многоквартирного дома не включили данные системы и соответственно не поручали управляющей организации в рамках договора управления выполнять какие-либо работы и оказывать услуги на данных системах. Кроме того, содержащиеся в предписании требования не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем, не могут быть возложены на управляющую компанию, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность и право управляющей организации производить работы по капитальному ремонту в отсутствие положительного решения собственников об осуществлении работ по капитальному ремонту и их финансировании.
Кроме того, на основании решения Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области N 032/19 от 17.01.2019 о внесений изменений в реестр лицензий Ульяновской области многоквартирный дом N 17 по ул. Аблукова в г. Ульяновске исключен из управления ОАО "ГУК Засвияжского района" и с 01.02.2019 находится в управлении ООО "УК "Гарант", соответственно ОАО "ГУК Засвияжского района" не может устранить нарушения по предписанию N 30/1/5 от 30.01.2019.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11 Правил содержания общего имущества). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества, установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" на момент проверки являлась управляющей организацией, уполномоченной собственниками жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д.17, на выполнение функций по управлению жилым домом.
Как верно указал суд, возложив на себя функции по управлению жилыми домами, заявитель возложил на себя обязанности, в том числе, по обеспечению мер пожарной безопасности в данных жилых домах. Следовательно, осуществляя функции по надлежащему содержанию общего имущества названных многоквартирных домов, обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" обязано обеспечить соблюдение нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности.
Наличие нарушений требований пожарной безопасности по существу заявителем не оспорено.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать техническое обслуживание зданий: проводить плановые осмотры жилых зданий (пункт 2.1.1), осуществлять контроль за работой инженерного оборудования (пункт 2.7.2).
В частности, согласно пункту 2.7.2 указанных Правил контроль осуществляется за работой, в частности, следующего инженерного оборудования: громкоговорящей (двухсторонней) связи с абонентами (пассажирами лифтов, жильцами, дворниками), служебными помещениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (противопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются) (пункт 5.6.2 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; (пункт 5.6.6 Правил N 170).
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее -Перечень), определен состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 20 Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включают в себя в том числе: техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Пунктом 27 указанного Перечня предусмотрено выполнение работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Следовательно, именно общество, как управляющая организация, является лицом, ответственным за содержание общего имущества МКД в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормами безопасности, в том числе в сфере пожарной безопасности, и лицом, обязанным осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N 309-КГ16-16524 по делу N А71-13682/2015.
Заявителем не представлены доказательства надлежащего выполнения своих обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Нарушений при проведении проверки надзорным органом не допущено: проведение проверки согласовано с органами прокуратуры 24.01.2019 согласно представленным документам.
Судом правомерно отклонен довод заявителя, приведенный также и в апелляционной жалобе, о том, что предписание выдано неуполномоченному лицу, поскольку договор управления прекратил действие с 1.02.2019, поскольку на момент выдачи оспариваемого предписания именно ГУК Засвияжского района было внесено в реестр лицензий в качестве управляющей организации МКД по ул.Аблукова, д.17, следовательно, именно в период управления заявителем данным МКД были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем предписание выдано надлежащему лицу.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое предписание N 30/1/5 полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июня 2019 года по делу N А72-3774/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "ГУК Засвияжского района" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3774/2019
Истец: ОАО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА", ОАО "ГУК Засвияжского района"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ МЧС России по Ульяновской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы
Третье лицо: МО "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, ООО "УК Гарант", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАРАНТ", УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ и благоустройства Администрации г.Ульяновска ", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА