г. Ессентуки |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А63-2641/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 11.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Макаровой Н.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., в отсутствие в судебном заседании территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Буденновском районе (ОГРН 1052600297606), открытого акционерного общества "Буденновскмолпродукт" (г. Ставрополь, ОГРН 1022603229220) надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Буденновскмолпродукт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.2019 по делу N А63-2641/2019 (судья Русанова В.Г.)
УСТАНОВИЛ:
решением от 10.07.2019, принятым по заявлению территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Буденновском районе (далее - заявитель, административный орган), Арбитражный суд Ставропольского края привлек ОАО "Буденновскмолпродукт" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 700 000 рублей. Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение процедуры его фиксации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новое решение, назначить административное наказание в размере менее минимального размера, отсрочить или рассрочить уплату административного штрафа. По мнению заявителя, наказание в размере 700 000 руб. является несоразмерным совершенному административному правонарушению, поэтому судом необоснованно отказано в применении положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.10.2018 в 13 ч. 00 мин. отделом Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Пятигорске в отношении ГКУЗ "Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн" расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Прогресса, д. 73, для проведения лабораторных исследований была отобрана проба молочной продукции масло сливочное "Крестьянское" м.д.ж. 72.5%", изготовитель: ОАО "Буденновскмолпродукт", адрес производителя: Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Красноармейская, д. 360, юридический адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Морозова, д. 104, дата производства 14.09.2018, дата упаковки 15.09.2018.
Согласно протоколу лабораторных исследований аккредитованной испытательной лаборатории филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске" (аттестат аккредитации N RA.RU. 510435) (далее - лаборатория) от 26.10.2018 N 7165 исследуемая проба сливочного масла "Крестьянское" м.д.ж. 72.5% не соответствует по содержанию брассикастерина 0.843%, кампестерина 1.426 %, стигмастерина 0.753 %, Ь-ситостерина 3.392 % при гигиеническом нормативе не более 2 % от суммы стеринов, что является нарушением требовании и пункта 5.3, статьи 5, таблицы 2, подпункта 6.3, статьи 6 МУ 4.1/4.2.2484-09 "Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявления фальсификации молочной продукции" и подпункта "в" пункта 6 раздела 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Согласно протоколу лабораторных исследований лаборатории от 19.10.2018 N 14994 исследуемая проба сливочного масла "Крестьянское" сладко-сливочное м.д.ж. 72.5% не соответствует по жирно-кислотному составу: массовая доля масляной кислоты 2.3 % при гигиеническом нормативе 2.4-4.2 %, что является нарушением требований таблицы Б.1, приложения Б ГОСТа 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия" и подпункта "в" пункта 6 раздела 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Согласно экспертному заключению от 26.10.2018 N 45-Л по оценки результатов протокола лабораторных исследований от 26.10.2018 N 7165 исследуемая проба сливочного масла "Крестьянское" м.д.ж. 72.5% не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" и МУ 4.1/4.2.2484-09 "Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявления фальсификации молочной продукции".
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о том, что изготовителем (обществом) допущены нарушения требований подпункта "в" пункта 6 раздела 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013).
Указанное свидетельствует об использовании немолочных видов сырья при изготовлении сливочного масла с м.д.ж. 72,5 %, а именно: в части содержания масляной кислоты 2.3 % при гигиеническом нормативе 2-4.2 %, по содержанию брассикастерина 0.843 %, кампестерина 1.426 %, стигмастерина 0.753 %, Ь-ситостерина 3.392 % при гигиеническом нормативе не более 2 % от суммы стеринов, что свидетельствует о замене в натуральном молочном продукте молочного жира на жиры немолочного происхождения в подмене полезных элементов, "фальсификации продукта".
Такой продукт представляет угрозу для здоровья потребителя, в особенности в отношении наиболее уязвимых групп населения: дети, беременные женщины, люди старшего возраста, регулярное получение, которых организмом является необходимым, и последствия дефицита которых является остеопороз у взрослых и рахит у детей, нарушение обменных процессов в органах зрения, сердечно сосудистые заболевания. Подмена молочных жиров жирами немолочного происхождения влечет так же угрозу ожирения, а так же аллергических реакций индивидуальной непереносимости у человека.
По указанным фактам управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.02.2019 N 3 по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, который с материалами административного дела направлен в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Закон N 184-ФЗ пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТРТС 021/2011) устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования. ст.3 ТР ТС 021/2011 определяет, что объектами технического регулирования технического регламента являются:
1) пищевая продукция;
2)связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Главой 2 статье 7 вышеуказанного регламента установлены общие требования безопасности пищевой продукции, а именно пищевая продукция, находящаяся в обращении на Таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1. 2, 3, 4, 5 и 6 к указанному техническому регламенту.
Глава 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 устанавливает требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции, а именно изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу подпункта "в" пункта 6 ТР ТС 033/2013 идентификация молока и молочной продукции осуществляется в целях установления соответствия молока и молочной продукции своему наименованию идентификация молока и молочной продукции осуществляется путем сравнения внешнего вида и органолептических показателей с признаками, установленными в приложении N 3 к данному техническому регламенту или определенными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, установленными перечнями стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия настоящему техническому регламенту, или с признаками, определенными технической документацией, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция;
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя:
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлено, что изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов.
Пункт 8 вышеуказанной статьи определяет, что изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение.
Согласно статье 22 N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Таким образом, ответственность за качество изготавливаемого товара (пищевые продукты) возложена на изготовителя.
Пунктом 7 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "О техническом регламенте таможенного союза "О безопасности молоко и молочной продукции" установлено, что молоко и молочная продукция выпускается в обращение на рынке государств членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее государства члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а так же требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяются.
Согласно пункту 30 Технического регламента молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяются.
Статьей 15 Федерального закона N 52 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) определено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а так же контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями в силу 1 статьи названного федерального закона понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудований, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которое устанавливаются документами, принятыми в соответствий с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека регулируется Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ определено, что при реализации пищевых продуктов, материалов изделий юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Статья 9 Закона N 29-ФЗ регламентируется, что обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требования, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам и исследований (испытании), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Частью 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является изготовитель, исполнитель, продавец.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение действий, предусмотренных частью 1 данной статьи, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Частью 3 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Как видно из материалов дела, обществом допущено нарушение вышеперечисленных норм, а, следовательно, материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. В свою очередь нарушения части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, образуют состав правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Угроза причинения вреда в рассматриваемом случае состоит не в наличии в продукции жиров растительного, а не молочного происхождения, не обладающих самостоятельной биологической опасностью, но в подмене ими полезных элементов, регулярное получение которых организмом является необходимым, и последствиями дефицита которых являются остеопороз у взрослых и рахит у детей, нарушение обменных процессов в органах зрения, сердечно-сосудистые заболевания. Подмена молочных жиров жирами немолочного происхождения создает угрозу ожирения, а так же аллергических реакций (индивидуальной непереносимости) у человека. Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие заинтересованным лицом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина общества является доказанной.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно знать о существовании установленных требованиями действующего законодательства обязанностей и требований в осуществляемой сфере деятельности, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (постановление управления N 621 от 01.10.2018 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, N 633 от 08.10.2018 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-13104/2018 от 04.09.2018 по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ), а допущенные в данном деле нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, то его действия в рассматриваемом случае обосновано квалифицированы управлением по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Кроме того общество факт совершения вменяемого правонарушения признало.
Рассмотрев довод общества о необходимости снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
При рассмотрении судом вопроса о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела обязанность представления доказательств того, что назначенный размер штрафа является чрезмерным, возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Из имеющихся материалов дела оснований для снижения административного штрафа в порядке указанных норм КоАП РФ судом не усматривается.
Оспариваемым постановлением штраф наложен в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.43 КоАП РФ. Основания считать его несправедливым и несоразмерным совершенному обществом правонарушению у суда отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.2019 по делу N А63-2641/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2641/2019
Истец: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по СК в Буденновском районе, Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Буденновском районе
Ответчик: ОАО "Буденновскмолпродукт"
Третье лицо: ОАО "Буденновскмолпродукт"