город Ростов-на-Дону |
|
11 сентября 2019 г. |
дело N А32-52396/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шевченко Аллы Юрьевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу N А32-52396/2018, принятое в составе судьи Боровика А.Л., по заявлению индивидуального предпринимателя Шевченко Аллы Юрьевны (ИНН 230102849454, ОГРН 312784701100040) к администрации муниципального образования города-курорта Анапа (ИНН 2312132824, ОГРН 1022300523057), к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Анапа (ИНН 2301077321, ОГРН 1112301003253) о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шевченко Алла Юрьевна (далее - ИП Шевченко А.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города-курорта Анапа (далее - администрация), Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Анапа (далее - управление), в котором просила:
- признать отказ в согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования город-курорт Анапа - незаконным;
- обязать администрацию и управление утвердить (согласовать) схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 246 кв. м, категория земель: населенные пункты, вид разрешенного использования: магазины, общественное питание, необходимого для эксплуатации нежилого помещения (магазина) расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Протапова, д. 88, расположенного в зоне общественно-жилой особо плотной застройки исторического центра, обеспечить предоставление заявки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для постановки земельного участка общей площадью 246 кв. м категория земель: населенные пункты, вид разрешенного использования: магазины, общественное питание, на государственный кадастровый учет, указании, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 246 кв. м является неотъемлемым приложением к решению суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка ввиду отсутствия разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не противоречит закону. Совокупность условий, необходимых для признания этого решения незаконным согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ, отсутствует.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Шевченко А.Ю. обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель сослался на то, что судом не были надлежащим образом исследованы обстоятельства того, что администрацией незаконно отказано в утверждении схемы расположения, а представленный отказ в согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка по адресу: г. Анапа ул. Протапова, д. 88, по указанным основаниям является незаконным и необоснованным. Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне общественно-жилой особо плотной застройки исторического центра (ИЦ-ПОЖ). Зона ИЦ-ПОЖ выделена для формирования территории для размещения смешанной особо плотной застройки с преобладанием общественной функции в историческом центре города. В данной зоне допустимы условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые допускают наименование вида - магазины, общественное питание. Согласно Генеральному плану города-курорта Анапа и городского округа, правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта в зоне общественно-жилой особо плотной застройки исторического центра (ИЦ-ПОЖ), в которой допустимы условно разрешенные виды использования, в том числе вид использования земельного участка - магазины, общественное питание. Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка со ссылкой на основание, что в зоне общественно-жилой особо плотной застройки исторического центра отсутствует в основных видах разрешенного использования как - "магазины, общественное питание" является необоснованным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 157,8 кв.м, назначение: нежилое, этаж 1, расположенное по адресу: Краснодарский край, город - курорт Анапа, ул. Протапова, д. 88.
С целью оформления прав на земельный участок заявитель обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город - курорт Анапа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 246 кв. м. категория земель: населенные пункты, вид разрешенного использования: магазины, общественное питание, расположенного в зоне общественно-жилой особо плотной застройки исторического центра.
Письмом от 05.10.2018 N 17-5951/17-12 управление отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав на то, что в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа испрашиваемый земельный участок относится к зоне общественно - жилой особо плотной застройки исторического центра (ИЦ - ПСЖ); указанная зона выделена для формирования территории жилой застройки с рекреационными функциями в историческом центре города; в зоне общественно - жилой особо плотной застройки исторического центра (ИЦ-ПСЖ) в основных видах и параметрах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства такой вид разрешенного использования как - "магазины, общественное питание" отсутствует. Управление, сделав вывод о том, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отказало в предоставлении муниципальной услуги.
Полагая, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует закону, нарушает право на последующее приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ
В период рассмотрения заявления предпринимателя на территории города Анапа действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденный Постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20.06.2016 N 2424 (далее - административный регламент N 2424).
В пункте 2.8 административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении (приостановления предоставления) муниципальной услуги, которым предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении услуги, в том числе является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 157,8 кв.м, назначение: нежилое, этаж 1, расположенное по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Протапова, д.88.
В целях оформления прав на земельный участок, расположенный под принадлежащим предпринимателю объектом недвижимости - магазином, ИП Шевченко А.Ю. обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 246 кв.м., указав вид разрешенного использования формируемого земельного участка - магазины, общественное питание.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка письмом от 05.10.2018 N 17-5951/17-12, управление указало на то, что в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа испрашиваемый земельный участок относится к зоне общественно - жилой особо плотной застройки исторического центра; указанная зона выделена для формирования территории жилой застройки с рекреационными функциями в историческом центре города; в зоне общественно - жилой особо плотной застройки исторического центра в основных видах и параметрах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства такой вид разрешенного использования как - "магазины, общественное питание" отсутствует.
Как следует из материалов дела, формируемый земельный участок находится в территориальной зоне ИЦ-ПОЖ - зона общественно - жилой особо плотной застройки исторического центра. Указанный предпринимателем вид разрешенного использования земельного участка относится к условно разрешенным видам и параметрам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса следует, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид пользования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида земельного участка на условно разрешенный путем утверждения схемы земельного участка без проведения процедуры, предусмотренной ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
При формировании спорного земельного участка и установлении его вида разрешенного использования администрация должна руководствоваться действовующими на тот момент Правилами землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа.
Учитывая вышеизложенное, в том числе, что заявленные для утверждения предпринимателем схемы земельного участка вид разрешенного использования и цели использования формируемого земельного участка не соответствуют утвержденным правилам землепользования и застройки (пункт 2.8 административного регламента), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что у заинтересованного лица имелись установленные законом основания для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка ввиду отсутствия разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не противоречит закону. В рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
При изложенных обстоятельствах по делу, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу N А32-52396/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52396/2018
Истец: Шевченко Алла Юрьевна
Ответчик: Администрация МО г.к. Анапа, Администрация муниципального образования городакурорта Анапа, Управление архитектуры и градостроительства, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА