город Томск |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А02-1152/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (N 07АП-7885/2019) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 25 июня 2019 года по делу N А02-1152/2018 (судья Новикова О.Л.) по иску автономного учреждения Республики Алтай "Алтайская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (ОГРН 1080411004816, ИНН 0411139760, 649100, Республика Алтай, район Майминский, сельское поселение Майминское, территория аэропорт), Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, 649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Ленкина, дом 12) к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, 113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19) о взыскании 11 611 065 рублей 84 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, город Москва, улица Ильинка, 9, строение 1), Министерство финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, 649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И.Чаптынова, 24).
СУД УСТАНОВИЛ:
автономное учреждение Республики Алтай "Алтайская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - АУ РА "Авиалесоохрана", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Минприроды РА), Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании 12 403 975 рублей 72 копеек.
Исковые требования мотивированы неполным возмещением затрат, вызванных выполнением государственного задания по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Республики Алтай в 2017 году.
В ходе рассмотрения дела учреждение отказалось от иска к Минприроды РА; отказ принят судом первой инстанции; производство по делу в указанной части прекращено.
Впоследствии Минприроды РА вступило в дело в качестве соистца; исковые требования, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнены; судом первой инстанции рассмотрено требование о взыскании убытков в размере 11 611 065 рублей 84 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Алтай.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25 июня 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Минприроды РА обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, Федеральное агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций; решение Федерального агентства лесного хозяйства является основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва. Кроме того, Минприроды РА отмечено, что размер убытков подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе перепиской Королькова Геннадия Васильевича и Викиной Ириной Борисовной по электронной почте, не принятыми судом первой инстанции во внимание.
Министерство финансов Республики Алтай представило в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало правовую позицию апеллянта.
Федеральное агентство лесного хозяйства в возражениях на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АУ "Авиалесоохрана", Министерство финансов Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, от Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Минприроды РА издан приказ от 23 января 2017 года N 37 об утверждении государственного задания N 14 на 2017 год для АУ РА "Авиалесоохрана" с указанием фактических показателей объема выполнения работ по предупреждению возникновения, распространения лесных пожаров, включая территорию особо охраняемых природных территорий и тушению лесных пожаров.
23 января 2017 года между Минприроды РА (учредитель) и АУ РА "Авиалесоохрана" (учреждение) подписано соглашение N 14/1 о предоставлении учреждению субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай в 2017 году на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, утвержденного Приказом Минприроды РА от 23 января 2017 года N 37.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 соглашения субсидия предоставляется учреждению на оказание государственных услуг, установленных в государственном задании в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю, как получателю бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай в 2017 году в размере 49 683 300 рублей.
В Приложении N 1 к соглашению был согласован график перечисления субсидии в общем размере 49 683 300 рублей, согласно которому: в срок до 31 марта 2017 года подлежала перечислению субсидия в размере 20 920 800 рублей; в срок до 30 июня 2017 года - 9 587 500 рублей; в срок до 31 сентября 2017 года - 9 587 500 рублей; в срок до 31 декабря 2017 года - 9 587 500 рублей.
Приказом Минприроды РА от 27 февраля 2017 года N 115 в государственное задание N 14 на 2017 для АУ РА "Авиалесоохрана" внесены изменения в части фактических показателей объема выполнения работ по предупреждению возникновения, распространения лесных пожаров, включая территорию особо охраняемых природных территорий и тушению лесных пожаров.
29 августа 2017 года между Минприроды РА и АУ РА "Авиалесоохрана" подписано дополнительное соглашение N 14/2 к соглашению о предоставлении субсидии от 23 января 2017 года N 14/1, согласно которому размер подлежащей предоставлению учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств в 2017 году субсидии увеличен на 18 524 678 рублей 30 копеек и составил 68 207 978 рублей 30 копеек.
В результате внесенных в соглашение о предоставлении субсидии изменений по дополнительному соглашению от 29 августа 2017 года N 14/2 изменен график перечисления субсидии (приложение N 1 к соглашению), согласно которому: в срок до 31 марта 2017 года подлежала перечислению субсидия в размере 20 920 800 рублей; в срок до 30 июня 2017 года - 9 587 500 рублей; в срок до 31 сентября 2017 года - 28 112 178 рублей; в срок до 31 декабря 2017 года - 9 587 500 рублей.
22 декабря 2017 года между сторонами подписано дополнительное соглашение N 14/3 к соглашению о предоставлении субсидии от 23 января 2017 года N 14/1, согласно которому размер подлежащей предоставлению учреждению на выполнение государственного задания в 2017 году субсидии был уменьшен на 1 839 920 рублей 84 копейки, что составило 66 368 057 рублей 46 копеек.
Всего в соответствии с соглашением от 23 января 2017 года N 14/1, с учетом дополнительных соглашений к нему, общий размер подлежащих предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2017 году составил 66 368 057 рублей 46 копеек, из которых 49 683 300 рублей на мониторинг пожарной безопасности, 16 684 757 рублей 46 копеек на плановое финансирование на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в счет выполненных работ по тушению лесных пожаров в 2017 году.
В рамках выполнения АУ РА "Авиалесоохрана" государственного задания от 23 января 2017 года N 14 Минприроды РА подписаны акты о тушении лесных пожаров:
- Акт от 14 апреля 2017 года N 0000-000017 с актом от 14 апреля 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 01 на сумму 485 901 рубль 74 копейки;
- Акт от 18 мая 2017 года N 0000-000022 с актом от 18 мая 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 07 на сумму 351 913 рублей 64 копейки;
- Акт от 19 июня 2017 года N 0000-000036 с актом от 25 мая 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 08 на сумму 1 030 065 рублей;
- Акт от 27 июня 2017 года N 0000-000038 с актом от 31 мая 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 09 на сумму 1 533 953 рубля 23 копейки;
- Акт от 30 июня 2017 года N 0000-000040 с актом от 13 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 10 на сумму 4 145 909 рублей 03 копейки;
- Акт от 03 июля 2017 года N 0000-000041 с актом от 16 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 16 на сумму 1 101 809 рублей 24 копейки;
- Акт от 03 июля 2017 года N 0000-000042 с актом от 15 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 18 на сумму 380 819 рублей 73 копейки;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000048 с актом от 23 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 27 на сумму 333 564 рубля 30 копеек;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000049 с актом от 27 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 32 на сумму 429 477 рублей 87 копеек;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000050 с актом от 26 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 33 на сумму 141 589 рублей 90 копеек;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000051 с актом от 28 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 38 на сумму 65 957 рублей 40 копеек;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000052 с актом от 28 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 39 на сумму 106485 рублей 41 копейка;
- Акт от 06 июля 2017 года N 0000-000053 с актом от 30 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 40 на сумму 516 841 рубль 04 копейки;
- Акт от 07 июля 2017 года N 0000-000054 с актом от 07 июля 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 44 на сумму 113 270 рублей 21 копейка;
- Акт от 11 июля 2017 года N 0000-000055 с актом от 30 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 41 на сумму 1 346 034 рубля 83 копейки;
- Акт от 01 августа 2017 года N 0000-000066 с актом от 16 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 19 на сумму 266 838 рублей 46 копеек;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000068 с актом от 14 июля 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 46 на сумму 101 386 рублей 88 копеек;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000069 с актом от 29 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 36 на сумму 352 786 рублей 11 копеек;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000070 с актом от 13 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 15 на сумму 995 461 рубль 42 копейки;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000071 с актом от 30 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 34 на сумму 693 535 рублей 10 копеек;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000072 с актом от 28 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 30 на сумму 557 304 рубля 26 копеек;
- Акт от 02 августа 2017 года N 0000-000073 с актом от 23 июня 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 22 на сумму 232 898 рублей 61 копейка;
- Акт от 03 августа 2017 года N 0000-000078 с актом от 31 июля 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 24 на сумму 3 411 216 рублей 07 копеек;
- Акт от 08 августа 2017 года N 0000-000079 с актом от 04 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 52 на сумму 34 438 рублей 24 копейки;
- Акт от 08 августа 2017 года N 0000-000080 с актом от 04 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 63 на сумму 95 440 рублей 10 копеек;
- Акт от 08 августа 2017 года N 0000-000081 с актом от 04 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 60 на сумму 100 882 рубля 50 копеек;
- Акт от 07 августа 2017 года N 0000-000082 с актом от 02 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 48 на сумму 1 446 484 рубля 07 копеек;
- Акт от 07 августа 2017 года N 0000-000083 с актом от 07 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 49 на сумму 1 026 537 рублей 96 копеек;
- Акт от 07 августа 2017 года N 0000-000084 с актом от 07 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 51 на сумму 1 024 761 рубль 57 копеек;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000086 с актом от 04 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 53 на сумму 414 130 рублей 20 копеек;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000087 с актом от 04 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 55 на сумму 553 187 рублей 93 копейки;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000088 с актом от 08 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 56 на сумму 743 002 рубля 64 копейки;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000089 с актом от 08 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 66 на сумму 596 091 рубль 51 копейка;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000090 с актом от 15 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 68 на сумму 226 214 рубля 40 копеек;
- Акт от 18 августа 2017 года N 0000-000091 с актом от 07 августа 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 50 на сумму 243 412 рублей 52 копейки;
- Акт от 20 сентября 2017 года N 0000-000103 с актом от 19 сентября 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 72 на сумму 452 674 рубля 88 копеек;
- Акт от 26 сентября 2017 года N 0000-000104 с актом от 26 сентября 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 73 на сумму 1 649 031 рубль 93 копейки;
- Акт от 03 октября 2017 года N 0000-000116 с актом от 03 октября 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 74 на сумму 537 155 рублей 46 копеек;
- Акт от 15 ноября 2017 года N 0000-000121 с актом от 15 ноября 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 76 на сумму 90 593 рубля 40 копеек;
- Акт от 15 ноября 2017 года N 0000-000122 с актом от 15 ноября 2017 года о выполнении работ по тушению лесного пожара N 77 на сумму 366 674 рубля 51 копейка.
Всего согласно указанным актам затраты АУ РА "Авиалесоохрана" на выполнение государственного задания N 14 в части тушения лесных пожаров на землях лесного фонда РА в 2017 составили 28 295 823 рубля 30 копеек.
Указывая, что расходы на выполнение государственного задания N 14 в рамках соглашения от 23 января 2017 года N 14/1 возмещены в размере 16 684 757 рублей 46 копеек; задолженность по состоянию на 15 ноября 2017 года составила 11 611 065 рублей 84 копейки, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности недостаточности представленного финансирования; отсутствия каких-либо обязательств Российской Федерации перед учреждением.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. При этом факт возникновения убытков зависит от установления наличия или отсутствия всей совокупности указанных выше условий наступления гражданско-правовой ответственности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2016 года N 18-КГ15-237, от 30 мая 2016 года N 41-КГ16-7, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2015 года N25-П).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации пунктом 12 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 5 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил, что по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, должником доказывается отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация (в редакции, действовавшей в спорный период) передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация.
Абзацем шестым пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.22 настоящего Кодекса.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу пункта 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837.
Указанными Правилами установлено, что при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства; основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, согласно пункту 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в 2017 году Республике Алтай на осуществление полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, было выделено с учетом дополнительной субвенции 256 982 700 рублей (243 782 700 + 13 200 000); из них на осуществление мер пожарной безопасности, в том числе на тушение лесных пожаров 129 163 200 рублей (115 963 200 рублей + 13 200 000 рублей).
Согласно сводному плану тушения лесных пожаров на территории Республики Алтай на 2017 год, объемы планируемого финансирования мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров в субъекте Российской Федерации, составили 146 085 700 рублей, в том числе, средства федерального бюджета 115 963 200 рублей, средства бюджета субъекта Российской Федерации 10 122 500 рублей, средства иных источников 20 000 000 рублей.
Истцами указано, что расходы по тушению лесных пожаров в 2017 году составили 34 131 858 рублей 09 копеек, из них затраты учреждения составили 28 295 823 рубля 30 копеек:
9 326 027 рублей 69 копеек - расходы на оплату труда на тушение лесных пожаров;
3 445 636 рублей 35 копеек - расходы начислений на оплату труда на тушение лесных пожаров;
227 540 рублей - командировочные расходы на тушение лесных пожаров;
14 283 331 рубль 02 копейки - транспортные расходы на тушение лесных пожаров;
793 990 рублей 12 копеек - материальные расходы на тушение лесных пожаров, из которых:
- на ГСМ - 255 309 рублей 43 копейки,
- на запасные части - 66 783 рубля 48 копеек,
- на продукты питания - 471 897 рублей 21 копейка;
219 298 рублей 12 копеек - прочие текущие расходы, в том числе, на организацию медицинской помощи лицам, работающим на тушении лесных пожаров, израсходованные на тушение лесных пожаров.
Между тем надлежащие доказательства несения указанных расходов в материалы дела не представлены; недостаточность выделенных средств не подтверждена.
При указанных обстоятельствах, апелляционным судом поддержан вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта. При этом апелляционным судом отмечено, что электронные письма Королькова Геннадия Васильевича и Викиной Ириной Борисовной не являются первичными учетными документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 25 июня 2019 года по делу N А02-1152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1152/2018
Истец: Автономное учреждение Республики Алтай "Алтайская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"
Ответчик: Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, Областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство"