г. Челябинск |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А76-35817/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2019 по делу N А76-35817/2018 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства здравоохранения Челябинской области - Нагорная Е.В. (удостоверение, доверенность от 09.01.2019);
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области - Землянская Л.А. (удостоверение, приказ от 09.03.2019).
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области (далее - ТО Росздравнадзора) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Европейская клиника хирургии лица" (далее - ООО "Европейская клиника хирургии лица") о приостановлении действия лицензии от 15.04.2014 N ЛО-74-01-002625 на осуществление медицинской деятельности, предоставленной Министерством здравоохранения Челябинской области ООО "Европейская клиника хирургии лица"), ОГРН - 1137448004803, ИНН - 7448158360 по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: 454008, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 9, нежилое помещение N 2 (непродовольственный магазин). Этаж: 1. Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: Медицинская деятельность: 1. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): 1.1. при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: 1.1.1. сестринскому делу 1.2. при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: 1.2.1. организации здравоохранения и общественному здоровью 1.2.2. пластической хирургии 1.2.3. челюстно-лицевой хирургии 2. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): 2.1. при проведении медицинских экспертиз по: 2.1.1. экспертизе временной нетрудоспособности 2.1.2. экспертизе качества медицинской помощи.
Судом, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что орган, на который судом возложена обязанность по приостановлению действия лицензии, судом не указан. Срок, на который должно быть приостановлено действие лицензии, не обозначен.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель заявителя - возражения на нее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией N ЛО-74-01-002625 от 15.04.2014 (л.д. 10-11) общество "Европейская клиника хирургии лица" осуществляет медицинскую деятельность, в том числе при оказании первичной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, пластической хирургии, челюстно-лицевой хирургии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи, экспертизе временной нетрудоспособности.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 01.06.2018 N ТГ-П12-3058 (л.д. 12), поручения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения М.А. Мурашко от 05.07.2018 N О1ВП-28/18 "О проведении внеплановых выездных проверок при осуществлении лицензионного контроля медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, государственного контроля за обращением медицинских изделий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность в области пластической хирургии, проверка которых не предусмотрена сводным планом проверок на 2018 год" (л.д. 13), в соответствии с приказом руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Челябинской области Землянской Л.А. от 19.09.2018 N П74-330/18 (л.д. 14-25), в период с 27.09.2018 по 03.10.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "Европейская клиника хирургии лица" по адресу осуществления медицинской деятельности: Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 9, нежилое помещение N2.
Внеплановая выездная проверка проведена, в том числе, с целью лицензионного контроля соблюдения общества "Европейская клиника хирургии лица" обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проверки установлено, что по адресу местонахождения юридического лица: Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 9, нежилое помещение N 2, ООО "Европейская клиника хирургии лица" медицинскую деятельность не осуществляет.
По результатам внеплановой выездной проверки Росздравнадзором составлен акт проверки от 03.10.2018 N П74-330/18 (л.д. 26-28), в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росздравнадзора в суд с заявлением о приостановлении действия выданной обществу "Европейская клиника хирургии лица" лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что неосуществление медицинской деятельности по адресу местонахождения юридического лица является основанием для приостановления действия лицензии.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) осуществление лицензионного контроля в отношении лицензиатов, полномочия по аннулированию лицензий возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 главы I Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 11 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности N 291), определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
К отношениям, связанным с приостановлением действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, применяются общие положения Федерального закона N 99-ФЗ.
Статьей 20 Федерального закона N 99-ФЗ установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Иных оснований для приостановления действия лицензии Федеральный закон N 99-ФЗ не содержит.
Ни заявление контролирующего органа, ни решение суда по настоящему делу не содержит правого основания, которое послужило приостановлением действия лицензии.
Сведений о привлечении лицензиата к административной ответственности или назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности материалы дела также не содержат.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что неосуществление медицинской деятельности по адресу местонахождения юридического лица не является основанием для приостановления действия лицензии.
Также, заявитель не указал правовые основания, служащие для приостановления действия лицензии в судебном порядке.
С учётом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2019 по делу N А76-35817/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35817/2018
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области
Ответчик: ООО "ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛИНИКА ХИРУРГИИ ЛИЦА"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Челябинской области