г. Самара |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А55-32112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от истца - Абрамова М.А., доверенность N 2-16/08-79 от 14 июня 2019 года,
от ответчика - Согбатян С.Н., паспорт, Алекян В.Р., паспорт,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алекян Вартуи Рушановны на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу N А55-32112/2018 (судья Мехедова В.В.),
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, город Самара,
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алекян Вартуи Рушановне, (ОГРН 311638111600032 ИНН 636923807713), ж/д ст. Клявлино Самарской области,
с участием третьего лица АО "Россельхозбанк" в лице Самарского регионального филиала, город Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алекян Вартуи Рушановне (далее - ответчик, предприниматель), с привлечением третьего лица АО "Россельхозбанк" в лице Самарского регионального филиала, о взыскании денежных средств в размере 9 200 000 рублей.
Решением суда от 04.07.2019 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, о чем они просили и в судебном заседании.
Представитель министерства в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2015 г. грантов за счет средств областного бюджета на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на развитие семейных животноводческих ферм, утв. постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 г. N 30 (далее - Порядок), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алекян Вартуи Рушановне (далее - глава КФХ Алекян В.Р.) был предоставлен грант на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 9 200 000 руб. (платежное поручение от 08.05.2015 г. N 690352 на сумму 6 439 997 руб. и платежное поручение от 15.05.2015 г. N 3312 на сумму 2 760 003 руб.).
В ходе проверки, проведенной сотрудниками министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области установлено, что в нарушение п. 5 Порядка глава КФХ Алекян В.Р. не соответствовала требованиям п. 3 Порядка, но была признана таковой в нарушение п.п. 7.2 п. 7 Порядка отбора, утв. приказом министерства от 09.04.2014 г. N 114-п "Об отборе крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 г. N 624" (далее - Порядок отбора).
Согласно п.п. 7.2 п. 7 Порядка отбора, в целях участия в отборе глава КФХ представляет в министерство выписку кредитной организации, обслуживающей КФХ, о наличии денежных средств на расчетном счете КФХ в размере не менее 40 % от планируемой суммы гранта, указанной в представленном бизнес-плане по развитию семейной животноводческой фермы, на дату не позднее чем за 10 дней до даты подачи главой КФХ заявки.
С учётом указанного требования, глава КФХ Алекян В.Р. представила в министерство выписку по лицевому счету N 40802810613060000098, открытому в ОАО "Россельхозбанк" не на своё имя, а на имя Алекян Бартун Рушановна, согласно которой по состоянию на 14.04.2015 г. на расчетном счете N 40802810613060000098 сальдо на конец дня указано 7 972 562,16 руб.
Однако, согласно письма, представленного Самарским региональным Филиалом АО "Россельхозбанк", установлено, что выписку из лицевого счета главы КФХ Алекян В.Р. за 14.04.2015 г. не предоставляли, движения за указанную дату не производились, остаток средств на счёте главы КФХ Алекян В.Р. по состоянию на 14.04.2015 г. составляет 5 362,16 руб., что не соответствует выписке, представленной главой КФХ Алекян В.Р. в министерство с целью признания её участником мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 г. N 624" (далее - мероприятие).
Таким образом, по мнению министерства, глава КФХ Алекян В.Р. неправомерно признана участником мероприятий в рамках поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в связи с предоставлением заведомо ложных документов для участия в Программе, а именно выписки по расчетному счету N 40802810613060000098.
В силу п. 3 Порядка гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся участниками мероприятий.
Согласно п. 6 Порядка гранты предоставляются при соблюдении следующего условия - отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в представленных в соответствии с п. 6 Порядка документов.
В соответствии с п. 14 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных п. 6 Порядка, либо невозврата гранта, не использованного по целевому назначению, а также неисполнения соглашения, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
В случае если грант или его часть не возвращена в установленный срок, он взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата грантов министерством была направлена в адрес главы КФХ Алекян В.Р. претензия от 29.06.2018 г. N МСХ-2-16/2827 с требованием о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета, однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена, что послужило основанием для обращения истца в суд с данным исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п.п. 3 п. 3).
В силу ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 289 БК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ (введена ФЗ от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1).
Использование полученного ответчиком гранта по назначению, соответствующему приложенным к заявлению на получение гранта документам, установлен судом и не оспаривается истцом.
Таким образом, цель предоставления гранта ответчиком достигнута, расходование денежных средств осуществлялось строго по целевому назначению, а нецелевого расходования средств судом не установлено.
Однако, в соответствии с п.п. 7.2 п. 7 Порядка отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для признания их участниками мероприятия "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2020 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2012 г. N 624, утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 03.04.2015 г. N 107-п, для участия в отборе глава КФХ предоставляет выписку кредитной организации, обслуживающей КФХ, о наличии денежных средств на расчетном счете КФХ в размере не менее 40 % от планируемой суммы гранта, указанной в представленном бизнес-плане по развитию семейной животноводческой фермы, на дату не позднее чем за 10 дней до даты подачи главой КФХ заявки.
В соответствии с п.п. "М" п. 6 Порядка N 30 после получения гранта получатели должны соблюдать следующие условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим пунктом и п. 9 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения гранта.
Согласно п. 14 Порядка N 30 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных п. 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
Фактически в рассматриваемом деле, достижение целей, на которые был предоставлен грант, не влияет на правомерность получения гранта, так как грант был получен с использованием документов, содержащих недостоверные сведения относительно характеристики претендента на получение гранта, что привело к неправомерному получению гранта.
Пунктом 15 Порядка N 30 установлено, что органы государственного Финансового контроля при проведении ревизий (проверок) осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями.
Согласно условиям п. 2.4 Соглашения N 21 от 30.04.2015 г., заключенного между министерством и КФХ Алекян В.Р., предприниматель согласна на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка его предоставления.
Таким образом, нарушения условий предоставления гранта (в том числе предоставление недостоверных документов и неправомерное получение гранта) могут быть выявлены не только в ходе первичной проверки документов, предоставляемых в целях получения гранта, но и в ходе дальнейших проверок соответствующими органами государственного финансового контроля.
К обязанностям получателя гранта согласно Порядка N 30 относится предоставление документов, перечисленных в п. 9 Порядка, при этом п. 6 закреплено, что грант предоставляется при отсутствии в ходе выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, предоставленных получателем в соответствии с п. 9 Порядка, а также фактов неправомерного получения грантов.
В соответствии с п. 3.2 соглашения N 21 в случае нарушения получателем условий, предусмотренных п. 6 Порядка, получатель обязан возвратить грант в доход областного бюджета (аналогичное условия закреплено п. 14 Порядка N 30).
По результатам проведенной министерством проверки установлено, что ответчик не отвечает требованиям п. 3, 4 Порядка N 30, а, следовательно, неправомерно получила грант, что подтверждается письмом АО "Россельхозбанк" от 14.06.2019 г. N Е02-5-03/35051, согласно которому Алекян В.Р. не является клиентом банка.
В случае нарушения получателем условий, предусмотренных п. 6 Порядка N 30, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате гранта или его части возвратить в доход областного бюджета предоставленный грант или его часть, полученную неправомерно.
Нарушение условий предоставления гранта (в том числе предоставление недостоверных документов или неправомерное получение гранта) могут быть выявлены не только в ходе первичной проверки документов, предоставляемых в целях получения гранта, но и в ходе дальнейших проверок, проводимых уполномоченными органами.
Нарушение условий предоставления гранта образуется не при любом нарушении нормативного правового акта, регулирующего его предоставление, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами гранта. Нарушение условий предоставления гранта может возникнуть при выдаче его лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на его получение.
При этом использование гранта по целевому назначению не имеет значения, поскольку министерством выявлено несоответствие получателя гранта установленным требованиям, нарушение условия предоставления гранта, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что грант подлежит возврату в бюджет.
Довод жалобы о пропуске истцом общего срока исковой давности отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае срок исковой давности исчисляется с момента, когда министерство узнало о нарушении его прав, т.е. с момента установления факта необоснованного получения ответчиком гранта.
Таким образом, ответчик не отвечает критериям, установленным в п. 3 Порядка N 30, соответственно, правовых оснований для получения гранта у нее не имелось, кроме того им нарушено условие получения гранта (п. 5 Порядка N 30), а, следовательно, она обязана вернуть по требованию министерства грант в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в постановлениях АС Поволжского округа от 03.03.2017 г. N A55-9751/2016, и Одиннадцатого ААС от 04.05.2018 г. N A55-11164/2017, от 16.04.2017 г. N А55-21793/2016.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных министерством требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2019 года по делу N А55-32112/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32112/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства и природопользования Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Алекян Вартуи Рушановна
Третье лицо: АО "Россельхозбанк" в лице Самарского регионального филиала, ГУ МВД России по Самарской области, ОП N5 Управления МВД России по г.Самаре