г. Владимир |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А43-5920/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой О.Ю., судей Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2019 по делу N А43-5920/2019, принятое судьей Игнатьевой О.В.,
по иску муниципального образования городской округ город Арзамас Нижегородской области в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, город Нижний Новгород, третьи лица: Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, Нижегородская область, город Арзамас; Горшков Алексей Васильевич, Нижегородская область, город Арзамас; Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, о признании права отсутствующим,
при участии представителей: от истца - Лямина Н.В. по доверенности от 29.12.2018 сроком до 31.12.2019;
от ответчика (заявителя) - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от третьего лица - Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области - Лямина Н.В. по доверенности от 08.01.2019 сроком до 31.12.2019.
от иных третьих лиц, участвующих в деле - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил.
Муниципальное образование городского округа город Арзамас Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, микрорайон "Сосновый", ул. Светлая, д.56, кадастровый номер 52640:0403003:29, отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области, Горшков Алексей Васильевич, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Решением от 20.05.2019 Арбитражный суд Нижегородской области признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1131 кв.м, кадастровый номер 52640:0403003:29, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, микрорайон "Сосновый", ул. Светлая, д.56 (запись о государственной регистрации N 52-01/04-/-от 01.02.2002).
Не согласившись с принятым по делу решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований. При этом обратил внимание, что на момент обращения в суд срок действия договора аренды от 21.01.2002 N 622-ж истек, следовательно, истец не может быть признан заинтересованным лицом в отношении заявленных требований.
Каких-либо доказательств, подтверждающих осуществление владения со стороны истца, в дело не представлено.
Также заявитель полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок на дату регистрации права федеральной собственности входил в черту города Арзамаса.
Наличие зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, по мнению заявителя жалобы, может нарушать права и законные интересы физического лица Горшкова А.В., а не истца.
Представитель истца и Комитета имущественных отношений города Арзамаса Нижегородской области в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов, изложенных в ней.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.01.2002 между Комитетом по управлению имуществом города Арзамаса (арендодатель) и Горшковым Алексеем Васильевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 622-ж, по условиям которого в аренду на 49 лет передан земельный участок площадью 1130,7 кв.м, расположенный по адресу: город Арзамас, м-н Сосновый, ул. Светлая, д.56, относящийся к категории земель "земли поселений", для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.01.2019 собственником земельного участка является Российская Федерация, государственная регистрация права произведена 01.02.2002.
Согласно сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области правоустанавливающие документы, подтверждающие право федеральной собственности на спорный земельный участок отсутствуют.
Истец указал, что разграничение государственной собственности в отношении спорного земельного участка не производилось, в связи с чем оснований для отнесения его к федеральной собственности не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения муниципального образования городской округ город Арзамас Нижегородской области в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходил из следующего.
Согласно статье 66 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городского совета отнесено определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.
В силу статьи 70 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 (в редакции от 24.12.1993) все земли городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель.
Как следует из статей 6, 12 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего на момент проведения регистрации, управление и распоряжение землями в черте муниципального образования и вопросы местного значения находились в ведении организации местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ (в редакции 2002 года) земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, функции по распоряжению спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, принадлежат муниципальному образованию городской округ город Арзамас.
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся в статье 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Правом на защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обладает заинтересованное лицо (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы обязательным условием обращения в суд является наличие у истца защищаемого им права.
Поскольку на момент внесения регистрационной записи (01.02.2002) и на момент рассмотрения спора право распоряжения спорным земельным участком, находящимся в черте границ города Арзамаса, принадлежит истцу, муниципальное образование городской округ город Арзамас вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Согласно статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего на момент проведения оспариваемой регистрации), статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Судом первой инстанции установлено, что правоустанавливающие документы, подтверждающие право федеральной собственности на спорный земельный участок, отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Управления сообщил, что регистрация права федеральной собственности на земельный участок произведена на основании Конституции РФ, иные правовые основания для регистрации права отсутствуют.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права.
С учетом изложенных положений Конституция РФ не может считаться правоустанавливающим документом в отношении названного участка. Иных достаточных доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 52640:0403003:29 к федеральной собственности не представлено.
С учетом изложенного исковые требования муниципального образования городской округ город Арзамас Нижегородской области правомерно удовлетворены судом.
Суд апелляционной инстанции согласен с позицией арбитражного суда первой инстанции.
Доказательства прекращения арендных отношений по договору аренды от 21.01.2002, заключенному с Горшковым А.В., в материалах дела отсутствуют. Напротив представитель истца в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу сообщил, что арендные отношения продлены на неопределенный срок исходя из положений статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также отсутствуют доказательства того, что земельный участок выбыл из владения муниципального образования.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2019 по делу N А43-5920/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Ю. Александрова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5920/2019
Истец: городской округ город Арзамас Нижегородской области в лице Администрации города Арзамас
Ответчик: в лице ТУ Росимущества в Нижегородской области
Третье лицо: Горшков Алексей Васильевич, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА АРЗАМАСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, УФРС по НО