г. Пермь |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А71-6370/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грибиниченко О.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заявителя, Товарищества собственников жилья "Ефима Колчина, 52б",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 июня 2019 года по делу N А71-6370/2019,
вынесенное судьей Мосиной Л.Ф. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ефима Колчина, 52б" (ИНН 1827021626, ОГРН 1061838003919)
к административной комиссии в муниципальном образовании "Город Сарапул" об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Ефима Колчина, 52б" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии в муниципальном образовании "Город Сарапул" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 0281/2019, которым товарищество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N57-РЗ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июня 2019 года по делу N А71-6370/2019, вынесенным путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии в его действиях вины в совершении вмененного административного правонарушения, мотивированные ссылками на то, что товарищество принимает все меры к очистке крыши от снега и сосулек, заключен договор с подрядчиком на выполнение данных работ, а также на то, что на момент получения извещения о составлении протокола, 18.03.2019 навесы полностью отсутствовали.
Также податель жалобы указывает на то, что при назначении штрафа товарищество несет убытки, которые возместить не может, поскольку является некоммерческой организацией. Также указывает на наличие оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение; ссылается на привлечение к административной ответственности впервые.
Отзыв на апелляционную жалобу от административного органа в срок, указанный в определении от 15.07.2019 (до 10.09.2019), в апелляционный суд не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (10.09.2019).
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из представленных по делу доказательств следует, членом Административной комиссии в муниципальном образовании "Город Сарапул" 26 февраля 2019 года в период с 10 часов 15 минут до 10 шут. 28 февраля 2019 года в период с 11 часов 05 минут до 11 часов 20 минут при осмотре здания многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сарапул, ул. Ефима Колчина. 52Б установлено, что с восточной стороны по периметру карниза крыши здания жилого многоквартирного дома, на водосточных трубах имеются сосульки, снежно-ледяные наросты значительных размеров. С западной стороны по периметру карниза крыши здания, на водосточных трубах, входных групп в подъезды дома имеются сосульки, снежно-ледяные наросты, которые нависают с карниза крыши дома, с водосточных труб в районе возможного движения людей, территория над которой нависают сосульки, снежно-ледяные наросты не огорожена от движения людей, имеется вероятность падения сосулек, снежно-ледяных наростов.
Надлежащее содержание, в том числе работы по удалению с водосточных труб, карниза, крыши жилого многоквартирного дома но адресу: г. Сарапул, ул. Ефима Колчина. 52Б сосулек, снежно-ледяных наростов не проводятся, что является нарушением требований "Правил благоустройства города Сарапула", утвержденных решением Сарапульской Городской думы г. Сарапула" от 25 мая 2017 г. N 4-275 (далее - "Правила благоустройства").
Указанное нарушение по причине отсутствия проведения работ по удалению с водосточных труб, с карниза крыши многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сарапул, ул. Ефима Колчина, 52Б сосулек, снежно-ледяных наростов может привести к причинению вреда жизни, здоровья и имуществу граждан, чем нарушается право граждан, в том числе жителей г. Сарапула на тую среду обитания.
Данный факт подтверждается актами осмотра территории (объекта) от 26.02.2019, 28.02.2019, фотоматериалами от 26.02.2019, 28.02.2019, иными материалами дела.
Согласно информации с сайта Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ), предназначенного для раскрытия организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, многоквартирный дом N 52Б по ул. Ефима Колчина города Сарапула находится под управлением ТСЖ "ЕФ. КОЛЧИНА, 52Б", которое является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников многоквартирного рассматриваемому адресу, а именно: здания жилого многоквартирного дома по адресу: г. Сарапул, ул. Ефима Колчина, 52Б и территории земельного участка многоквартирного дома, в границах земельного участка, имеющего кадастровый номер 18:30:000277:28.
22.03.2019 административной комиссией в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (извещение-вызов от 04.03.2019) составлен протокол N 340 об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ).
27.03.2019 постановлением административной комиссии N 0281/19, вынесенным в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя заявителя (извещение N 324 от 22.03.2019, уведомление мот 07.03.2019, л.д. 38), ООО "Городская УК" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1.2 "Правил благоустройства города Сарапула", утвержденных решением Сарапульской Городской Думы г. Сарапула от 25 мая 2017 г. N 4-275 (далее - "Правила благоустройства") последние устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию объектов благоустройства, зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены прилегающих территорий к объектам городской застройки, территорий общего пользования, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, включая элементы благоустройства, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организацию благоустройства территории города Сарапула (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии с пунктом 1.3. "Правил благоустройства" юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, физические лица на территории города Сарапула, обязаны руководствоваться действующими нормативными актами Российской Федерации, Удмуртской Республики и муниципального образования "Город Сарапул", настоящими Правилами и приложениями к Правилам.
В соответствии с пунктом 1.4. "Правил благоустройства" юридические и физические лица обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства, территорий переданных (закрепленных) указанным лицам, на правах предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.5. "Правил благоустройства" ответственными за содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства, территории, являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе:
1.5.1. на территориях земельных участков и зданий многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
В соответствии с п. 5.3. "Правил благоустройства" "Земельные участки и территории многоквартирных домов", организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники помещений многоквартирного жилого дома (далее по тексту - МКД), выбравшие непосредственный способ управления, обязаны:
5.3.1. обеспечить благоустройство и содержание земельного участка многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), а также прилегающих территории в соответствии с настоящими Правилами (далее - территорий МКД);
5.3.2. выполнять сезонные уборочные работы с периодичностью, установленной Правилами и нормами технической эксплуатации, но не менее одного раза в сутки;
В соответствии с пунктом 10.1.3. "Правил благоустройства" содержание объектов благоустройства в городе Сарапул осуществляется круглогодично.
В соответствии с пунктом 10.1.3. "Правил благоустройства" содержание объектов благоустройства в городе Сарапуле осуществляются круглогодично.
В соответствии с п. 10.1.5. "Правил благоустройства" содержание в осенне-зимний период с 1 ноября по 14 апреля включает в себя:
- очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров и площадей от снега;
- погрузку и вывоз складируемого снега до наступления весенне-летнего периода;
- в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами (далее - ПГМ);
- удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега;
- рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы);
- работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев, порубочных остатков деревьев и кустарников;
- подметание территорий.
В осеннее-зимний период уборочные работы выполняются до 10 часов утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок, в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня.
Согласно пункту 10.2. "Правил благоустройства" в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Сарапуле физические и юридические лица, перечисленные в пункте 1.5. раздела 1 "Правил благоустройства" обязаны: устанавливать снегозадержатели на кровлях, скаты которых направлены в сторону улиц, обеспечить очистку крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день уборку сброшенного на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
Наличие необходимости проведения соответствующих работ усматривается из представленных в материалы дела доказательств, в том числе фотоматериалов, проведения каких-либо экспертиз не требует. Факт правонарушения не связывается законодателем с наличием угрозы для жизни и здоровья граждан, возникшей в результате неисполнения требований нормативных актов.
Наличие необходимости проведения соответствующих работ усматривается из представленных в материалы дела доказательств, в том числе фотоматериалов, проведения каких-либо экспертиз не требует.
Факт правонарушения не связывается законодателем с наличием угрозы для жизни и здоровья граждан, возникшей в результате неисполнения требований нормативных актов.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
Таким образом, событие правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины товарищества в совершении административного правонарушения исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Доказательств, подтверждающих принятие товариществом исчерпывающих мер по соблюдению Правил благоустройства, отсутствие возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях заявителя имеется и подтвержден надлежащими доказательствами состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Устранение нарушений до вынесения постановления об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.
Наличие актов приема - передачи, подписанных ИП Никифоровым А.Г. не свидетельствует о принятии заявителем всех возможных и достаточных мер по соблюдению Правил благоустройства.
Наличие актов приема - передачи не освобождает ТСЖ от ответственности за нарушение Правил благоустройства, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает заявителя, являющегося заказчиком, определяющим объем работ для подрядной организации, оплачивающим заказ и осуществляющим контроль, от административной ответственности за нарушение установленных правил, поскольку не изменяют лицо, ответственное за соблюдение вмененных требований правил и норм. Доказательств надлежащего исполнения ИП Никифоровым А.Г. договоренностей в части своевременного очистки снега представлено не было.
Так, осмотр производился административным органом 26.02.2019 и 28.02.2019 - при этом, как видно из материалов дела, 28.02.2019 снег все еще не был очищен с карниза.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание (административный штраф) соответствует санкции, предусмотренной статьей 11.2 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ, размер штрафа назначен минимальный.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1, части 2статьи 3.4 КоАП РФ не имеется.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ).
Доказательства, подтверждающие соответствие ТСЖ "Ефима Колчина, 52Б" условиям, позволяющим отнести его к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, полученная в налоговом органе, в материалы административного дела представлены не были. Административная комиссия в МО "Город Сарапул" принимала решение по имеющимся в деле доказательствам.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривает.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 июня 2019 года по делу N А71-6370/2019, вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Ефима Колчина, 52б" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6370/2019
Истец: ТСЖ "Ефима Колчина, 52б"
Ответчик: Административная комиссия Администрации г. Сарапула
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9722/19