г. Владимир |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А43-10866/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Волгиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2019 по делу N А43-10866/2019, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения" (ИНН 5254491873, ОГРН 1175275012615) к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании недействительными требования от 01.02.2019 N 318-20657/19 и распоряжения от 02.04.2019 N 181; взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства социальной политики Нижегородской области - Першина Ю.Г. по доверенности от 19.02.2019 N 318-13Д сроком действия 1 год;
общества с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения" - Сорокин А.В. по доверенности от 14.05.2019 N 1 сроком действия до 31.12.2019, Батин В.Н. по доверенности от 14.05.2019 N 2 сроком действия до 31.1.2019, Отт А.В. по доверенности от 14.05.2019 N 3 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр социального обслуживания населения" (далее по тексту - Общество) 17.04.2018 заключило с Министерством социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) договор N 49 "О предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг".
На основании данного Договора и дополнительных соглашений к нему Министерством выплачены Обществу субсидии на компенсацию затрат, связанных с оказанием социальных услуг в период с января по сентябрь 2018 года, на общую сумму 4 598 392 рублей 37 копеек.
В период с 14.01.2019 по 18.01.2019 на основании приказа от 17.12.2018 N СЛ-318-51368/18 Министерством в отношении Общества проведена проверка по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в 2018 году.
Результаты проверки изложены в справке от 24.01.2019.
В рамках проверки Министерством произведен расчет суммы, которая, по мнению Министерства, излишне выплачена Обществу по договору от 17.04.2018 N 49 за предоставление социальных услуг в 2018 году. Указанная сумма составила 1 749 767 рублей 99 копеек.
Министерство 01.02.2019 направило Обществу письмо N 318-20657/19 "О возврате выплаченной в нарушение условий субсидии", которым потребовало у общества вернуть в добровольном порядке выплаченную последнему в нарушение Порядка N 807 сумму субсидии в размере 1 749 767 рублей 88 копеек, ввиду выявленного Министерством в рамках проведенной проверки нарушения соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в 2018 году (несоответствия фактических затрат поставщика действующему тарифу Общества на 2018 год).
В 2019 году на основании заявок Общества на получение субсидии на выплату компенсаций расходов за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года Комиссией Министерства приняты решения о предоставлении Обществу субсидий за октябрь 2018 года в размере 832 671 рублей 06 копеек (протокол от 06.03.2019 N 7), за ноябрь 2018 года в размере 896 826 рублей 74 копеек (за протокол от 11.03.2019 N 9), за декабрь 2018 года в размере 979 605 рублей (протокол от 11.03.2019 N 10), всего на сумму 2 709 103 рублей.
Письмом от 20.03.2019 исх.N 318-61287/19 Министерство сообщило Обществу о принятом решение.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 807 на основании принятого решения о предоставлении субсидии между Министерством и Обществом заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии от 19.03.2019 N 30, дополнительные соглашения от 25.03.2019 NN 30/1, 30/2 на предоставление Обществу субсидии в общем размере 2 709 103 рубля.
Вместе с тем 02.04.2019 Министерством вынесено распоряжение N 181 "О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения"", в соответствии с которым в связи с установлением Министерством нарушений обществом пункта 2.2 Порядка N 807, на основании пункта 4.2.2 договора от 19.03.2019 N 30, предоставление субсидии Обществу приостановлено до устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с требованием и распоряжением Министерства, повлекшими, по мнению Общества, возникновение убытков, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 21.06.2019 распоряжение Министерства от 2.04.2019 N 181 признано недействительным. Суд оязал Министерство устранить допущенные нарушения и законных интересов Общества путем перечисления на расчетный счет субсидии в размере 2 709 103 рублей. В остальной части требований производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Министерство не согласно с решением суда в части признания недействительным распоряжения от 02.04.2019 N 181, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и законных интересов Общества путем перечисления на расчетный или корреспондентский счет субсидии в размере 2 709 103 рублей и ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что распоряжение от 02.04.2019 N 181 вынесено в соответствии с Порядком N 807 и условиями пунктов 4.2.2, 4.3.5, 4.16, 4.17 договора о предоставлении субсидии от 19.03.2019 N 30 ввиду выявленных в рамках проведения проверочных мероприятий нарушений обществом Порядка N 807 при предоставлении заявителю субсидии по договору от 17.04.2018.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 утвержден Порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа).
В силу пунктов 2.2, 2.4 Порядка N 807 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) субсидия предоставляется в целях компенсации затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками.
Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении из областного бюджета субсидии, заключенного на текущий финансовый год между Министерством и поставщиком в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области от 4 октября 2017 года N 181 (далее - договор).
Договор заключается при первичном обращении поставщика в текущем финансовом году в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии в порядке, установленном пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка.
При последующих обращениях (в период действия договора) поставщика в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии заключаются дополнительные соглашения к договору в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.1. Порядка N 807 предоставление субсидии носит заявительный характер.
Согласно пункту 3.2. Порядка N 807 поставщик, претендующий на получение субсидии, лично или через уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, не чаще 1 раза в месяц, следующий за месяцем, в котором получателю социальных услуг были оказаны социальные услуги, и не реже 1 раза в квартал представляет в Министерство непосредственно или почтовым отправлением заявку на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - Заявка), с приложение документов, перечень которых установлен названным пунктом, а также пунктом 3.3 Порядка N 807.
Министерство регистрирует Заявку с комплектом документов, представленных в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка, в день их поступления в Министерство и в течение 15 рабочих дней со дня регистрации Заявки и прилагаемых к ней документов Министерство: осуществляет проверку их комплектности в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка; в случае непредставления поставщиком документа, указанного в абзаце четвертом пункта 3.2 настоящего Порядка, запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия информацию, содержащуюся в индивидуальной программе (пункты 3.7, 3.8 Порядка N 807).
Пунктом 3.10 Порядка N 807 установлено, что заявка и документы, поступившие в Министерство, рассматриваются на заседании комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсаций расходов поставщикам, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Комиссия).
Заседания Комиссии проводятся не позднее 5 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания проверки соответствия документов требованиям, установленным настоящим Порядком.
В случае поступления Заявки позднее 5 декабря текущего финансового года ее рассмотрение осуществляется в течение первых 15 рабочих дней следующего финансового года.
В случае, если на момент рассмотрения Заявки надзорными либо правоохранительными органами проводится проверка деятельности поставщика, рассмотрение Заявки приостанавливается до получения результатов проверки, о чем в течение 3 рабочих дней сообщается поставщику.
В течение 5 рабочих дней после получения Министерством информации о результатах проверки Комиссия возобновляет рассмотрение Заявки в соответствии с настоящим Порядком.
По результатам рассмотрения Заявки Комиссия принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидии; об отказе в предоставлении субсидии (пункт 3.11 Порядка N 807).
В случае принятия Комиссией решения о предоставлении поставщику субсидии Комиссия принимает решение о размере субсидии (пункт 3.12 Порядка N 807).
Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается председателем, а в случае его отсутствия - заместителем председателя Комиссии в течение 2 рабочих дней, следующих после заседания Комиссии (пункт 3.13 Порядка N 807).
Согласно пункту 3.14 Порядка N 807 в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения поставщику почтовым отправлением направляются письменное уведомление о принятом Комиссией решении о предоставлении субсидии с обоснованием размера предоставляемой субсидии и проект договора (дополнительного соглашения к договору) для подписания либо уведомление об отказе в предоставлении субсидии с обоснованием отказа.
В случае согласования проекта договора (дополнительного соглашения к договору) поставщик в течение 3 рабочих дней со дня его получения направляет в Министерство почтовым отправлением подписанный проект договора (дополнительного соглашения к договору).
Поставщик вправе обжаловать решение комиссии в судебном порядке.
В течение 3 рабочих дней с даты поступления в Министерство проекта договора (дополнительного соглашения к договору), подписанного поставщиком, проект договора (дополнительного соглашения к договору) подписывается уполномоченным лицом Министерства и регистрируется в Министерстве (пункт 3.16 Порядка N 807).
Перечисление субсидии осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на выплату субсидии, в течение 5 банковских дней со дня регистрации договора (дополнительного соглашения к договору) на расчетный или корреспондентские счета, открытые поставщиками в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях (пункт 3.17 Порядка N 807).
Аналогичные положения содержатся в редакции Порядка N 807, действующей с 01.01.2019.
Из содержания приведенных положений Порядка N 807 следует, что принятие Комиссией Министерства решения по заявке поставщика социальных услуг о предоставлении субсидии влечет за собой исполнение императивно установленного требования о перечислении субсидии на счет поставщика.
Порядок N 807 не содержит положений о возможности приостановления предоставления субсидии, решение о которой уже принято, оформлено протоколом и повлекло за собой заключение с поставщиком социальных услуг соответствующего договора.
Порядок N 807 и в редакции, действовавшей до 01.01.2019, и в последующей редакции допускает исключительно приостановление рассмотрение заявки о предоставлении субсидии и приложенного к ней комплекта документов в случае проведения проверки деятельности поставщика надзорными или правоохранительными органами на момент рассмотрения заявки.
Получение результатов проверки является основанием для возобновления рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии.
Из положений Порядка N 807 следует, что решение о предоставлении субсидии принимается Комиссией Министерства в случае отсутствия оснований для отказа в ее предоставлении. При этом принятию такого решения предшествует определение размера субсидии, подлежащей выплате поставщику, в рамках которого осуществляется проверки предложенных поставщиком тарифов (пункт 3.12 Порядка N 807 в редакции до 01.01.2019, пункт 3.17 Порядка N 807 в редакции после 01.01.2019).
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявок Общества о предоставлении субсидии на выплату компенсации расходов за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года, Министерство принято решение о предоставлении такой субсидии: за октябрь 2018 года в размере 832 671 рубля 06 копеек (протокол от 06.03.2019 N 7), за ноябрь 2018 года в размере 896 826 рублей 74 копеек (за протокол от 11.03.2019 N 9), за декабрь 2018 года в размере 979 605 рублей (протокол от 11.03.2019 N 10), всего на сумму 2 709 103 рублей.
В соответствии с требованиями Порядка N 807 о принятом решении Министерство уведомило общество письмом от 20.03.2019 N 318-61287/19, направленным в адрес Общества с приложением договора N 30 от 19.03.2019, а также письмом от 22.03.2019 исх.N 318-64463/19 с приложением дополнительных соглашений от 25.03.2019 N 3011 и от 27.03.2019 N 3012.
Размер субсидии 2 709 103 рублей, решение о предоставлении которой принято Министерством протоколами от 06.03.2019 и от 11.03.2019, Обществом не оспаривается.
И договор от 19.03.2019, и дополнительные соглашения к нему сторонами подписаны, Министерством зарегистрированы с присвоением соответствующих номеров.
Следовательно, в силу требований пунктов 3.16, 3.17 Порядка N 807, действовавшего до 01.01.2019, пунктов 3.20, 3.21 Порядка N 807 в редакции, действующей после 01.01.2019, у Министерства возникла обязанность по перечислению субсидии Обществу.
Однако в нарушение требований Порядка N 807 такое перечисление Министерством не осуществлено ввиду принятия распоряжения от 02.04.2019 N 181 "О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения".
Вместе с тем принятие такого распоряжения в силу положений Порядка N 807 не предусмотрено, что не оспаривалось представителем Министерства при рассмотрении настоящего дела (аудиозапись судебного заседания от 20.06.2019).
Ссылку Министерства на положения пункта 4.2.2 договора N 30 от 19.03.2019 в подтверждение правомерности принятия оспариваемого обществом распоряжения суд не принимает в силу следующих обстоятельств.
Согласно названному пункту договора Главный распорядитель (Министерство) вправе приостанавливать предоставление Субсидии в случае установления Главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором, в том числе указания в документам, представленных Получателем в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, до устранения указанных нарушений с обязательным уведомлением получателя не позднее третьего рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении предоставления субсидии.
Таким образом, из содержания рассматриваемого пункта договора следует, что приостановление предоставления субсидии возможно только при наличии совокупности условий в виде наличия информации о фактах нарушения Получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором (от 19.03.2019 N 30).
Следовательно, без установленных фактов нарушения обществом условий договора N 30 от 19.03.2019 приостановление предоставления субсидии является неправомерным.
Вместе с тем в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют и Министерством не представлены доказательства наличия таких нарушений.
Согласно письму Министерства от 20.03.2019 исхN 318-61287/19, размер субсидии по договору N 30 от 19.03.2019 рассчитан с учетом подушевых нормативов, утвержденных приказом Министерства от 05.03.2018 N 93 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2018 год" (в редакции приказа от 23.08.2018 N 453).
В связи с чем, необоснованной является ссылка Министерства на неправомерно установленные Обществом тарифы, поскольку при заключении договора N 30 от 19.03.2019 тарифы Общества при определении размера субсидии не использовались Министерством.
Довод Министерства о наличии информации о фактах нарушения обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, обоснованно не принят судом, поскольку, как следует из справки по результатам проверки от 24.01.2019, требования о возврате денежной суммы, выплаченной в нарушение условий субсидии от 01.02.2019 исх.N 318-20657/2019, к выводу о наличии таких нарушений Министерство пришло на основании проверки тарифа, примененного при расчете субсидии из областного бюджета в 2018 году, предоставленной обществу по иному договору от 17.04.2018 N 49.
При этом судом отмечено, что на момент принятия решения о предоставлении субсидии из областного бюджета в 2019 году (06.03.2019), результаты проведенной проверки в распоряжении Министерства имелись, однако, исходя из положений Порядка N 807, оснований для отказа в предоставлении субсидии Министерством не было установлено, вследствие чего указанное решение было принято.
Также судом не принимается ссылка Министерства на пункты 4.3.5, 4.1.6, 4.1.7 договора N 30 от 19.03.2019, поскольку и в силу содержания названных пунктов и в силу пункта 1.1. данного договора действие данных пунктов договора распространяется исключительно на правоотношения по предоставлению Обществу из областного бюджета в 2019 году субсидии на компенсацию затрат, связанных с предоставлением социальных услуг.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Министерства оснований для распространения возникших с обществом правоотношений по договору от 17.04.2018 N 49 на предоставлении субсидии в 2018 году на правоотношения, возникшие по договору от 19.03.2019 N 30 на предоставление субсидии в 2019 году, в том числе, в части результатов осуществленного по договору от 17.04.2018 финансового контроля.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое Обществом распоряжение от 02.04.2019 N 181 "О приостановлении предоставления субсидии поставщику социальных услуг ООО "Центр социального обслуживания населения" не соответствует требованиям Порядка N 807 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя последнему своевременно получить компенсацию понесенных в связи с осуществлением деятельности затрат.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2019 по делу N А43-10866/2019 в обжалуемой части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10866/2019
Истец: ООО "Центр социального обслуживания населения ", ООО "Центр социального обслуживания населения"
Ответчик: Министерство социальной политики Нижегородской области